29.05.2025
Мир на Украине – мир в Европе
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Чез Фриман

Американский дипломат и учёный, посол в отставке.

На Западе наступило время вечных войн. Эти войны не имеют определённых или достижимых целей. Следовательно, они не предусматривают плана их завершения или примирения сторон по результатам конфликтов.

В вечных войнах за стратегию выдаётся фантазия о том, что воля противника каким-то образом испарится, что приведёт к его безоговорочной капитуляции. Но «мы победим, они проиграют» – это несбыточная мечта, а не программа. Даже войны на истощение требуют конкретных целей, на которые в конечном итоге – пусть неохотно – могут согласиться обе стороны.

На Западе наступила эпоха фантазийной внешней политики. Правительства и медиаолигополии используют вызывающие зависимость современные технологии, чтобы диктовать вымышленные версии тенденций и событий. Этот век показал, что умелые пропагандисты теперь могут обманывать большинство людей большую часть времени. Но реальность существует независимо от того, верят в неё люди или нет. Политика, построенная на заблуждениях, не может её преодолеть. Потери на поле боя можно отрицать на митингах, но их невозможно восстановить за столом переговоров.

Конфликт на Украине «не ослабил и не изолировал Россию». Отнюдь нет. Но он разрушил Украину и сократил её население. Усилия Украины по запрещению языка и культуры русскоговорящих и других меньшинств, а также по подавлению их сопротивления насильственной ассимиляции провалились. Специальная военная операция положила конец попыткам Запада встроить Украину в антироссийский альянс. Потребность Европы в архитектуре безопасности после холодной войны, которая сделала бы её «цельной и свободной», остаётся неудовлетворённой.

Мир – это сдержанная толерантность к послевоенному статус-кво со стороны тех, кто способен изменить его с помощью силы. У Запада нет никакого плана мира.

Европа не стала «единой и свободной». Вместо этого военные действия на Украине привели к тому, что Европа разделилась и находится в процессе отказа от свободы слова и либеральной демократии.

Конец мира в Европе и мирового порядка, в котором доминирует Запад?
Чез Фриман
Запад не смог одержать победу на поле боя и не сможет одержать победу за столом переговоров. Альтернативой войне является мирный договор, который предотвратит разделение Европы на враждебные блоки. Для этого Россия и Запад должны принять меры, чтобы развеять страхи и подозрения друг друга. Это будет нелегко для обеих сторон. Но настало время хотя бы попытаться.
Подробнее

Тем, кто терпит поражение в войне, можно простить мечты о прекращении огня, но никак не отказ признавать, что они не могут навязать прекращение огня наступающему противнику. Они также не могут выдвигать ультиматумы. Непреклонный противник предсказуемо будет настаивать на тех условиях, которые отвечают его интересам и соответствуют поставленным военным целям. Как отмечал римский государственный деятель Сенека, «победителю мир выгоден, побеждённому же просто необходим». Представлять себе иной вариант – значит усугублять катастрофу. Украина не побеждена, но сломлена. Если мира не будет, ей грозит дальнейшее расчленение, новые страдания и возможная потеря выхода к морю.

Любая переговорная позиция, игнорирующая реалии, потому что они неприятны, обречена на провал. Торжествующий противник обладает правом вето на все возможные варианты. Если мирные переговоры будут строиться на приписывании России гнусных целей, которые она никогда не заявляла, это гарантирует тупик.

Западу нужно осознать реальность и излечиться от страхов по поводу ничем не подтверждённых планов России оккупировать Европу.

За три года военных действий Россия не завоевала Украину. Её амбиции и возможности значительно уступают галлюцинациям Европы.

На протяжении трёх десятилетий Россия постоянно задавала вопрос: как построить мирный порядок в Европе. Непреклонный отказ Запада решать проблемы, беспокоящие Россию, в конце концов спровоцировал её на применение силы. Для одного из вопросов России был найден дорогостоящий ответ в виде специальной военной операции. Теперь у Запада нет иного выбора, кроме как решать оставшиеся вопросы.

Русскоязычное население Луганска, Донецка, Запорожья и Херсона находится под защитой России. Эти регионы не примут подчинения Украине, и Россия не будет их об этом просить. Но другие вопросы, спровоцировавшие военные действия, остаются актуальными.

Может ли Украина обеспечить себе безопасность, вернувшись к нейтралитету, о котором заявляла в момент провозглашения независимости? Если да, то с какими заверениями, под какими гарантиями и от кого?

Может ли Европа, включая Россию, заменить раскол и конфронтацию единством в многообразии и сотрудничеством всех государств? Какую архитектуру нужно согласовать, чтобы это стало возможным?

Если американцы и европейцы не займутся этими вопросами напрямую, не будет мира ни на Украине, ни в Европе, ни с Россией. Мир ещё может возникнуть из пепла войны в Европе, если европейцы будут строить его, руководствуясь реализмом и эмпатией, которые являются основой разумного государственного управления.

Автор: Чез Фриман, американский дипломат и учёный, посол в отставке.

«Цель войны – установить лучший мир»
Чез Фриман
Запад задаётся вопросом, захочет ли Россия в свете её успехов на поле боя пересмотреть свои цели на Украине? Есть ли предпосылки для запуска мирного процесса в российско-украинском конфликте? Готов ли Запад обсуждать вопрос европейской безопасности и нерасширение НАТО? Почему «корейский сценарий» одинаково плох и для Украины, и для России, и для Европы? Об этом Фёдору Лукьянову рассказал Чез Фриман в интервью для «Международного обозрения».
Подробнее