Пандемия – окончание всеобщего «дня открытых дверей»? Беседа на лектории СВОП
Итоги
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Лекторий СВОП

23 апреля, впервые за много лет – онлайн, состоялся лекторий СВОП, посвящённый главной теме нашего времени. Гости виртуальной встречи – Борис Капустин, Евгений Водолазкин и Елена Шестопал – поговорили о «вирусе атомизации» и о том, почему пандемия коронавируса знаменовала, как кажется, окончание всеобщего «дня открытых дверей». Беседу вёл Фёдор Лукьянов. Мы публикуем краткие тезисы выступлений участников. Видео можно посмотреть в конце этой статьи.

 

Левиафан тотального сыска

 

Борис Капустин, доктор философских наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики», профессор Йельского университета

Синхронизация эпидемии в мировом масштабе – это нечто небывалое. Но больше ничего нового коронавирус в мир не привнёс, хотя настроения преобладают такие, что «всем хана,  мы обречены, пришли кранты капитализму, рынку, даже деньгам»… Глубоко алармистских высказываний очень много. В отношении экстремального алармизма, веры в то, что мегатренды современного мира будут опрокинуты и какие-то альтернативные им возникнут, у меня очень глубокий скепсис. Разговоры о конце глобализации не имеют смысла, поскольку капитализм не может быть никаким другим, кроме как глобальным, всемирным.

Одним из самых ярких тезисов глобалистов был о том, что государственность уходит, торжествует открытый, «плоский» мир. Но воспринимать это как нечто иное, чем идеологическую пропаганду, было бы ошибкой.

С точки зрения контроля над всем и вся, нынешнее якобы либеральное государство оказалось таким чудовищем, что, я думаю, оруэлловский «1984 год» во многом отдыхает по сравнению с тем, как реально функционировало то же американское – и не только – государство на пике глобализации. Роль его росла не только с точки зрения тотального сыска и надзора, но и с точки зрения вторжения в экономику. Взять хотя бы один показатель – какой процент товарных цен находится под влиянием государственной политики? И вы увидите, что этот показатель несопоставим с тем, что было ещё полстолетия назад.

Какие аспекты государства сейчас могут укрепиться?

Во времена Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана начался откат социального государства. Идея «минимального государства» относилась именно к социальному аспекту. Но с точки зрения военного Левиафана, с точки зрения Левиафана тотального сыска и всего прочего – государство все эти годы только росло. Вот его бы сейчас немного подсократить – было бы здорово. Чтобы добиться хотя бы частичного и очень скромного возврата к демократии. 

Политика – это колеблющаяся поверхность моря. Но игнорируя подводные течения, мы с этой поверхностной зыбью вряд ли разберёмся.

 

Смотри на волны, не забывая о приливах

 

Евгений Водолазкин, российский писатель и литературовед

Современная история и политология сосредоточены на связях экономических, то есть горизонтальных. Мы смотрим на волны, забывая о приливах. Но для науки важно сосредоточиться на вертикали – социальной метафизике.

Историю определяет ритм – малые и большие циклы: время обнимать и время уклоняться от объятий. Это поэтическое описание ритма, циклов истории. Сейчас идет смена циклов: глобализация сменяется атомизацией. Первым громким звонком стала массовая миграция – подобная великому переселению народов в IV–VII веках. Как мы помним, там всё кончилось не очень хорошо. Второй звонок – это пандемия, которая тоже вызвана перемещениями людей.

С точки зрения количества жертв, пандемия принципиально не отличается от сезонного гриппа, который тоже, как известно, уносит массу жизней. И отношение к ней – результат той оптики, с которой к ней подходят. Например, можно сказать, что в кровати спят, или зачинают детей, или умирают. Всё это будет правдой, но каждое из эти утверждений – только часть истины. Поэтому стоит подумать, принять и первое, и второе, и третье и не впадать в истерику.

Реакция на пандемию была бы непонятной, если рассматривать её вне рамок начала процесса атомизации. Это стремление закончить затянувшийся день открытых дверей. Я бы назвал уходящую эпоху – условно – эпохой сосредоточения. Оно происходит на двух уровнях: персональном и социальном. Первый связан с большей концентрации личности на собственном я, второй – с возвращением общества к государственному устройству вопреки глобализации.

В результате метафизическое начало усилится, и будут частично восстановлены вертикальные связи.

 

Мы возвращаемся к самим себе

 

Елена Шестопал, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова

В знаковые моменты люди бросались к государству и кричали: «Караул!». «Караул» – это то самый караул, который должен прийти, спасти и защитить. Так и сейчас, поэтому многие функции государства должны вернуться.

Является ли пандемия новым этапом в развитии человечества? Я думаю, что это начало нового этапа. Европу разрывало изнутри. В США появился Дональд Трамп. Это отзывалось на нас. Тенденции закрытия стран проявлялись уже достаточно давно.

Теперь привычка к потреблению гражданских свобод уйдёт. И дело не только в том, что мир закрывает границы и складывается ситуация, в которой государство становится главным актором – наряду с транснациональными корпорациями, которые будут потеснены.

Глобализация достигла своего предела, и во время пандемии это очень проявилось. Лучше перенесли пандемию те страны, у которых уровень солидарности выше, где государство сильнее. Но чтобы вылезти из этого кризиса, понадобятся большие национальные проекты, которые могли бы мобилизовать людей.

В нашем случае изменения после пандемии – это возвращение к традиционным ценностям, уход от либеральных, которые не хуже, но просто для нас неорганичны. Мы возвращаемся к самим себе. Я подозреваю, что нечто подобное происходит и в других странах.

Стало очевидно, что культура, наука и образование – это залог выживания людей, а не просто украшение в короне государства. Переход от потребительской психологии к психологии созидания – это не просто слова, а необходимость пересмотреть нашу повседневность в пользу осмысленной, ценностно окрашенной формы жизни.
Раз – и готовы! Почему пандемия так быстро перекроила мир
Лекторий СВОП