31.07.2025
Мегринский коридор: яблоко раздора или оливковая ветвь?
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Армен Мартиросян

Преподаватель филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ереване, заместитель министра иностранных дел Республики Армения (1999–2003), чрезвычайный и полномочный посол РА.

Армения переживает исторический момент, когда логика геополитики взаимодополняется логикой геоэкономики. От того, как дипломатия страны распорядится её географическим расположением, зависит, останется ли она транспортной периферией или превратится в региональный перекрёсток.

 

От геополитики к геоэкономике: смена логики силы

В эпоху империй конца XIX – начала XX века могущество стран определялось площадью подконтрольных им территорий и членством в военных союзах. Вторая мировая война серьёзно дискредитировала концепцию Lebensraum (жизненного пространства). Деколонизация и рост экономической взаимозависимости после 1960-х гг. открыли перспективы более мирного соперничества за сырьё, рынки и передовые технологии. С окончанием холодной войны американский эксперт и автор термина «геоэкономика» Эдвард Люттвак подчеркнул, что, хотя конфликтный характер международного взаимодействия сохранится, акцент сместится на торговые барьеры, инвестиции, международную помощь и санкции.

 

Симбиоз геополитики и геоэкономики

Дальнейший ход международных отношений продемонстрировал, как инструментарии геополитики и геоэкономики стали взаимодополнять друг друга. Торговые войны между США и КНР, санкции против Ирана, Северной Кореи и России, долговая дипломатия Вашингтона, Лондона и Токио – примеры того, как экономические рычаги стали применяться для достижения геополитических целей. Показательным инструментом геоэкономической конкуренции является китайская инициатива «Один пояс, один путь», призванная через грандиозную инфраструктурную программу для развития торговли (геоэкономика) способствовать укреплению геополитического влияния КНР, не прибегая к грубой силе. Таким образом, контроль над транспортными коммуникациями (морскими путями, проливами, каналами, железнодорожными коридорами, трубопроводами и ключевыми портами) является одновременно мощным инструментом как геополитики, так и геоэкономики, и разделить эти мотивы невозможно – они взаимно усиливают друг друга.

Узел высокого напряжения
Ваге Давтян
Электроэнергетическая система Южного Кавказа превратилась в арену острого геополитического антагонизма. Он приобретает черты «электроэнергетических войн», в которых ЛЭП и генерирующие объекты становятся продолжением политики. Только иными средствами.
Подробнее

 

Армения после 2020 г.: последствия поражения

Потеря Арцаха, вторжение вооружённых сил Азербайджана на отдельные участки суверенной территории Армении и последующие односторонние территориальные уступки Баку вдоль армяно-азербайджанской границы как главные элементы послевоенной динамики негативно отразились на ключевых аспектах национальной безопасности и геополитического позиционирования Армении. Взятие под контроль стратегических высот вдоль армяно-азербайджанской границы – часть стратегии Азербайджана, направленная на обеспечение геополитического доминирования этой страны. С этой целью Азербайджан под предлогом делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы последовательно реализует тактику поэтапного изменения межгосударственной границы.

Отвернувшись от ОДКБ как системы коллективной безопасности и от России как военно-политического союзника, и не найдя замену ни первой, ни второй, Армения подвергла себя военно-политической маргинализации.

Можно предположить, что декларированная переориентация Армении на Запад усилит трения Еревана не только с Москвой, но и с Тегераном. Такое развитие событий, в частности, лишит Армению возможности балансирования между Западом и Ираном, с чем Ереван довольно успешно справлялся с 1991 года. 

Союзник, посредник или миротворец?
Армен Мартиросян
После поражения во второй карабахской войне и серии последующих военно-дипломатических ошибок и неудач одной из наиболее острых тем, обсуждаемых армянским обществом, является целесообразность дальнейшего пребывания Армении в ОДКБ. Удивляться не стоит: военные поражения способны вызвать коррозию в самых дружественных отношениях и стимулировать поиск новых союзников.
Подробнее

 

«Мост Трампа»

Армения оказалась под серьёзным давлением турецко-азербайджанского альянса, настаивающего на экстерриториальности так называемого «Мегринского коридора» (в их определении – Зангезурского коридора). В качестве решения этой проблемы Ереван ещё недавно рассматривал предложение Вашингтона, заявленное послом США в Турции, о долгосрочной передаче его управления американской ЧВК – сценарий, грозящий дальнейшей десуверенизацией и фактическим втягиванием страны в ирано-израильское противостояние. Однако 24 июля 2025 г. представитель правящей партии заявил об отклонении американского предложения «во избежание утраты суверенитета». Неважно, каковы истинные мотивы отказа от аутсорсинга контроля коридора американцам, принятое решение поможет:

  1. частично разрядить и без того глубокий кризис доверия в Армении;
  2. снять острейшее раздражение Ирана, Турции, Азербайджана и России, выступавших против внерегионального военного присутствия;
  3. сохранить пространство для манёвра на переговорах с Баку, Анкарой и Брюсселем.

Тем самым Ереван своевременно осознал, что участие в коридоре в качестве мелкого рантье не только грозит суверенитету, но и превратит страну в поле битвы чужих интересов. При этом отказ Армении от «аренды суверенитета» – далеко не дипломатическая победа, а индикатор сложной игры региональных и великих держав, подтверждающий, что на Южном Кавказе уже (и пока) нет места для реализации однополярного минимира. 

Армения – Россия: между стратегической значимостью и стратегической неопределённостью
Армен Мартиросян
Из «новых старых» игроков с наиболее высокими шансами закрепления на Южном Кавказе сегодня себя видит Турция. Только Москва способна ограничить здесь влияние Анкары, что и огорчает Турцию, и подкрепляет её притязания. Результатом становится отмирание прежнего порядка и установление в регионе «междуцарствия», которое воздействует и на армяно-российские отношения.
Подробнее

 

Риск фрагментации

Теория международных отношений рассматривает нарушение территориального суверенитета нелегальными вооружёнными формированиям или другими странами как один из показателей failed state (несостоявшегося государства). В 2024 г. в глобальном Fragile States Index Армения заняла 89-е место среди 175 стран. Формально это средняя группа риска, но тревожит негативная динамика последних лет.

Передача «Мегринского коридора» под внешнюю юрисдикцию на фоне фактической потери некоторых приграничных участков суверенной территории Армении подвергла бы страну дальнейшей фрагментации, усугубив её уязвимость.

 

Конструктивная альтернатива: суверенное управление + международное участие

С учётом сильного внешнего давления нынешний статус-кво не является устойчивым, и принятие судьбоносного решения неизбежно. В создавшейся геополитической обстановке нынешнему правительству Армении будет трудно настоять на эксклюзивном контроле за деятельностью «Мегринского коридора», скажем, по примеру Сувалкского сухопутного коридора, соединяющего Калининградскую область с остальной Россией через территорию Литвы и Польши. Поэтому целесообразно предусмотреть более компромиссный формат разблокировки указанного маршрута без отчуждения суверенитета. Соответствующая модель должна сочетать сохранение суверенитета Армении над «Мегринским коридором» и участие всех заинтересованных стран в обеспечении безопасного и бесперебойного транзита. Суть предложения сводится к следующему:

  1. Сохранение суверенитета. Коридор остаётся в собственности Республики Армения. 
  2. Международное участие. Для обеспечения бесперебойного транзита создаётся многосторонний наблюдательный совет, куда входят заинтересованные страны ОБСЕ, а также Иран и Китай. Совет получает доступ к мониторингу трафика и необходимые полномочия для быстрого разрешения спорных ситуаций. Для перевозки грузов применяется электронная система e-TIR с GPS-пломбами, что исключает преднамеренные задержки.
  3. Привлечение инвестиций. Финансирование может обеспечить консорциум международных финансовых структур (например, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Евразийский банк развития) через выпуск облигаций. Для создания сервисных зон (логистические терминалы, свободные экономические зоны) вводится схема build-operate-transfer сроком до двадцати лет без передачи права собственности на землю. 
  4. Обеспечение безопасности. Контроль за безопасностью осуществляет наблюдательная миссия ОБСЕ с совместным патрулированием погранслужбы Армении. Это позволит обеспечить баланс интересов РФ, Ирана, Турции, Азербайджана и Запада и исключит монополию внешнего игрока.
  5. Синергия региональных маршрутов. Одновременно с запуском коридора должны открыться все автомобильные и железнодорожные сообщения по всем направлениям: Ереван – Раздан – Иджеван – Казах, Ереван – Нахичевань – Баку – Дербент, Карс – Гюмри. Это обеспечит реальную разблокировку всей региональной и межрегиональной инфраструктуры.

Такая комбинация внутренних гарантий и внешнего мониторинга позволит обеспечить территориальный суверенитет Армении и предсказуемость для остальных участников проекта.

 

***

Поражение во второй карабахской войне и последующие территориальные и ресурсные потери резко снизили геополитический вес Армении, но ещё не обрекли её на роль геоэкономического придатка. Трансформация «Мегринского коридора» из фактора уязвимости в фактор защищённости страны позволит избавить Армению от роли мелкого рантье в региональной логистике. Для этого Еревану в сотрудничестве с заинтересованными акторами необходимо обеспечить:

  1. Соблюдение принципа suverenas in re, par in iure – «суверенный по сути, равный по закону».
  2. Прозрачную многостороннюю архитектуру управления, обеспечивающую интересы всех стейкхолдеров.
  3. Полную разблокировку всех коммуникаций Армении с Азербайджаном и Турцией, чтобы «Мегринский коридор» стал звеном конкурентоспособной сети, а не «проходным двором» или «яблоком раздора».

Выполнение этих условий укрепит перспективы долгосрочного мира в регионе и внесёт вклад в комплексное развитие межрегиональной инфраструктуры.

Автор: Армен Мартиросян, преподаватель филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ереване, заместитель министра иностранных дел Республики Армения (1999–2003), чрезвычайный и полномочный посол РА.

Сигналы и стратегия
Николай Силаев
Осторожная и умеренная политика России в Закавказье исходит из принципа, что с соседями лучше ладить, признавая за ними право на мнение и интересы, не отказываясь и от своих. России пришлось применить силу против киевского режима, однако она отказывается считать это нормой.
Подробнее

От реализма к либерализму и обратно?
Сергей Мелконян
Пренебрежение к собственным национальным интересам может привести Армению не только к катастрофе, подобной той, что произошла в 2020 г., но и к более ощутимым последствиям. Сегодня, чтобы выжить, все страны надевают старые и не очень комфортные очки реализма. Еревану следует сделать то же самое.
Подробнее