13.12.2005
На пути к «качественно новым отношениям»
№6 2005 Ноябрь/Декабрь
Томас Грэм

Заслуженный сотрудник Совета по международным отношениям, работал старшим директором по России в Совете по национальной безопасности при президенте Джордже Буше.

[…] Уже в начале своего президентства Джордж Буш призвал к
«качественно новым отношениям» с Российской Федерацией. Таким,
которые соответствовали бы вызовам и возможностям XXI века и
исходили бы из того, что лучше иметь дело с Россией, действующей на
нашей стороне, чем с Россией, играющей против нас.

Во-первых, это Россия, интегрированная в две ключевые с точки
зрения экономики и безопасности зоны (Евро-Атлантический регион и
Северо-Восточная Азия) и служащая звеном между ними.

Во-вторых, для стран, входящих в эти зоны, она должна стать
важным партнером в сфере борьбы с терроризмом и распространением
ядерного оружия, особенно в регионах, расположенных к югу, то есть
на «расширенном Ближнем Востоке», на Кавказе и в Центральной
Азии.

В-третьих, это Россия, вносящая свой вклад в международные
коалиции по поддержанию региональной стабильности и оказанию
гуманитарной помощи.
В-четвертых, это надежный поставщик энергии на глобальные рынки на
коммерческих условиях.

В-пятых, это страна, способная участвовать в реализации планов
президента США по освоению космического пространства и развитию
высоких технологий.
И, в-шестых, это Россия, ставшая прочной рыночной демократией.

Со времени первой встречи президентов Джорджа Буша и Владимира
Путина в Словении в 2001 году […] в отношениях случались и подъемы,
и спады. Однако, вопреки доминирующим оценкам российских и
американских наблюдателей, я готов утверждать, что тенденция в
целом была позитивной. […] Чтобы добиться полноценного партнерства,
необходимо прежде всего помнить, что оно подразумевает взятие на
себя долгосрочных обязательств. […] Скептикам обеих стран нужно
продемонстрировать, что американо-российские отношения являются
по-настоящему содержательными и уже приносят ощутимые плоды.
Отчасти именно к этому стремились оба президента, выдвигая на
саммите в Братиславе в начале 2005 года инициативы, связанные с
сотрудничеством в области ядерной безопасности, с
антитеррористической борьбой, энергетикой, торговлей и
инвестициями, освоением космоса, предоставлением гуманитарной
помощи, борьбой с ВИЧ/СПИДом и программами по обмену.

[…] На сегодняшний день мы добились значительного прогресса в
реализации данных инициатив.

Что касается сотрудничества в области ядерной безопасности –
ключевом элементе нашей взаимной безопасности, мы договорились о
том, на каких из российских ядерных установок будет проведена
ускоренная модернизация систем безопасности. […]

Мы определили приоритеты в графике возвращения неиспользованного
и отработанного высокообогащенного уранового топлива со
спроектированных США и Россией исследовательских реакторов в
третьих странах. (Самый свежий пример подобных усилий – возвращение
такого топлива в Россию с реактора в Чехии.)

В области борьбы с терроризмом мы договорились об обмене
информацией по переносным зенитно-ракетным комплексам. Мы также
осуществляем обмен мнениями по вопросу о предотвращении случаев
изготовления самодельных взрывных устройств, которые несут
серьезную угрозу нашим силам в Ираке и российским в Чечне.
Продолжаются усилия по разрушению финансовых сетей, оказывающих
поддержку террористам.

Мы успешно движемся к завершению наших двусторонних переговоров
о вступлении России во Всемирную торговую организацию, одновременно
настаивая на принятии энергичных мер по защите и обеспечению прав
на интеллектуальную собственность.

Растут перспективы сотрудничества в области энергетики; ряд
проектов уже осуществляется, объявлено о новых контрактах.
«Газпром» продвигается к заключению сделок, благодаря которым
сжиженный природный газ с гигантского Штокмановского месторождения
в Баренцевом море сможет поступать на рынки США уже в конце
текущего десятилетия.

Американо-российские предприятия, деятельность которых основана
на партнерских отношениях между государственным и частным
секторами, активно работают над повышением информированности
населения России по проблеме ВИЧ/СПИДа и выработкой рекомендаций
для третьих стран.

[…] Такое позитивное взаимодействие имеет первостепенное
значение для формирования атмосферы доверия, необходимой при
урегулировании более сложных и деликатных проблем. Одна из них
связана с соседями России – бывшими республиками СССР. Мы
поддерживаем независимость и территориальную целостность
примыкающих к России государств так же, как поддерживаем
независимость и территориальную целостность других стран мира.

Прогресс демократии и утверждение принципов свободного рынка –
наилучшая долгосрочная гарантия безопасности и процветания, а также
самая эффективная защита от экстремистских идеологий и
террористических сил. Соседство с демократическими и процветающими
странами принесет России пользу и поспособствует ее дальнейшей
интеграции в глобальные структуры безопасности и экономики. В целях
дальнейшего продвижения этих интересов мы будем продолжать работу
со странами Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии на
двусторонней и многосторонней основе.

Однако наши усилия отнюдь не направлены на то, чтобы нанести
ущерб отношениям России с этими государствами. По множеству
исторических, культурных, политических, экономических и иных причин
данные страны будут занимать особое место в ряду российских
приоритетов. […] Трудно представить себе существование долгосрочных
структур безопасности и экономики вдоль российских границ без
активного участия России в их работе.

Но согласование и сочетание интересов […] представляют собой
сложную проблему, особенно учитывая новые тенденции и особые
условия в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. Для
решения данной задачи не подходит логика игры с нулевой суммой –
требуется более творческой подход. Поэтому, по мере того как мы
будем строить отношения с этими ныне самостоятельными странами, мы
готовы встречаться с нашими российскими коллегами – как и с
коллегами из этих регионов – и обсуждать соответствующие шаги.
Российская сторона уже дала понять, что будет приветствовать такую
дискуссию.

Кое-кто в России, кажется, полагает, что прогресс демократии в
соседних странах – результат американского заговора с целью
ослабить Россию и в конечном счете вытеснить ее из сферы влияния на
данные государства. Это – глубоко неправильное истолкование
ситуации. То, что мы наблюдаем в Грузии, Украине, Киргизии и других
районах, – постепенный выход на передний план общественной жизни
первого по-настоящему постсоветского поколения. Поколения,
связанного с внешним миром, побывавшего за границей, своими глазами
увидевшего достижения рыночных демократий и стремящегося повторить
этот успех у себя дома. Налицо не экспорт из Америки, а
естественная эволюция постсоветских государств. И такое положение
дел надо приветствовать, а не сдерживать.

Президент Буш ясно дал понять, что распространение свободы и
демократии жизненно важно для безопасности Америки и что общность
ценностей демократии и свободы имеет первостепенное значение как
основа прочного американо-российского партнерства. Вопросам
демократии и свободы суждено неизбежно привлекать к себе все больше
внимания по мере того, как президент Путин будет готовиться к
приему саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге летом
будущего года, а Россия – приближаться к избирательному циклу
2007–2008 годов.

Именно поэтому мы озабочены в связи с недавними внутренними
событиями в России. Концентрация власти в Кремле, сокращение
публичного пространства для политических дебатов, снижение
подотчетности правительства перед народом – все это лишает власти
надежной информации, гибкости и творческих подходов, необходимых
для того, чтобы иметь дело с вызовами XXI века и превратиться в
партнера Соединенных Штатов – надежного, сильного и уверенного в
себе. Эти перемены снижают также уровень доверия и общественной
поддержки, который требуется для полной реализации потенциала наших
взаимоотношений.

[…] На самом деле за период, прошедший после распада Советского
Союза, Россия добилась значительного прогресса. Последние события
беспокоят нас не из-за того, что мы опасаемся возврата к советской
системе, а потому что мы против дальнейших задержек в развитии
демократии, к которой Россия двигалась в начале XX века, – еще до
того, как большевистский переворот отрезал ей этот перспективный
путь.

Соединенные Штаты также сознают, что, хотя принципы демократии
являются универсальными, формы их проявления в разных странах
значительно отличаются в зависимости от местной истории, культуры,
традиций и иных факторов. В конечном же счете все мы должны
стремиться к тому, чтобы соответствовать одним и тем же
фундаментальным международным стандартам.

Поскольку Америку тесно ассоциируют с российскими событиями
1990-х годов – периода, воспринимаемого большинством россиян как
время упадка и кризиса, многие в России не доверяют нам, когда мы
говорим о демократии или критикуем внутреннюю политику страны,
особенно в период устойчивого роста ее экономики. Чтобы снова
завоевать доверие российских граждан, нам необходимо
продемонстрировать, что мы осознаём всю сложность вызовов, стоящих
перед Россией. Наша поддержка верховенства закона и
неприкосновенности частной собственности (эти проблемы были подняты
в связи с «делом ЮКОСа») не означает, что мы выступаем за
социально-экономическую несправедливость, порожденную несовершенным
и зачастую коррумпированным процессом приватизации 1990-х годов,
или не видим, что накопление колоссальных богатств нередко являлось
разлагающим фактором для политической системы России.

Что же касается свободы печати, то здесь речь идет о
редакционной независимости и плюрализме мнений, а не о поддержке
одной группы олигархов в их борьбе против другой. Наша законная
озабоченность серьезными нарушениями в Чечне прав человека со
стороны федеральных и промосковских чеченских силовых структур ни в
коей мере не уменьшает нашу приверженность к сотрудничеству с
Россией в деле противостояния террору и ужасающим актам насилия,
таким, как нападение террористов на город Нальчик.

Если Россия хочет создать по-настоящему демократическое
общество, ей придется справиться со всеми аспектами стоящих перед
ней проблем. Это титаническая задача, и нам не обязательно
соглашаться с избранной тактикой или навязывать России свои
взгляды. Но мы можем призвать наших российских коллег к тому, чтобы
они четко сформулировали свою стратегию упрочения демократии; мы
можем познакомиться с их планами и целями, оценить их разумность, а
потом следить за тем, действительно ли данная стратегия воплощается
в жизнь.

[…] Мы предложим России сотрудничество в тех сферах, в которых
наши интересы совпадают, и приложим усилия, чтобы свести к минимуму
противоречия там, где интересы расходятся. Мы будем продолжать
работать с российскими единомышленниками в правительстве и вне его
над продвижением демократии в России, поскольку прогресс демократии
имеет первостепенное значение для прочного партнерства. И мы ясно
дадим понять, что при любых обстоятельствах мы готовы защищать свои
интересы, ценности и друзей. Таков подход, которого мы
придерживались в минувшие четыре года, и таков подход, который, с
моей точки зрения, лучше всего позволяет реализовать всё еще
многообещающие перспективы американо-российского партнерства.

Содержание номера
Россия без плахи
Михаил Маргелов
Великобритания: после захода солнца
Алексей Громыко
Шииты в современном мире
Георгий Мирский
Разгневанные мусульмане
Европы
Роберт Лейкен
Россия: особый имперский путь?
Алексей Арбатов
«Любой правитель может быть призван к ответу»
Майкл Уолцер
Мир один и здоровье одно
Уильям Кейриш, Роберт Кук
Партнерство в борьбе с угрозами: что осталось?
Владимир Дворкин
На пути к «качественно новым отношениям»
Томас Грэм
Москва и Вашингтон: нужны доверие и сотрудничество
Евгений Примаков
Наследие и перспектива
Фёдор Лукьянов
Центральная Азия в эпоху перемен
Станислав Чернявский
Демократия XIV века
Владимир Сажин
Меняться и менять
Евгений Ворожцов
«Иммигрант, но… добившийся успеха»
Матьё Ригуст
Австрия и Венгрия: идентичность на развалинах
Ярослав Шимов
Турция: привычка управлять
Сергей Дружиловский
Португалия: за «каравеллами прошлого»
Рамалью Эаниш
Франция: величие превыше всего
Евгения Обичкина