23 апреля, впервые за много лет – онлайн, состоялся лекторий СВОП, посвящённый главной теме нашего времени. Гости виртуальной встречи – Борис Капустин, Евгений Водолазкин и Елена Шестопал – поговорили о «вирусе атомизации» и о том, почему пандемия коронавируса знаменовала, как кажется, окончание всеобщего «дня открытых дверей». Беседу вёл Фёдор Лукьянов. Мы публикуем краткие тезисы выступлений участников. Видео можно посмотреть в конце этой статьи.
Левиафан тотального сыска
Синхронизация эпидемии в мировом масштабе – это нечто небывалое. Но больше ничего нового коронавирус в мир не привнёс, хотя настроения преобладают такие, что «всем хана, мы обречены, пришли кранты капитализму, рынку, даже деньгам»… Глубоко алармистских высказываний очень много. В отношении экстремального алармизма, веры в то, что мегатренды современного мира будут опрокинуты и какие-то альтернативные им возникнут, у меня очень глубокий скепсис. Разговоры о конце глобализации не имеют смысла, поскольку капитализм не может быть никаким другим, кроме как глобальным, всемирным.
Одним из самых ярких тезисов глобалистов был о том, что государственность уходит, торжествует открытый, «плоский» мир. Но воспринимать это как нечто иное, чем идеологическую пропаганду, было бы ошибкой.
С точки зрения контроля над всем и вся, нынешнее якобы либеральное государство оказалось таким чудовищем, что, я думаю, оруэлловский «1984 год» во многом отдыхает по сравнению с тем, как реально функционировало то же американское – и не только – государство на пике глобализации. Роль его росла не только с точки зрения тотального сыска и надзора, но и с точки зрения вторжения в экономику. Взять хотя бы один показатель – какой процент товарных цен находится под влиянием государственной политики? И вы увидите, что этот показатель несопоставим с тем, что было ещё полстолетия назад.
Какие аспекты государства сейчас могут укрепиться?
Во времена Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана начался откат социального государства. Идея «минимального государства» относилась именно к социальному аспекту. Но с точки зрения военного Левиафана, с точки зрения Левиафана тотального сыска и всего прочего – государство все эти годы только росло. Вот его бы сейчас немного подсократить – было бы здорово. Чтобы добиться хотя бы частичного и очень скромного возврата к демократии.
Смотри на волны, не забывая о приливах
Евгений Водолазкин, российский писатель и литературовед
Современная история и политология сосредоточены на связях экономических, то есть горизонтальных. Мы смотрим на волны, забывая о приливах. Но для науки важно сосредоточиться на вертикали – социальной метафизике.
Историю определяет ритм – малые и большие циклы: время обнимать и время уклоняться от объятий. Это поэтическое описание ритма, циклов истории. Сейчас идет смена циклов: глобализация сменяется атомизацией. Первым громким звонком стала массовая миграция – подобная великому переселению народов в IV–VII веках. Как мы помним, там всё кончилось не очень хорошо. Второй звонок – это пандемия, которая тоже вызвана перемещениями людей.
С точки зрения количества жертв, пандемия принципиально не отличается от сезонного гриппа, который тоже, как известно, уносит массу жизней. И отношение к ней – результат той оптики, с которой к ней подходят. Например, можно сказать, что в кровати спят, или зачинают детей, или умирают. Всё это будет правдой, но каждое из эти утверждений – только часть истины. Поэтому стоит подумать, принять и первое, и второе, и третье и не впадать в истерику.
Реакция на пандемию была бы непонятной, если рассматривать её вне рамок начала процесса атомизации. Это стремление закончить затянувшийся день открытых дверей. Я бы назвал уходящую эпоху – условно – эпохой сосредоточения. Оно происходит на двух уровнях: персональном и социальном. Первый связан с большей концентрации личности на собственном я, второй – с возвращением общества к государственному устройству вопреки глобализации.
Мы возвращаемся к самим себе
В знаковые моменты люди бросались к государству и кричали: «Караул!». «Караул» – это то самый караул, который должен прийти, спасти и защитить. Так и сейчас, поэтому многие функции государства должны вернуться.
Является ли пандемия новым этапом в развитии человечества? Я думаю, что это начало нового этапа. Европу разрывало изнутри. В США появился Дональд Трамп. Это отзывалось на нас. Тенденции закрытия стран проявлялись уже достаточно давно.
Теперь привычка к потреблению гражданских свобод уйдёт. И дело не только в том, что мир закрывает границы и складывается ситуация, в которой государство становится главным актором – наряду с транснациональными корпорациями, которые будут потеснены.
Глобализация достигла своего предела, и во время пандемии это очень проявилось. Лучше перенесли пандемию те страны, у которых уровень солидарности выше, где государство сильнее. Но чтобы вылезти из этого кризиса, понадобятся большие национальные проекты, которые могли бы мобилизовать людей.
В нашем случае изменения после пандемии – это возвращение к традиционным ценностям, уход от либеральных, которые не хуже, но просто для нас неорганичны. Мы возвращаемся к самим себе. Я подозреваю, что нечто подобное происходит и в других странах.