20.12.2021
США – Россия: спорить о том, кто в кого первый выстрелил, бесполезно – надо решать, что делать дальше
Интервью
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Кевин Райан

Бригадный генерал сухопутных войск США в отставке, научный сотрудник Белферовского центра по вопросам безопасности в школе им. Джона Кеннеди при Гарвардском университете. 

Интервью подготовлено специально для передачи «Международное обозрение» (Россия 24)

Можно ли снизить международную напряжённость усилиями военных? Фёдор Лукьянов побеседовал об этом для программы «Международное обозрение» с американским бригадным генералом в отставке Кевином Райаном, ныне научным сотрудником Белферовского центра по вопросам безопасности в школе имени Кеннеди Гарвардского университета.

– Кевин, можно ли представить себе разговор на уровне российских и американских военных, именно военных, а не политиков, результатом которого было бы долгосрочное снижение напряжённости в Восточной Европе?

– Последние одиннадцать лет мы в составе «группы Эльба», куда входят отставные генералы вооружённых сил и разведки, обсуждали эти темы и вообще отношения между нашими двумя странами. Мы рекомендовали руководителям двух стран поручить своим военачальникам наладить более эффективные каналы коммуникации. Цель – избежать неправильных оценок и ненамеренных обострений.

После присоединения Россией Крыма контакты между российскими и американскими военными, по сути, свелись к телефонным звонкам руководителей оборонных ведомств. Но сейчас число военнослужащих в Восточной Европе и западной части России растёт, нужны более основательные каналы. Главе российского Генштаба и председателю Объединённого комитета начальников штабов США стоит обсудить механизм прозрачности, который устроил бы обе стороны, чтобы правильно понимать, что происходит, включая инциденты.

– Атмосфера сейчас и в холодную войну – когда было опаснее? Особенно в том, что касается инцидентов, демонстративных действий. Во время холодной войны были определённые ограничения этого, а сейчас?

– Во время холодной войны, конечно, были инциденты. Корабли подходили друг к другу слишком близко. Самолёты сбивали. Многие не знают, что с 1950-х гг. 39 американских самолётов были сбиты в районе советских границ. СССР не говорил об этом, потому что там была своя культура секретности, а США не говорили, потому что это были тайные операции – большинство самолётов осуществляли разведку. В общем, такое случалось, но сегодня инциденты просто намного более на виду.

Что мы пытаемся сделать? Создать механизм, в рамках которого могли бы говорить о том, что произошло, установить реальную картину и дать президентам возможность и время принять разумное решение, а не оказаться в ситуации срочного реагирования на то, что российский или американский самолёт внезапно сбит, например, в районе Балтийского моря. Время для осмысления очень важно, иначе это слишком опасно.

– Есть довольно успешный опыт избегания инцидентов в Сирии. Может ли он быть распространён на более широкие отношения России и США?

– В целом, да, инцидентов не было. Был весьма трагический случай, когда российские, назовём их, наёмники, военнослужащие неправительственных подразделений погибли на востоке Сирии во время операции. Это было трагическое событие. Примечательно, что Россия и США в этот момент говорили друг с другом, обе стороны знали, что происходит на земле, но то подразделение, которое осуществляло операцию, по каким-то причинам не принимало сигналы, были жертвы. Так что случается.

Но да, в Сирии есть центры деконфликтинга, и это чрезавычайно важно. Возможно, благодаря этому мы избежали многих потенциальных проблем, о которых поэтому сейчас и не знаем. Что-то подобное нужно в Восточной Европе. По идее, такие группы должны работать в рамках ОБСЕ, но если там не получится, необходимы другие механизмы такого рода.

– Сейчас мы во многом пожинаем плоды политики предшествующих десятилетий. Что можно было бы сделать иначе в сфере безопасности, есть ли в США рефлексия на эту тему?

– Предстоящее тридцатилетие распада СССР заставляет многих в Америке размышлять о том, что можно было сделать иначе, какие другие решения принять? Расширение НАТО было не единственным вариантом тридцать лет назад. Европа нуждалась в механизме безопасности, и таким хорошо известным механизмом для США и Западной Европы была НАТО. Думали, что её можно применить в новой ситуации.

Россия в тот момент, и вы знаете это гораздо лучше меня, по своему политическому и экономическому состоянию не могла предложить свою альтернативу. Так что у России тогда особого выбора не было. Но пенять исключительно на НАТО тоже неправильно. Расхождение между Россией и Западом уходит корнями в прошлое. Часть проблем безопасности, с которыми мы сталкиваемся сейчас – вина России, часть – вина Соединённых Штатов. Но мы в Америке говорим: спорить о том, кто в кого первый выстрелил, бесполезно, надо решать, что делать дальше.

«Демонстрация силы отрезвляет всегда»
Андрей Картаполов
Насколько отрезвляет демонстрация силы? Как на практике работает «деконфликтинг»? Стала ли НАТО сильнее в результате расширения? Об этом Фёдор Лукьянов побеседовал с генерал-полковником, председателем Комитета по обороне Государственной думы Андреем Картаполовым для программы «Международное обозрение».
Подробнее

– Стала ли НАТО сильнее в военном смысле благодаря расширению?

– Короткий ответ – да, но я понимаю, почему вы спрашиваете. Многие страны, которые присоединились, сделали это, потому что не могли защищать себя самостоятельно, и НАТО это признала. К кандидатам выдвигались определённые требования по обороноспособности, но это всё довольно условно. Однако сам факт того, что у нас стало больше союзников, делает нас сильнее. Да, некоторые страны НАТО нуждаются в значительно большей помощи со стороны альянса, чем сами могут ему дать. Но политика неотделима от военной составляющей, так что политический союз делает нас сильнее в военном смысле и наоборот.

– Не могу не спросить об одном из членов этого союза – Турции. Это интересный союзник, президент Эрдоган вспоминает о НАТО, когда ему это нужно, когда не нужно, он ведёт себя так, как будто НАТО нет. Как вы оценили бы роль Турции в будущем, особенно учитывая её близость к Чёрному морю и нынешней зоне напряжённости?

– Да, у Турции своя политика и свои национальные интересы, которые не всегда совпадают с тем, что хотят другие страны НАТО. Греция – самый яркий пример. НАТО допускает значительное разнообразие взглядов и действий своих членов. Во время первой войны в Заливе в 1991 г. Турция сыграла очень важную роль, когда она разрешила осуществлять через свою территорию гуманитарные поставки в иракский Курдистан, без этого многие курды просто умерли бы. То, как Турция политически и дипломатически справилась с кризисом 2015 г., когда был сбит российский самолёт, позволило избежать если не войны, то очень серьёзной конфронтации между НАТО и Россией. Турция не раз помогала НАТО.

Доставляет ли она проблемы НАТО? Да, но это часть комплексных отношений. Турция обладает уникальной возможностью регулировать доступ в Чёрное море, согласно конвенции Монтрё. Турция может закрыть проливы для России, наоборот, открыть полностью для НАТО и так далее. Так что и России, и Западу необходимо учитывать мнение и интересы Турции в этом чувствительном регионе.

«Красная украинская нить», история Ассанжа и дефицит. Эфир передачи «Международное обозрение» от 17.12.2021 г.
Фёдор Лукьянов
Запад обвиняет Россию в экспансии, а Москва требует остановить расширение НАТО на восток: чья возьмёт? Джулиана Ассанжа экстрадируют в США. Может ли в таких условиях правовой механизм оставаться вне политики? Почему вернулся дефицит? Смотрите эфир передачи «Международное обозрение» с Фёдором Лукьяновым на телеканале «Россия-24».
Подробнее