16.12.2020
Стратегия обороны в экономической войне
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Виктор Бояркин

Член Совета по внешней и оборонной политике, председатель консультационно-делового Совета по Ливии.

О необходимости формирования государственной политики в области применения специальных экономических мер (санкций) и противодействия им

Российская система контрсанкций должна стать инструментом поддержки лиц, действующих в целях продвижения национальных экономических и политических интересов России, а не конструкцией для бесцельной благотворительности и финансовых злоупотреблений. Но готово ли наше государство обеспечить помощь подсанкционным гражданам России?

На фоне происходящих изменений геополитической картины мира всё чаще в качестве драйверов для достижения целей элитарных групп Запада выступают санкционные инструменты. В отношении вероятного противника, например, России, наращивание экономического давления используется для того, чтобы ослабить потенциал, не допустить превосходства и обеспечить тем самым конкурентное преимущество своим капиталам на мировых рынках. Влияние этих инструментов также распространяется на союзников и третьи страны, дабы не произошло их сближения с Россией при обходе санкций. Экономически ослабляя, их заставляют выходить из выгодных контрактов и теснее замыкают на себя. Кроме того, что не менее важно, – санкции содействуют формированию условий для смены власти в государствах, не желающих встраиваться в орбиту национальных интересов США.

Американские эксперты относят санкции к одному из ключевых элементов так называемой американской «силы принуждения» P2C[1] (power to coerce), они являются неотъемлемой частью государственной внешней и экономической политики, разрабатываемой и реализуемой специально созданными для этих целей органами исполнительной власти. Это управление санкционной политики[2], управление по контролю за иностранными активами[3], специальный комитет, в состав которого входят представители министерства торговли, госдепартамента, минобороны, минэнерго и минфина, а также спецслужб. Системный подход обеспечивает оперативное реагирование властей США на новые, по их оценкам, вызовы и угрозы национальной безопасности.

Не стала исключением и американская реакция на заявление о создании и регистрации в России первой в мире вакцины против коронавируса. Практически сразу после этого события, 27 августа текущего года, министерство торговли США внесло в санкционный список три российских НИИ, один из которых участвовал в испытаниях на безопасность и эффективность вакцины от коронавируса[4], созданной Центром им. Гамалеи Минздрава России. По заявлению сенатора Олега Морозова, новыми санкциями против российских научных институтов Вашингтон прикрывает свой проигрыш в разработке вакцины от COVID-19 и пытается не допустить разработанную в РФ вакцину на западные рынки[5].

Применение санкционных инструментов в отношении российских государственных структур и граждан России будет нарастать. По данным РБК[6] наиболее крупный пул подсанкционных российских лиц и организаций сформирован на основании факта присоединения Крыма к России и событий на востоке Украины (289 физических и 479 юридических лиц). К примеру, под санкциями по делу Магницкого 57 и 1 соответственно; санкции по закону «О противодействии противникам Америки» (CAATSA) – 32 и 42; за кибератаки на Соединённые Штаты – 34 и 13; за оказание поддержки Сирии – 12 и 6; продажа товаров или вооружений в КНДР, Иран и Сирию – 6 и 11.

Пусть Россия будет Россией
Томас Грэм
Прежние стратегии Вашингтона опирались на неверное истолкование намерений России, а их авторы отказывались признавать ограниченность возможностей Соединенных Штатов.
Подробнее

Всего под санкциями США находится в общей сложности около 450 российских граждан[7]. Американское руководство, объявляя включение представителей крупного бизнеса, или, как их официально квалифицируют сами американцы, «олигархов», в список граждан особых категорий и запрещённых лиц SDN List (Specially Designated Nationals and Blocked Persons List), рассчитывает на формирование в их среде условий для недовольства существующей в России властью, поскольку из-за санкций они более не могут вести эффективный бизнес, теряя возможность далее преумножать капиталы. В экономическом плане цель очевидна – либо установить контроль над крупным российским бизнесом, а в случае невозможности последнего – нанести невосполнимый ущерб за счёт его производственных, финансовых и имиджевых потерь вследствие применения санкций.

Подпавшие под специальные экономические меры в условиях отсутствия скоординированной антисанкционной политики в России пытаются обращаться «за справедливостью» к самим Соединённым Штатам, которые этого и добиваются. В июне 2019 г. работники «Группы ГАЗ» под лозунгом «400 тысяч жертв Соединённых Санкций Америки» провели акцию у американского Посольства в Москве, в ходе которой передали послу Джону Хантсману письмо с обеспокоенностью сложившейся из-за санкций ситуацией. Председатель рабочего совета Евгений Морозов и специалист по экономике «Группы ГАЗ» Любовь Железнова прямо подтвердили, что санкции достигают цели, заявив о серьёзной угрозе остановки производства[8] и возможных тяжёлых социальных последствиях.

Не скрывают наличие реальных проблем в связи с попаданием под санкции и физические лица, адаптация которых к изменившимся условиям жизни и работы не всегда проходит гладко. Одно дело, когда это касается подсанкционных госслужащих. Они тоже поражены в гражданских правах, но государство гарантирует им сохранение зарплат, пенсионных выплат и прочие меры социальной защиты.  Совсем другое дело – применение санкций к бизнесменам и сотрудникам коммерческих структур. В этом случае они становится «токсичными» для компаний-партнёров и бизнес-сообщества, что ведёт к ограничению деловых процессов и – как результат – росту издержек (переписывание активов и бизнеса на других лиц, укрытие связей, повышение затратной части и так далее), вплоть до потери бизнеса.

В последние несколько лет российские юристы поднимали вопрос о защите интересов российских организаций, органов, учреждений, граждан, в отношении которых Соединёнными Штатами введены специальные экономические меры, связанные с делами Магнитского, Скрипалей, ситуацией по Украине и Крыму, кибератаками, вмешательством в выборы в США, оказанием поддержки другим странам, продажей товаров и вооружений, применением химоружия. На Западе уже обсуждается вопрос о необходимости введения санкций против россиян в связи с «делом Навального» и ситуацией в Белоруссии.

Правовая проблема состоит в том, что российское законодательство не предусматривает запрета для органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций и физических лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на исполнение экономических санкций, введённых иностранными государствами в отношении Российской Федерации.

Такая попытка предпринимались Госдумой в 2018 г. в виде резонансной законотворческой инициативы об уголовной ответственности за исполнение санкций иностранных государств на территории Российской Федерации[9]. Она подразумевала внесение в УК новой статьи, нарушением которой являлось бы в том числе уклонение от делового сотрудничества с компаниями, подпавшими под санкции. Предлагалось «дополнить статью 3 ФЗ “О специальных экономических мерах и принудительных мерах”, определив, что органам государственной власти, местного самоуправления, их должностным лицам, а также находящимся под юрисдикцией Российской Федерации организациям (в том числе с иностранным участием) и физическим лицам запрещено совершать действия, направленные на реализацию специальных экономических мер, введённых в отношении Российской Федерации иностранными государствами и организациями, которые приводят или могут привести к подрыву безопасности Российской Федерации».

Против законопроекта выступили РСПП, Совет по правам человека при Президенте РФ и ряд других лиц, полагающих, что если законопроект будет принят в его действующей редакции, то каждый россиянин рискует оказаться фигурантом уголовного дела. Понадобились дополнительные консультации с деловым и экспертным сообществом. Относительно целесообразности принятия данного законопроекта мнения в экспертном сообществе разделились. Его противники считают, что идея о запрете исполнения зарубежных санкций нанесёт значительный убыток экономике России, ударив по торговому балансу страны и бизнеса за рубежом. В случае реализации такой меры с международного рынка уйдёт значительное число российских игроков, а освободившееся поле займут западные конкуренты. Экспортно-ориентированные отрасли, такие как металлургия, химическая, нефтяная и газовая промышленность, быстро ощутят негативный эффект от предложенного закона, учитывая, что федеральный бюджет России во многом формируется за счёт торговли энергоносителями.

Стоит отметить, что до сих пор нет и специального ФЗ, определяющего ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, предусмотренную частью 4 статьи 3 Федеральный закон «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» № 281-ФЗ, несмотря на то, что закон был принят в декабре 2006 года. Вопрос о конкретных мерах по защите юридических лиц от последствий введения специальных экономических мер в отношении Российской Федерации в той или иной степени, но решается, тогда как на государственном уровне защита прав конкретных граждан РФ, в отношении которых введены специальные экономические меры, осуществляется эпизодически.

Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что всё чаще специальные экономические меры принимаются в отношении конкретных лиц и всё больше российских граждан попадает в санкционные списки. Отсутствие прямого запрета на выполнение действий по реализации иностранных санкций и соразмерного наказания за нарушение такого запрета на практике приводит к тому, что те же банки на территории России под различными предлогами отказывают подсанкционным лицам в обслуживании, открытии счетов, о чём на своём примере рассказал депутат Государственной думы Игорь Лебедев в ходе обсуждения законопроекта об уголовной ответственности. Кроме того, оказавшиеся под санкциями россияне испытывают трудности с защитой своих интересов за рубежом. В Соединённых Штатах адвокатам необходимо получить специальное разрешение на то, чтобы представлять их в судах. При этом стоимость услуг иностранных юридических компаний по таким делам может измеряться миллионами долларов. Но где тогда российским гражданам, поражённым в правах на территории своей страны, взять средства на отстаивание в американских судах законных прав и интересов, что безусловно, нужно делать подсанкционным лицам, чтобы с юридических позиций пытаться воспрепятствовать администрации США в дальнейшем расширении перечня лиц особых категорий. 

Вполне резонно возникает вопрос, готово ли государство компенсировать такие расходы или обеспечить юридическую помощь подсанкционным гражданам России?

Важным шагом в этом направлении стало принятие Закона о правовой защите лиц, подпавших под антироссийские санкции[10], который вступил в силу 19 июня 2020 года. В соответствии с Законом вносится ряд изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, предоставляющих юридическим и физическим лицам, находящимся под санкциями, определённые процессуальные возможности. Закон, в частности, устанавливает исключительную подсудность российских арбитражных судов по спорам с участием лиц, в отношении которых введены иностранные санкции. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с международным договором РФ или соглашением сторон рассмотрение споров отнесено к компетенции иностранных судов и международных арбитражей, находящихся за пределами Российской Федерации.

Как известно, на этапе рассмотрения законопроект получил отрицательный отзыв Банка России, в котором указывалось, что документ является несовместимым со статьёй 15 Конституции РФ, в силу которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Отмечалось, что документ ухудшит инвестиционный климат в стране из-за повышения рисков для иностранных контрагентов. Законопроект был также подвергнут критике со стороны Федеральной палаты адвокатов.

По оценкам юристов[11], закон является скорее политическим актом, демонстрирующим желание государства в предоставлении особых мер защиты санкционным лицам, и призван внести ясность в эту область, упростить им до определённой степени доступ к правосудию в случае возникновения непреодолимых сложностей при рассмотрении споров за рубежом.

Принятие Федерального закона от 08.06.2020 № 171-ФЗ вызывает сдержанный оптимизм и надежду на дальнейшее движение к правовому регулированию, обеспечивающему конкретную действенную помощь и защиту физических лиц, находящихся под санкциями.

В дальнейшей юридической проработке нуждаются два основных направления.

Во-первых, это правовое регулирование, предусматривающее введение ответственности:

  • за неисполнение принятых РФ специальных экономических мер (существует № 281-ФЗ, принятый в декабре 2006 года «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»[12], однако ответственность должностных лиц до сих пор не предусмотрена);
  • за исполнение санкций иностранных государств на территории Российской Федерации (законопроекты на стадии длительного обсуждения[13] в силу особого мнения бизнес сообщества и экономистов).

Во-вторых, это правовая и иная поддержка подсанкционных лиц, формирование российской системы контрсанкций (РСК):

1) Разработка и реализация мер поддержки (льготы социальные и материальные, налоговые, кредитные, экспортно-импортные, содействие в правовой защите за рубежом). Сложность заключается в том, что объём, вид и характер понесённого ущерба, связанного с попаданием в списки, может значительно разниться, в связи с чем трудно заранее определить конкретно кому, в каком объёме и какой вид поддержки нужно предусмотреть. В совокупности степень мер поддержки попавшим в санкционные списки должна превышать степень нанесённого ущерба с тем, чтобы при принятии администрацией США решения о введении очередных санкций в отношении граждан РФ, американцы понимали, что обеспечивают им в России лучшие условия жизни и деятельности (иными словами: тот, кто попадает под американские санкции, получает в России государственное обеспечение, должность, широкие льготы и прочие привилегии).

2) Формирование РСК, главным фундаментом которой выступают технологии контрсанкций и специальные финансовые пулы. Речь идёт о создании под контролем и с одобрения государства системы пулов финансирования, разбитых по моделям санкционного воздействия (МСВ), всего 8 пулов по количеству МСВ. Финансирование пулов обеспечивается крупными финансово-промышленными группами (ФПГ), которые покрывают расходы менее состоятельных лиц и госслужащих, попавших под санкции. Каждый пул финансирует программу контрмер, направленную конкретно на свою модель санкционного воздействия.

Решение проблемы физических и юридических лиц, попавших под санкции, может лежать в формировании одобренного ЦБ РФ финансово-правового механизма, при котором их счета немедленно передаются в авторизованный государственный банк (специальный уполномоченный банк – СУБ), защищённый от санкций, и далее ведутся там. Кроме того, счета РСК, а это весь капитал восьми финансовых пулов, передаются сюда же.

Задействование ресурсов СУБ возможно и для решения проблем Крыма, где российские финансово-промышленные группы стараются воздерживаться от работы. С этой целью СУБ мог бы сформировать под своим контролем экосистему уполномоченных компаний (SPV[14]) контролируемых ФПГ, желающими работать в Крыму. Это привлечёт в Крым значительные средства, которые сейчас боятся туда зайти. Рост экономики Крыма обеспечит рост доходов и внутрироссийского значения СУБ. Работа СУБ с Крымом послужит мощной рекламой банка в кругу подсанкционных лиц. Учитывая, что подавляющее большинство крупных игроков российской экономики находится под санкциями, обязательное включение их расчётов в орбиту СУБ может способствовать росту его веса в банковском секторе вплоть до выхода в лидеры блока В2B.

Однако при этом важно учитывать, что при любой контрсанкционной конструкции и любом объёме капитала, накопленного в финансовых пулах, обслуживающих контрмеры против санкционных моделей, невозможно обеспечить защитой всех фигурантов санкционных списков. Ресурсы всегда ограничены, сколько бы их ни было. Важно задать чёткие критерии, которым должно отвечать подсанкционное лицо, чтобы претендовать на включение в систему РСК. Сформулировать критерии предстоит позже, и это дело юристов. Сейчас следует лишь обозначить вопрос наличия таких критериев, с тем чтобы при создании РСК было ясное понимание того, что создаётся инструмент поддержки лиц, действующих в целях продвижения национальных экономических и политических интересов России, а не сооружается конструкция для бесцельной благотворительности и финансовых злоупотреблений.

Эффективное функционирование РСК помимо единого специального уполномоченного банка должно обеспечиваться контролем со стороны куратора от государства и управляться отдельно созданной для этого организационной структурой в системе исполнительной власти.  

3) Совершенствование структуры управления системой контрсанкций на межправительственном, межгосударственном уровне с опорой на опыт функционирования Департамента контроля за внешними ограничениями Министерства финансов РФ[15]. Такая структура могла бы координировать действия всех ведомств правительства, взаимодействовать с предприятиями, которые попали под санкции, и готовить предложения по их поддержке, вырабатывать антисанкционные меры. Было предложение главы РСПП, заявляют об этом и представители крупного бизнеса. Олег Дерипаска, отмечая, что в США разработкой санкций против других стран занимается большое количество сотрудников, констатировал, что «нам не нужно пять тысяч человек, но тысяча и созданные подразделения во всех ведомствах должны работать»[16].

Одним из ключевых организационных вопросов сегодня – нужно ли ограничиваться одним органом управления при Минфине России или, учитывая, что санкции затрагивают широкий спектр госинтересов, возможен и комплексный подход. А именно – «антисанкционные» подразделения могут быть сформированы в органах законодательной и исполнительной властей в зависимости от специфики их деятельности, но объединяться в межведомственную группу, чтобы снять возможный конфликт интересов в ходе оперативного согласования принимаемых решений и законопроектов.

В целом это должен быть единый орган управления, предназначенный для эффективного противодействия санкционным решениям зарубежных государств в отношении России, защиты прав и свобод российских граждан, организаций и бизнес-структур, налаживания контрсанкционной борьбы со следующими основными задачами:

  • Формирование государственной политики[17] в области применения специальных экономических мер (санкции) и противодействия им.
  • Разработка основ государственной политики на данном направлении и организация их внедрения на практике.
  • Организация защиты в международных судах нарушенных прав государства на ведение полноценной деятельности по продвижению национальных интересов.
  • Координация деятельности органов государственной власти в области защиты интересов и прав граждан, юридических лиц, попавших под санкции, включая, но не ограничиваясь разработкой специальных экономических мер (импортозамещение, создание собственных платёжных систем, налаживание альтернативных вариантов взаиморасчетов и так далее).
  • Отработка с финансовыми регуляторами контрсанкционных конструкций.
  • Взаимодействие с органами законодательной власти по продвижению соответствующих законопроектов.
  • Взаимодействие с органами прокуратуры по вопросам применения национальных и международных нормативно-правовых актов в отношении иностранных лиц и организаций, принимающих решения о включении российских граждан и юридических лиц в санкционные списки, а также в отношении российских организаций и граждан, выполняющих решения иностранных органов власти по реализации санкционной политики на территории РФ.
  • Организация взаимодействия со странами, попавшими в санкционные списки, а также с другими странами для формирования единой позиции по выработке международных механизмов (договорно-правовых и иных) по запрету на использование специальных экономических мер в мирное время (рассматривать их как вид оружия), за исключением применения санкций СБ ООН[18] (существующая система также нуждается в модернизации и выработке четких критериев и порядка применения санкций).
  • Определение объёма необходимых ресурсов для реализации государственной политики в области применения специальных экономических мер (санкции) и противодействия им, согласование его в бюджетных органах с последующим контролем за расходованием средств.

Не претендуя на полномасштабное освещение проблемы, опираясь на существующие оценки и анализ сложившейся ситуации, можно сделать следующие выводы:

  1. Применение санкционной политики иностранных государств и организаций в отношении Российской Федерации сохранится на продолжительную перспективу, что требует от федеральных органов исполнительной власти разработки мер противодействия как существующим санкциям, так и принятия заблаговременных мер, снижающих эффективность таких шагов по отношению к РФ в будущем.
    Таким образом, необходима выработка государственной политики в области применения специальных экономических мер (санкций) и противодействия им.
  2. Шаги по защите нарушенных прав конкретных лиц и организаций в связи с введением в отношении их санкций должны получить дальнейшее развитие от уже работающей системы поддержки крупного бизнеса (юридических лиц) к предметной работе по защите гражданских прав физических лиц, включённых в санкционные списки.
  3. Вопрос о введении Россией специальных экономических мер в отношении США и их сателлитов требует детальной проработки, поскольку их применение тем эффективнее, чем существеннее разница между ВВП государств. В данной ситуации Россия может оказаться в проигрыше в противостоянии Соединённым Штатам, если не привлечёт союзника, по экономической мощи сопоставимого с Америкой. Сейчас это Китай, который испытывает фундаментальное санкционное давление[19]. Техничный контрсанкционный союз России с Китаем на государственном уровне представляется ключевой возможностью для организации эффективного противодействия США.
  4. Целесообразно продвигать новые законопроекты по введению ответственности за исполнение санкций иностранных государств на территории РФ и правовой поддержке юридических и физических лиц, попавших под санкции, чтобы защитить их права и закрепить обязательства государства по регулированию антисанкционных процессов и компенсации потерь гражданам и организациям от применения к ним санкций.
  5. В качестве промежуточной меры для координации работы с федеральными органами исполнительной власти и законодателями на этом направлении с учётом мнений и оценок подсанкционных лиц (физических и юридических) может быть создание с их участием отдельной ассоциации – общественной организации[20], призванной способствовать выработке и реализации государственной политики в области применения специальных экономических мер и противодействия им.

PS. С декабря 2018 г. решением Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США Виктор Бояркин включён в список лиц особых категорий[21] в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA).

Россия и Запад: вторая «холодная» или первая «прохладная»?
Константин Худолей
«Прохладная война» России и Запада – не конфликт антагонистических общественно-политических систем или цивилизаций, а противоборство по вопросам устройства современного мира и правил игры на международной арене. А значит – компромисс возможен.
Подробнее
Сноски

[1] The Power to Coerce Countering Adversaries Without Going to War // RAND Corporation. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/research_reports/RR1000/RR1000/RAND_RR1000.pdf

[2] Управление санкционной политики // Государственный департамент США. URL: https://www.state.gov/economic-sanctions-policy-and-implementation/ .

[3] Управление по контролю за иностранными активами // Министерство финансов США, URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/office-of-foreign-assets-control-sanctions-programs-and-information

[4] Addition of Entities to the Entity List, and Revision of Entries on the Entity List // Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США, 2020. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2020/08/27/2020-18909/addition-of-entities-to-the-entity-list-and-revision-of-entries-on-the-entity-list

[5] Интервью сенатора О.Морозова // РИА Новости, 2020. URL: https://ria.ru/20200826/sanktsii-1576349855.html

[6] Семь лет санкций против России. Главное // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/29/07/2020/5bffb0f09a79470ff5378627 

[7] Список лиц РФ, ДНР, ЛНР, попавших под санкции США и ЕС по состоянию на 15 июля 2020 г. // РБК. URL: https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/file/1/45/755949094599451.pdf

[8] Сотрудники ГАЗа провели акцию против санкций у посольства США в Москве // РБК, 2019. URL: https://www.rbc.ru/society/10/06/2019/5cfe64e79a79477a710ac395

[9] О законопроекте «Об уголовной ответственности за исполнение санкций иностранных государств на территории Российской Федерации» // Государственная Дума РФ, 2018. URL: http://duma.gov.ru/news/26947/ .

[10] Федеральный закон от 08.06.2020 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введёнными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006080017?index=1&rangeSize=1

[11] Моисеенко К. Комментарий к закону о переносе в Россию споров с участием лиц, попавших под санкции, 2020. URL: https://zakon.ru/blog/2020/06/26/kommentarij_k_zakonu_o_perenose_v_rossiyu_sporov_s_uchastiem_lic_popavshih_pod_sankcii

[12] Федеральный закон «О специальных экономических мерах» от 30.12.2006 №281-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24826

[13] Мисливская Г. // Российская газета – федеральный выпуск, №103 (7566), 2018. URL: https://rg.ru/2018/05/15/gosduma-odobrila-zakonoproekt-ob-otvetstvennosti-za-ispolnenie-sankcij.html

[14] SPV – (от англ. Special Purpose Vehicle) — компания специального назначения, или «проектная компания», созданная для реализации определённого проекта или определённой цели. SPV позволяет эффективно управлять отдельными бизнес-процессами, финансовыми потоками. В данном случае это компания, предназначенная только для работы в Крыму, нигде в отчётности не увязанная с материнской ФПГ, имеющая счёт/счета в ПСБ.

[15] Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 3272 «Об утверждении Положения о Департаменте контроля за внешними ограничениями Министерства финансов Российской Федерации», https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/02/main/28.12.2018_3272_Polshozhenie_o_DK.pdf

[16] О.Дерипаска, интервью телеканалу РБК, 29 июля 2020 года, https://www.rbc.ru/business/29/07/2020/5f2133339a79472e1f5e17ca?from=column_1.

[17] Л. В. Сморгунов, Государственная политика и управление, 2-е издание, исправленное и дополненное, Москва, 2019. Под государственной политикой здесь понимается система взаимоувязанных действий государства, ориентированных на достижение целей его стратегического развития.

[18] Санкции Совета Безопасности ООН, https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions/informatio.

[19]   Статья «В нацразведке США заявили, что Китай опаснее России», Газета Ру, 30 августа 2020 года, https://www.gazeta.ru/politics/news/2020/08/30/n_14868607.shtml.

[20] С высокой долей вероятности можно предположить, что в отношении создаваемой Ассоциации подсанкционных лиц и организаций Соединёнными Штатами также будут введены специальные экономические меры.

[21] Министерство финансов США принимает меры против сотрудников российской разведки за вмешательство в выборы, кибератаку на Всемирное антидопинговое агентство и другую злонамеренную деятельность // Государственный департамент США, 2018. URL: https://translations.state.gov/2018/12/19/министерство-финансов-сша-принимает/.

Нажмите, чтобы узнать больше