19 мая 2020 г. Международная лаборатория исследований мирового порядка и нового регионализма и Школа Востоковедения НИУ ВШЭ провели совместное заседание Евразийского онлайн-семинара и Китайского семинара, на котором выступил известный дипломат и учёный, бывший постоянный секретарь МИД Сингапура и Председатель Совета Безопасности ООН профессор Кишор Махбубани. Он рассказал о своей новой книге «Китай победил? Китайский вызов американскому первенству», опубликованной в марте 2020 года.

we.hse.ru
Учёный отметил, что и США, и Китай совершили ряд ошибок в отношении друг друга, что привело к росту конфронтации. По мнению Махбубани, США совершили огромную ошибку, когда развязали масштабное геополитическое соревнование с Китаем, не имея комплексной долгосрочной стратегии. Докладчик напомнил о том, что в своей знаменитой статье «Истоки советского поведения» дипломат и политолог Джордж Кеннан не только обосновал политику сдерживания в отношении СССР, но и дал ряд других советов американскому правительству, а именно – приобретать как можно больше союзников, не допускать оскорблений в отношении Советского Союза и не вести себя высокомерно с остальным миром. Парадоксально, что если во времена холодной войны с СССР американцы тщательно выверяли каждый свой шаг, следуя советам Кеннана, то в сегодняшнем противостоянии с Китаем они полностью игнорируют его рекомендации, хотя КНР, по мнению учёного, является более серьёзным соперником, чем был когда-то СССР.
В любом международном конфликте ошибки совершают обе стороны, и Китай – не исключение. Главная ошибка Поднебесной – политика китайских властей, которая привела к отчуждению американского делового сообщества. Раньше, когда отношения ухудшались, американский бизнес подталкивал руководство США к сотрудничеству с Китаем – чтобы сохранить доступ к огромному китайскому рынку. Однако на этот раз деловые круги молчали. Это свидетельствует о том, что Китай действительно притеснял американские компании (в частности, требованиями предоставлять технологии). Махбубани полагает, что такая «самоуверенность» Китая (выражающаяся в том числе в территориальных претензиях в Южно-Китайском море) может быть свидетельством слабости его лидерской позиции из-за внутренних факторов – коррупции, растущего национализма и других.
Американцы имеют ряд серьёзных заблуждений в отношении КНР. США осведомлены о слабостях Китая лучше, чем о его сильных сторонах. После победы в холодной войне в Соединённых Штатах глубоко укоренилось убеждение, что при столкновении демократического сообщества и коммунистической системы последняя обречена на поражение. Американцы полагают, что демократии по определению сильнее (они опираются на поддержку общества, а коммунистические системы держатся на воле диктатора и подавляют граждан), и переносят это представление на нынешнее противостояние с Китаем. Однако мир изменился, и американская демократия уже не является такой устойчивой, как во времена Кеннана. В обществе назревают серьёзные проблемы – снижаются доходы среднего класса, растёт недовольство, увеличивается неравенство. Произошло перераспределение богатства в пользу элит, и США из демократии функционально превратились в автократию, которая служит интересам богатейшего меньшинства. В то же время Китай переживает период экономического и социального роста, возможно, лучшее время за все четыре тысячи лет существования китайской цивилизации. КНР смогла достичь этих впечатляющих результатов потому, что Коммунистическая партия Китая успешно превратилась в меритократию – систему, которая отбирает на руководящие должности самых способных людей. Это подтвердилось и успехами КПК в борьбе со вспышкой COVID-19.
Во время холодной войны многие союзники с энтузиазмом поддерживали американцев в геополитической борьбе. Но сегодня в случае с Китаем большинство стран отступают и не желают вовлекаться в противостояние, предпочитая сосредоточиться на собственном развитии. Соединённым Штатам сложно выработать политику сдерживания, так как у многих союзников торговые отношения с Китаем более тесные, чем с США, и экономические издержки вступления в конфронтацию слишком высоки.
В заключение профессор Махбубани призвал США и Китай отказаться от соперничества и сосредоточиться на общих целях. И американское, и китайское правительство имеет главной целью благополучие собственных граждан. Соединённые Штаты, так же, как и Китай, сталкиваются с проблемами внутреннего развития. Кроме того, глобальные проблемы, такие, как изменение климата, можно решить только общими усилиями. Эти вызовы могут создать почву для сотрудничества. Сегодня враг номер один для всего мира – коронавирус, и для борьбы с ним нужна совместная работа. Если соперничество США и Китая не прекратится, глобальные проблемы только усугубятся.
В ходе семинара свою точку зрения о проблеме конфронтации США – Китай высказали и другие эксперты. В частности, Сергей Караганов отметил, что Советский Союз проиграл в холодной войне по двум причинам. Первая – нежизнеспособная политическая система и усталость людей. Вторая – СССР должен был сражаться на два фронта, против Запада и Китая. В этом отношении китайцы поступили мудро, установив дружественные отношения с Россией. Нынешняя стратегия приведёт американцев к поражению. На его вопрос, есть ли у китайцев альтернатива противостоянию США, Махбубани ответил, что Поднебесная всячески пытается избежать конфронтации. Американцы считают, что сильнейший игрок на мировой арене должен пытаться контролировать всё, – значит, китайцы будут действовать точно так же. Но Пекин, наоборот, отстаивает многообразие моделей.
Сергей Труш заметил, что сегодня китайское общество стоит перед лицом серьёзной трансформации. Китаю нужно увеличивать внутреннее потребление, а для этого необходим рост среднего класса, которому, в свою очередь, нужны политические, экономические и социальные гарантии. Он выразил сомнение в том, что политическое руководство Китая к этому готово. Махбубани пояснил, что для китайцев слабая центральная власть несёт нестабильность и проблемы для населения, тогда как сильный центр позволяет гражданам богатеть. Он напомнил, что в Китае правительство имеет наивысший уровень доверия – 90%.
На вопрос Николая Петро о том, какая концепция направляет американскую стратегическую мысль, оратор ответил, что под влиянием иллюзий либерализма США совершили множество ошибок, и возврат к реализму поможет избежать многих проблем. По мнению Махбубани, внешнеполитическое мышление Китая характеризуется прагматизмом – неважно, капиталистическая или коммунистическая модель, главное, чтобы режим обеспечивал экономическое развитие. Дэн Сяопин сформулировал это так: «Неважно, чёрная кошка или белая; если она может ловить мышей, это хорошая кошка». Соединённые Штаты, наоборот, видят мир в чёрно-белом цвете.
Генерал Дипанкар Банаржди поинтересовался, как действовать Индии в меняющихся условиях и как ей стоит относиться к Китаю. Махбубани предположил, что Индии выгоднее балансировать между Китаем и США, так как она достаточно велика, чтобы быть независимым игроком. И если для Трампа – «Америка прежде всего», а Си волнует главным образом благополучие собственных граждан, то Индия является единственной страной, которая может стать глобальным лидером. Она пользуется доверием других государств, в ней не видят угрозы – и в этом её преимущество. Однако в самой Индии эта идея не пользуется широкой поддержкой.