04.09.2023
Космические штрафы и «американский ЦОДД»
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Валентин Уваров

Директор АНО «Исследовательский центр “Космическая экономика и политика”».

Согласно традиции племени масаи,

вождём племени может стать тот,

у кого самое большое стадо коров.

 

США планируют ударить санкциями по космическому бездорожью. Уже завтра другие страны будут вынуждены летать в космосе по американским правилам и платить штрафы за несоблюдение «лучших практик».

 

«Одно окно в космос»

Министерство торговли США приступило к активной фазе создания Системы координации движения в космосе (СКДК) – Traffic Coordination System for Space (TraCSS). Эта система возьмёт на себя функции по управлению гражданским космическим движением, которыми в настоящее время занимается Министерство обороны США. «Одно окно в космос» создаётся на базе Управления космической торговли Министерства торговли США. В недавно представленной дорожной карте говорится, что система будет включать в себя сбор данных из Министерства обороны и других источников и «использование их для предупреждения о потенциальных близких подходах к операторам спутниковой связи». Чтобы представить, насколько это серьёзный и масштабный проект, а также какие силы и средства будут задействованы, стоит привести некоторые цифры. В штаб-квартире Министерства торговли США и в более чем двадцати входящих в его систему учреждениях трудится 47 тысяч сотрудников, которые реализуют более 225 предусмотренных бюджетом программ и мероприятий. Как сказано на сайте Министерства торговли США, его миссия «заключается в создании условий для экономического роста и возможностей для всех сообществ» Соединённых Штатов Америки.

Для понимания того, что стоит за этими общими фразами, и для сравнения я бы привёл пример московского ЦОДД, деятельность которого ощущают на себе практически все москвичи и гости столицы. Кратко суммируя его цели, виды деятельности и полномочия, можно сказать, что данная структура аккумулирует информацию обо всём, что связано с дорожным движением в Москве, и на основе этой информации выдаёт нам рекомендации куда и с какой скоростью ехать, какую инфраструктуру необходимо возводить, чтобы эту скорость поддерживать, уменьшать или увеличивать. Хорошо или плохо работает наш ЦОДД – предмет другого исследования.

Что касается американского «космического ЦОДД», то его миссия и основная функция – способствовать созданию условий для экономического роста и технологического прогресса в космической торговой отрасли Соединённых Штатов и, помимо этого:

  • координировать вопросы политики в области космической торговли и работы в рамках Министерства торговли США;
  • представлять Министерство торговли США при разработке политики страны и на переговорах с зарубежными странами по продвижению коммерческой деятельности Соединённых Штатов в космосе;
  • содействовать развитию технологий дистанционного зондирования Земли Соединённых Штатов, связанных с космической торговлей, в сотрудничестве с соответствующими межведомственными рабочими группами;
  • оказывать поддержку структурам федерального правительства, работающим над политикой космического позиционирования, навигации и хронометража, включая Национальное координационное бюро по космическому позиционированию, навигации и хронометражу.

И снова – от общего к частному, так как важны детали того, как на деле планируется реализовывать политику по созданию условий для экономического роста и технологического прогресса космической коммерческой отрасли США.

На презентации в конце июля было заявлено, что Система координации движения в космосе (Traffic Coordination System for SpaceTraCSS) показывает возможности Министерства торговли США по информированию о космической ситуации (Space situational awareness – SSA) и координации космического движения (Space traffic coordination – STC).

Система предусматривает создание единого программно-аппаратного комплекса и будет состоять из трёх блоков. По словам Сэнди Магнус, главного инженера TraCSS, внешний блок HORIZON будет представлять «песочницу» для продвижения исследований в области осведомлённости о космической ситуации (space situational awarenessSSA) и координации космического движения, служащую тестовой средой для выполнения этой работы без ущерба для операционной системы TraCSS. Этим блоком поручено заняться НАСА, он должен быть создан к концу 2023 г. года и на нём будет размещена версия основной системы TraCSS, позволяющая тестировать новые сервисы.

Само же Управление космической торговли займётся двумя основными блоками OASIS и SKYLINE, которые как раз и позволят американскому ЦОДД в будущем управлять космическим движением и определять направление космических потоков. OASIS будет служить хранилищем данных о космической ситуационной осведомлённости, а SKYLINE предоставлять прикладные услуги по координации космического движения, в частности предупреждения о сближении.

В совещании, организованном Управлением космической торговли, приняли участие его начальник Ричард Далбелло, главный директор по политике в области космоса и противоракетной обороны Министерства обороны Трэвис Лангстер, заместитель администратора НАСА Сандра Коннелли, а основным докладчиком выступила главный инженер Системы координации движения в космосе Сэнди Магнус.

 

Песочница становится тесной

Необходимость создания такой системы обосновывается следующим образом: только в течение последних лет коммерческие компании запустили тысячи и планируют запустить ещё сотни тысяч спутников. Околоземные орбиты становятся всё более загруженными, что подвергает риску гражданские и коммерческие миссии, а также миссии в интересах национальной безопасности. Сэнди Магнус подчеркнула, что одной из целей проекта является «создание и поддержание в рабочем состоянии постоянного хранилища данных о космических объектах, из которого будут извлекаться и использоваться все основные услуги в целях международной координации». При этом в качестве основного директивного документа создатели TraCSS ссылаются на положения SPD-3. Директива о национальной политике управления космическим движением (Space Policy Directive 3 – National Space Traffic Management Policy) была принята при администрации Трампа 18 июня 2018 года и предписывает передать от Министерства обороны основные сервисы в области космической ситуационной осведомлённости гражданскому ведомству. Создатели TraCSS исходят из того, что передача этих функций гражданскому ведомству необходима для предоставления коммерческим операторам более точной и своевременной информация, а Министерству обороны это даст возможность сконцентрироваться на вопросах национальной безопасности. В докладе отмечено, что Управление космической торговли будет развивать систему предоставления данных о космической ситуационной осведомлённости, которая объединит данные государства и коммерческих компаний «для предоставления действенной космической ситуационной осведомлённости гражданским и коммерческим спутниковым операторам».

Космическое наследие Дональда Трампа
Валентин Уваров
Пакет инициатив Трампа относительно экспансии в космосе и создания условий для доминирования на этом потенциальном рынке отражает взгляды, ещё до него сложившиеся в американских профессиональных и экспертных кругах.
Подробнее

В дорожной карте по созданию «космического ЦОДД» не упоминается о каких-либо регламентирующих и обязывающих нормах и мерах, а лишь подчёркивается, что процесс должен быть как можно более мягким и привести к созданию коммерческих онлайн-сервисов.

Всего создание системы предусматривает три фазы. В презентации подробно расписаны этапы первой: «исправление ошибок», «мониторинг целостности данных», «планирование миссий», и создание общедоступного интерфейса для TraCSS к сентябрю 2025 года.

В пояснении к презентации Сэнди Магнус отметила, что основное внимание в TraCSS уделяется разработке системы, которая ориентирована на отслеживание объектов на орбите. Затем последует вторая фаза, обеспечивающая уведомления о предотвращении столкновений при запуске, и третья фаза, «отслеживающая повторные входы».

Пока нет информации о том, что последует после 2025 г., так как в связи с запуском TraCSS ни стандарты, ни какое-либо лицензирование не упоминается. Однако, если обратимся к SPD-3, то там говорится о «необходимости разработки соответствующих методов, которые могут включать лицензирование областей космического пространства для функционирования группировок и установления процедур для прохождения спутников через такие области».

 

Куда ведут «благие намерения»…

Чтобы понять идеологию и концептуальный подход «ЦОДД по-американски» в космосе, какие перспективы в нём заложены для других участников мировой космической деятельности, достаточно обратиться к практике принятия управленческих решений в государственной системе США. Ещё в ноябре 2016 г. был выпущен «Доклад об оценках, рамках и рекомендациях по управлению космическим движением» (Report on Space Traffic Management Assessments, Frameworks and Recommendations). Доклад по заказу НАСА выполнила негосударственная консалтинговая инжиниринговая компания Science Applications International Corporation (SAIC).

Если сравнить основные положения и решения в цепочке доклад SAIC – Директива SPD-3 – Система TraCSS, то можно понять, что ожидает другие страны. «Важно, чтобы другие космические державы (other spacefaring nations) также перенимали передовой опыт (best practices) на общее благо всех космических государств», – сказано в SPD-3.

Первое на что стоит обратить внимание – это преемственность в использовании терминологии от доклада SAIC к понятийному аппарату TraCSS. Несмотря на то, что термин Space Traffic Management” вынесен в заголовок, в исследовании SAIC справедливо отмечается, что использование словосочетаний “orbital traffic management” («управление орбитальным движением») и “space traffic management” («управление космическим движением») является проблематичным. В исследовании наряду с термином Space traffic management” вводится понятие Space Traffic Safety Governance” («Управление безопасностью космического движения»), которое раскрывается, как «разработка политики, необходимых полномочий, межведомственных связей; разработка подзаконных актов и правил; и внедрение технических, организационных и эксплуатационных решений для повышения безопасности космического движения». Это только на первый взгляд слова governance” и management” одинаково переводятся на русский язык как «управление» и имеют одинаковый смысл. Однако следуя логике развития событий в будущем на долю операторов спутниковых группировок выпадет заниматься Space traffic management”, а правительство США возьмёт на себя «бремя» Space Traffic Governance”.

Процесс создания американского «космического ЦОДД» тем более становится понятным, если мы его сравним с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) или R&D (Research and Development). В нашем случае доклад SAIC – это НИР, а TraCSS – ОКР, и это подтверждается уже тем, что Civil-Based Space Traffic Safety Monitoring and Coordination” («Мониторинг и координация безопасности космического движения гражданского назначения») из первого нашла свою реализацию в заявленной Системе координации движения в космосе (СКДК). Далее последует отработка опытного образца на уже начатом первом, а также втором и третьем этапах, которые пока не раскрыты, а потом мир увидит «лётное изделие», управляемое США (governed by the USA). Остальным уготована роль менеджеров (menager).

В том же докладе SAIC однозначно высказывается о том, что наилучшим образом уравновешивать потребности в обеспечении национальной безопасности и экономических интересов будет структура, возглавляемая гражданским ведомством. Такое ведомство-интегратор должно будет содействовать разработке кодифицированных передовых практик, руководящих принципов и стандартов, а «эти процессы могут служить основой для лицензионных требований к полезным нагрузкам в будущем». Как отмечается в докладе SAIC, для этого может потребоваться передача и/или консолидация мероприятий с участием агентств, которые сегодня отвечают за такие проверки (FCC, FAA, NOAA[1]), гражданскому агентству. Делается вывод, что поскольку FCC продолжит лицензировать использование радиочастот, это приведёт к необходимости для большинства коммерческих космических операций получать два разрешения – одно на использование радиочастот, а другое на другие аспекты космической деятельности, ориентированные на безопасность (курсив – ВУ). Далее отмечается, что в Министерстве обороны США нет каких-либо регулирующих органов, необходимых для совершенствования процесса лицензирования с целью дальнейшего снижения рисков для безопасности космического движения. Все эти выводы и рекомендации за исключением слов о лицензировании совпадают с тем, что говорила в своём выступлении представительница Министерства торговли США.

Нетрудно догадаться, что ждёт other spacefaring nations – сначала эфемериды (координаты спутников), а затем США в одностороннем порядке будут задавать свои «стандарты и «правила», осуществлять лицензирование, вслед за чем последуют «письма счастья» с «космическими штрафами». То, что такая задача для США ставится на уровне документов стратегического планирования подтверждается Стратегией министерства торговли США на 2022–2026 годы:

  • Космическая безопасность и устойчивое развитие имеют решающее значение для дальнейшего развития коммерческой космической деятельности и исследований США.
  • Министерство разработает платформу обмена данными SSA для гражданского и коммерческого использования.
  • Платформа SSA будет предоставлять коммерческие и правительственные данные о точном местоположении космических объектов владельцам спутников операторам и поставщикам космических запусков.
  • Министерство разработает стандарты и передовую практику для содействия функциональной совместимости, связи и техническим возможностям в космосе.

Как уже упоминалось выше, сил и средств у Министерства торговли предостаточно. Для того чтобы другие космические державы осознали всю глубину «благих намерений», согласно стратегии Минторга США, будет задействовано Агентство международной торговли (ITA), и через него министерство «продолжит свою давнюю пропагандистскую деятельность в интересах американских компаний, ищущих возможности для международного бизнеса». При этом отмечается, что «для повышения космической безопасности и устойчивости министерство будет предоставлять базовые услуги по информированию о космической ситуации (SSA)(курсив – ВУ), способствовать внедрению соответствующих международных стандартов и передовой практики». Что означает «предоставление базовых услуг», можно понять хотя бы на примере ограничения немецким автоконцернам доступа к своему программному обеспечению для российских дилеров. Автомобили продолжают ездить, но дистанционно обогрев уже не включишь.

 

Согласно традициям племени масаи

Другим странам закрыть глаза на происходящий процесс и сказать: «Возитесь сами в своей американской космической песочнице», – скорее всего, не получится. Это предположение можно обосновать следующим образом. По данным Союза обеспокоенных учёных, в космосе на околоземных орбитах находится 6718 космических аппаратов (КА), из них 4529 имеют американскую прописку, Китаю принадлежат 590, России – 174, а по категории «другие» проходят 1425 КА. Таким образом, доля США примерно – 68 процентов от всех спутников на орбите Земли, а если из «других» прибавить ещё примерно 900 штук, принадлежащих Великобритании, Канаде, Европе и Японии, то на сегодняшний день более 80 процентов космических аппаратов в космосе из них летают под флагом «недружественных стран»!

В космосе так не может быть – въехал за МКАД, потом выехал, дальше – в Московской области – свои дороги и порядки, потом Рязанская область – туда ЦОДД точно не поедет.

С одной стороны, в космосе нет границ и там нельзя устанавливать свои правила по территориальному признаку. С другой – низкая околоземная орбита (НОО), которая столь важна для экономики и безопасности всех стран, становится тесной и там нельзя одновременно организовать и «правостороннее», и «левостороннее» движения. Тесной и одновременно опасной НОО становится ещё из-за проблем с космическим мусором. Поэтому и «ездить» там будет нужно по одним общепринятым правилам. Но велика вероятность того, что устанавливать их будет тот, у кого более информативное и удобное приложение.

Исходя из «стадно-племенного» принципа, если события будут развиваться так, как мы предполагаем, ситуацию нельзя будет сравнивать даже с московским ЦОДД. Московский организатор дорожного движения хоть и договаривается с «Яндексом» о перенаправлении транспортных потоков, но при этом лишь участвует в подготовке, а не издаёт нормативные акты. В американском «космическом ЦОДД» всё будет в «одном окне»: куда ехать, на чём ехать, что везти, да ещё какие штрафы и за что платить. Как говорится, ничего личного, только бизнес!

Космос посылает нам сигнал, что нужно договариваться и нельзя исходить из принципа «моё стадо самое большое, и поэтому я могу устанавливать правила, обязательные для всех». Вывод на космические орбиты правил, засорённых старыми идеями о превосходстве одних над другими, – путь, который приведёт к новым конфликтам. Единственно верный подход – создать международную структуру по координации космического движения и уборке мусора с орбит.

Автор: Заместитель председателя Экспертного совета по совершенствованию законодательного регулирования космической отрасли при Комитете Совета Федерации по экономической политике, член Международного института космического права.

Космические развилки санкционной политики
Валентин Уваров
В результате космических санкций против России пострадали прежде всего европейцы. И поскольку в ближайшее время наши «заклятые партнёры» вряд ли придут на поклон к России за пусковыми услугами, нам было бы разумно посмотреть и на другие стороны света. 25 апреля в Найроби (Кения) начинает работу Конференция NewSpace Africa. Как раздвинуть границы российского космоса?
Подробнее
Сноски

[1] FCC – Федеральная комиссия по связи, FAA – Федеральное авиационное агентство, NOAA – Национальное управление океанических и атмосферных исследований.

Нажмите, чтобы узнать больше