Изменения в окружающей среде и климате всё чаще привлекают внимание международной общественности, став глобальной стратегической проблемой, влияющей на мировую безопасность и стабильность. Люди во всём мире должны взять на себя ответственность и предпринять меры, чтобы Земля вернулась к некоему равновесию. Сегодня на всей планете насчитывается около 1,6 млрд мусульман, то есть свыше 20% мирового населения. Никто не защищён от непредсказуемых последствий изменения климата, и мусульмане должны взять на себя свою долю ответственности.
Первая конференция по охране окружающей среды, состоявшаяся под эгидой ООН в 1972 году в Стокгольме[1], дала определение окружающей среды как баланс физических и социальных ресурсов, доступных в определённый момент времени и в определённом месте в целях удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Исламская концепция окружающей среды согласуется с этим определением: эта всеобъемлющая концепция охватывает деятельность человека, флору и фауну, водные ресурсы, атмосферу, землепользование и т. д.
Исламский экологизм вписан в матрицу исламских учений. Коран (главный религиозный текст ислама) развивает природоохранные принципы. В нём говорится об отношении человека к природе, а также о преимуществах, связанных с её охраной. В Коране содержится около 200 аятов (стихов), посвящённых различным элементам окружающей среды. Многие суры носят названия растений («Смоковница»), минералов («Железо») и явлений природы («Гром»).
Согласно Корану, Аллах есть Господь, Творец, Тот, кто поддерживает жизнь во всём сущем. Он воплощает всё, что есть в Его творении. Он создал Землю в идеальном равновесии природных ресурсов и циклов, в которых благоденствует всё живое. Мусульмане обязаны следовать принципам Корана и примеру Пророка Мухаммеда, который защищал права всего живого, берёг воду, создавал охраняемые территории, восстанавливал и перерабатывал всё, чем владел, и восхищался созданным миром.
Как и все люди, мусульмане несут ответственность за свои действия. Стремясь ускорить экономический рост и потребление, они нанесли ущерб Земле, последствием которого стало изменение климата, загрязнение окружающей среды, эрозия почвы и обезлесение и что также привело к ухудшению здоровья человека. Они должны нести добро и отвращать зло, а не притеснять или наносить ущерб тому, что является частью Творения. Совесть человека требует бережного отношения ко всему сущему, сострадания и участия.
Основное внимание в этой работе будет уделено существующим противоречиям между исламскими принципами, предусматривающими сохранение и развитие окружающей среды, и реальной практикой мусульманских стран, которая весьма далека от их реализации. В ней также пойдёт речь о путях преодоления этих несоответствий и перехода к более экологичным методам хозяйствования.
Исламские принципы и охрана окружающей среды
Несмотря на то, что глобальный экологический кризис — явление относительно недавнее, в Коране и Пророческой традиции (Сунне), двух основных источниках исламской правовой системы (шариата), существуют твёрдые религиозные обоснования для деятельности, ориентированной на сохранение окружающей среды, которые признаются мусульманами всего мира. Ключевые природоохранные идеи заложены в рамках исламской традиции. Эти принципы можно расширить с учётом изменений, происходящих в современном мире.
В 1986 году принц Филипп, в то время занимавший пост президента Всемирного фонда дикой природы, пригласил пятерых лидеров пяти основных мировых религий — буддизма, христианства, индуизма, ислама и иудаизма — обсудить вопрос о том, каким образом их вероучения могут содействовать сохранению окружающей среды. Встреча состоялась в г. Ассизи (Италия), где родился Святой Франциск — католический покровитель экологического движения. По итогам встречи были приняты основополагающие принципы пяти религий с изложением их уникальных традиций и подходов к бережному отношению к природе.
В исламской части Ассизской декларации о природе основное внимание уделено главному понятию ислама — «Ат-Таухид», то есть единство Бога. «Аллах есть Единство; и Его Единство также отражается в единстве человечества и единстве человека и природы. Он вверяет людям опекать и нести ответственность за поддержание единства Его творения, целостности Земли, её флоры и фауны, её дикой природы и природной среды». Единство обеспечивается равновесием и гармонией во всём сущем. «Таким образом, единство, опека и ответственность за свои действия — «Ат-Таухид», «Аль-Халифа» и «Аль-Ахира» — три основополагающие концепции ислама, также являются ключевыми принципами экологической этики ислама. Они являют собой основные ценности Корана»[2]. Именно эти ценности побудили пророка Мухаммеда сказать: «Тот, кто сажает дерево и прилежно заботится о нем до тех пор, пока оно не вырастет и не принесёт плоды, будет вознаграждён». Поэтому мусульмане считают, что они ответственны за мир и окружающую среду, которые являются творениями Аллаха. У них нет особых праздников для выражения своей признательности за урожай или созданный мир. Вместо этого они выражают свою благодарность Аллаху за его Творение.
Как и другие религии, ислам проявляет особую заботу об окружающей среде. Существуют две стороны этого аспекта. Первая — сохранение окружающей среды в её всеобъемлющем смысле и предотвращение ухудшения её состояния, загрязнения или расточительного использования при.родных ресурсов, что считается признаком морального разложения и непослушания.
В Коране и хадисах пророка Мухаммеда мусульманам поручается бережно относиться к окружающей среде и не причинять ей вреда. Ислам запрещает срезать или уничтожать растения, использовать природные ресурсы ненадлежащим образом. Пророк говорил о том, что Аллах есть благо, и он любит благое, Аллах чист и любит чистоту, запрещая бросать мусор на улицах и перед домами. Ислам велит беречь воду и запрещает избыточное потребление воды, даже если «человек живёт на берегу реки». Ислам призывает заботиться о сохранении окружающей среды даже в военное время. Пророк Мухаммед просил свою армию не сжигать ни одной пальмы, не срубать ни одного дерева и не разрушать дома. Аналогичным образом ислам запрещает охоту и срезание растений во время паломничества.
Исламское восприятие природных ресурсов обуславливается в Коране. В нём изложены важные принципы сохранения окружающей среды и показана неприемлемость нанесения экологического ущерба и ненадлежащего использования природных ресурсов. В Коране говорится: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Сура «Аль-Араф» 7:31, «Аль-Анам» 6:141). Также подчёркивается, что «воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь сатана неблагодарен своему Господу» (Сура «Аль-Исра» 17:27). Таким образом, предотвращение злоупотреблений в отношении всех природных ресурсов является прямой обязанностью мусульман. Фактически Коран играет важную роль в обеспечении устойчивого развития в мусульманских странах.
В основе исламского экологизма принцип принадлежности природных ресурсов всему человечеству, мусульманам и немусульманам. Окружающая среда должна сохраняться, поскольку она дана Богом и является наследием для грядущих поколений. Человеку доверено управлять окружающей средой, в которой он живёт, и вкладывать силы и средства для её охраны. Он должен поддерживать и защищать её от любых злоупотреблений и уничтожения. Окружающая среда с её природными ресурсами не считается исключительной собственностью отдельного поколения, а является непреходящим наследием человечества. Данные принципы согласуются с постулатами устойчивого развития и концепцией оценки воздействия различных проектов на окружающую среду, подразумевающей, что необходимо учитывать воздействие любого проекта на природу. Получение экономической выгоды, которая зачастую может нанести ущерб окружающей среде, не должно быть единственным критерием при оценке проектов.
Вторая сторона исламского экологизма касается вопроса не только сохранения, но и развития окружающей среды. Ислам призывает к развитию сельского хозяйства и лесоразведения и тем самым — к расширению зоны зелёных насаждений, которая обеспечивает свежий воздух, понижает температуру и увлажняет атмосферу. Исламские учения поощряют занятия озеленением «даже в Судный день». Во многих хадисах мусульман призывают создавать и расширять площадь зелёных насаждений при землепользовании. Пророк Мухаммед сказал: «Если мусульманин посадил саженец или засеял поле, и от этого вкусил человек, животное или ещё кто-нибудь, это будет для него милостыней». Развитие окружающей среды является достаточным основанием для владения землёй. Пророк сказал: «Кто воскрешает мёртвую землю, тот вправе владеть ею и возделывать её». Он также сказал: «Если кто имеет землю, то пусть возделывает её или же предоставит её своему брату».
Целый ряд мусульманских учёных уделяли большое внимание экологическим проблемам, особенно загрязнению окружающей среды, его причинам и последствиям. Например, Ибн Сина[3] говорил о загрязнении воды. В своём труде «Книга упрощения, относительно лечения и диеты» Абу Марван Ибн Зухр (Аль-Андалуси)[4] затрагивал вопрос о борьбе с загрязнением воздуха, вызванным болотными испарениями. Ибн Аль-Мотран (Аль-Демашки)[5] подчёркивал роль загрязнения окружающей среды в диагностике заболеваний в своей книге «Сад докторов и долина интеллигенции», которая считается предвестником науки об экологической медицине. Другой мусульманский учёный Мухаммед Ибн Саид Аль-Тамими (Абу Абдалла)[6] написал книгу под названием «Продление жизни через очищение воздуха от загрязнений и профилактику вредоносных последствий эпидемий». В ней речь идёт о загрязнении окружающей среды, включая воздух, воду и почву, а также причинах, последствиях и методах борьбы с таким загрязнением и его предотвращения. В свою очередь, Ибн Халдун[7] рассматривал загрязнение воздуха как причину многих смертей. Ибн Каййим Аль-Джаузийя[8] изучал, как загрязнённый воздух влияет на распространение чумы[9].
Ухудшение экологической ситуации в мусульманских странах
Осуществление исламских принципов устойчивого развития на практике — непростая задача. Многие мусульманские страны страдают от экологических проблем и сталкиваются с рисками. Особенно это актуально для таких многонаселённых стран, как Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Египет. По данным Всемирной организации здравоохранения, пакистанские города Пешавар и Равалпинди входили в десятку наиболее загрязнённых городов по состоянию на 2016 год. Ежегодно по причине загрязнения воздуха в городах преждевременно умирает свыше 20 тыс. человек.
Индонезия также является одной из наименее экологически благополучных стран Азии. Загрязнение воздуха, вызванное растущими объёмами выбросов автотранспорта (90% транспортных средств по-прежнему работают на этилированном бензине) и лесными пожарами, вызванными разрастанием плантаций для производства пальмового масла, привело к распространению заболеваний органов дыхания, которые стали шестой по распространённости причиной смерти в этой стране. Гуманитарные последствия загрязнения воздуха здесь потрясают. Дымка от лесных пожаров ежегодно вызывает социально-экологические кризисы в Индонезии, которая является лидером по объёмам выбросов парниковых газов. В 2015 году задымлённость воздуха от пожаров стала причиной свыше 75 тыс. случаев инфекций верхних дыхательных путей. Кроме того, проведённое в 2010 году исследование показало, что 57,8% населения Джакарты страдает от различных заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, включая бронхиальную астму, бронхопневмонию и заболевания коронарных артерий[10].
Индонезийский остров Калимантан и бассейн реки Читарум в провинции Западная Ява, где проживает около 9 млн человек и расположено около 2 тыс. фабрик, подвержены риску токсического загрязнения. Река, воды которой, помимо всего прочего, используются для бытовых нужд и орошения рисовых ферм, загрязнена токсинами, включая алюминий и марганец. Пробы питьевой воды показали присутствие свинца в объёмах,более чем в 1000 раз превышающих норму. Кроме того, Индонезия занимает второе место в мире (после Китая) по загрязнению окружающей среды пластиковыми отходами. В начале прошлого года на Бали была официально объявлена чрезвычайная ситуация на шестикилометровом участке пляжного побережья этого острова из-за мусора, для ликвидации которого потребовалось 700 уборщиков и 35 грузовиков. За несколько дней они собрали около 100 тонн отходов. Балийские власти поставили целью к 2025 году сократить на 70% количество пластиковых отходов в море, однако решение этой задачи сопряжено с немалыми трудностями[11].
В Египте помимо проблемы утилизации отходов и мусорного кризиса небо Каира и соседних городов ежегодно заволакивает смог, известный в стране как «чёрное облако». Густой дым впервые появился в Каире и городах дельты Нила в 1997 году. По сообщению египетского Министерства охраны окружающей среды, его распространение шло быстрыми темпами, и теперь на его долю приходится 42% содержащихся в воздухе загрязняющих веществ. Смог частично вызван тем, что фермеры, не имея возможности перевезти рисовую солому в центры переработки, собирают и жгут её прямо на полях. Согласно данным, в шести египетских провинциях на рисовых полях, площадь которых составляет 1,7 млн федданов (1 феддан = 1,038 акра), после обработки осталось 3,4 млн тонн соломы.
Электронные отходы представляют собой серьёзную проблему в Бангладеш. Объёмы отходов растут в геометрической прогрессии в Хазарибагхе, где расположена большая часть из 270 официально зарегистрированных кожевенных фабрик страны. Ежедневно они в совокупности сливают около 22 тыс. куб. литров токсичных отходов, в том числе канцерогенный шестивалентный хром, считающийся причиной раковых заболеваний, в реку Буриганга, на которой стоит Дакка, — основной источник водо.снабжения столицы Бангладеш[12].
Не лучше обстоят дела с реализацией общеисламских природоохранных принципов на практике и в богатых странах, например, в Саудовской Аравии. Отсутствие экологической политики в Королевстве обусловлено в том числе огромной зависимостью страны от нефти. Нефтяная промышленность Саудовской Аравии субсидирует потребление энергии, что приводит к кратному увеличению выбросов углекислого газа. Урбанизация и высокий уровень жизни приводят к загрязнению почвы, воды и воздуха. Ухудшение окружающей среды вызывает множество проблем со здоровьем, включая развитие таких болезней, как астма и рак.
Мусульманские страны в основном входят в группу развивающихся государств. Как и большинству таких стран, им приходится платить экологическую цену за индустриализацию. Более того, в мусульманских странах практически отсутствует экологическое образование, как и зачастую сами законы, касающиеся охраны природы. Это усугубляет экологические проблемы и приводит к тому, что загрязнение окружающей среды становится нормой и образом жизни населения.
На пути к более экологичным практикам хозяйствования
Мусульманским странам необходимо сосредоточиться на проблемах сохранения окружающей среды в сфере управления и бизнеса в соответствии с законами исламского шариата, предусматривающего тесную корреляцию между охраной окружающей среды и экономическим развитием. В отсутствие надлежащего управления невозможно реализовать великие идеи и построить зелёную экономику. Экологическая политика, которую должно проводить каждое мусульманское государство, имеет три основополагающих измерения.
Первое — это национальная политика каждого государства в сфере экологии. Так, в последние годы Объединённые Арабские Эмираты являются лидерами в области применения экологически чистых технологий и использования альтернативных источников энергии. Ещё одним примером является развитие устойчивой индустрии международного туризма в Турции, Малайзии, Индонезии, Египте, Тунисе и Марокко. Саудовская Аравия предпринимает определённые шаги в области охраны окружающей среды, в частности, посредством развития производства энергии на основе возобновляемых источников. Египет также выразил готовность производить 20% потребляемой в стране электроэнергии из возобновляемых источников к 2022 году.
Марокко, в свою очередь, планирует инвестировать 13 млрд долл. в расширение мощностей по производству ветряной и солнечной энергии, строительство гидроэлектростанций и соответствующей инфраструктуры, что позволит стране к 2020 году производить 42% потребляемой электроэнергии на основе возобновляемых источников.
Второе — совместные усилия в рамках Организации Исламского сотрудничества (ОИС), второй по величине межправительственной организации после ООН, в которой участвуют 57 мусульманских стран. Одной из целей ОИС является достижение устойчивого и всестороннего развития человеческого потенциала и экономического благополучия в государствах-членах. В этом контексте в 2002 году начала работу Исламская Конференция министров окружающей среды.
В заключительной части своей седьмой сессии в октябре 2017 года в штаб-квартире Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры (Islamic Educational, Scientific and Cultural Organization — ISESCO) в Рабате Исламская Конференция министров окружающей среды приняла проект Рабатской декларации по охране окружающей среды и достижению устойчивого развития. В проекте декларации подчёркивается важность приверженности государств-членов международной повестке дня в области устойчивого развития в соответствии с региональными и международными принципами и инструментами и мобилизации национальных и международных усилий для реализации задач в области устойчивого развития. Отмечается необходимость создания новых национальных структур и укрепления существующих институтов для содействия устойчивому развитию и реализации соответствующих планов и программ, а также обеспечения поддержки в деле реализации проектов путём осуществления внутренне.го надзора и привлечения организаций гражданского общества и частного сектора к осуществлению планов в области устойчивого развития. В проекте декларации также уделяется особое внимание внедрению принципов зелёной экономики в качестве механизма устойчивого развития и созданию «зелёных» рабочих мест, в том числе в таких областях, как производство энергии на основе возобновляемых источников, энергоэффективность, восстановление и защита экосистем, экотуризм и утилизация отходов.
В декларации даётся высокая оценка эффективного вклада природоохранных органов ООН и арабских и исламских специализированных организаций в поддержку усилий государств-членов в соответствующих областях в целях реализации проектов устойчивого развития, а также содер.жится настоятельный призыв к международному сообществу предпринять конкретные шаги для отмены задолженности, обеспечения свободного доступа к рынкам, передачи технологий и развития потенциала.
Участники конференции приняли Руководство по зелёным городам и их роли в достижении целей устойчивого развития и запустили Программу поощрения исламских столиц, занимающихся вопросами охраны окружающей среды и устойчивого развития, под руководством ISESCO. Кроме того, в Саудовской Аравии был учреждён конкурс за Награду зелёным городам в рамках пятой номинации по экологическому менеджменту исламского мира, который проходит при поддержке Главного органа по метеорологии и охране окружающей среды Королевства, а функции в качестве Генерального секретариата возложены на ISESCO[13].
Третье—деятельность гражданского общества.Параллельно с правительствами в мусульманских странах в области охраны окружающей среды работают тысячи НПО, среди которых наиболее известен Исламский фонд экологических и природоохранных наук (Islamic Foundation for Ecology and Environmental Sciences — IFEES). Это многопрофильная структура, основанная в 1994 году Фазлуном Халидом из Шри-Ланки как благотворительная организация, стала частью формирующейся коалиции религиозных и светских организаций, объединившихся для борьбы с глобальным потеплением и другими экологическими угрозами. Её деятельность направлена на развитие знаний об экологии и содействие сохранению окружающей среды и устойчивому развитию на основе исламских природоохранных принципов. Помимо этого, более чем в 40 странах действует исламская гуманитарная организация «Исламская помощь» (Islamic Relief Worldwide — IRW) — крупнейшее западное НПО по оказанию международной помощи мусульманам, созданное египтянином Хани эль-Банна в 1984 году в Бирмингеме (Великобритания). За последние три года эта организация собрала более 26 млн фунтов стерлингов для решения вопросов, связанных с изменениями климата.
Организации IFEES и IRW сыграли главную роль в подготовке и выпуске Исламской декларации об изменении климата, которая призывает мусульман к реализации положений Парижского соглашения[14]. Эта Декларация, принятая 18 августа 2015 года на Международном исламском симпозиуме по изменению климата в Стамбуле (Турция), была результатом масштабного взаимодействия различных организаций и частных лиц и стала одним из основополагающих документов в сфере охраны окружающей среды. В ней с тревогой отмечается, что человечество стремится к собственному уничтожению и приближается к порогу катастрофических изменений климата. Декларация призывает активно применять стратегию на опережение и положить конец деятельности, наносящей ущерб окружающей среде. В Декларации содержится массовый призыв к народам всех стран и их лидерам прекратить выбросы парниковых газов и направить свои усилия на создание системы децентрализованного использования возобновляемых источников энергии. Она призывает к созданию «новой модели благополучия, основанной на альтернативе нынешней финансовой модели, которая истощает ресурсы, ухудшает окружающую среду и усиливает неравенство». Она требует от всех мусульман, начиная с глав государств и заканчивая приходами и общественными активистами, не «ходить с важным видом по земле» и помнить о хадисе, в котором говорится, что «мир этот сладок и зелен, и поистине Аллах сделал вас преемниками в нём, чтобы посмотреть, как вы будете поступать». Исламская декларация особенно обращается к нефтедобывающим странам, так как в основном они являются мусульманскими, и призывает сохранить нефть в земле.
Примечательно, что эти важные инициативы продвигались в основном организациями мусульманских диаспор на Западе. Главным образом это связано с большим интересом, который проявляется к охране окружающей среды в Европе в течение последних трёх десятилетий, и выделением средств европейскими институтами для реализации экологических инициатив и мероприятий. Однако эти инициативы не были реализованы многими мусульманскими странами по причине отсутствия веры в силы гражданского общества. Кроме того, распространено мнение, что часть этих организаций связана с организацией «Братьев-мусульман»[15], которая в ряде мусульманских государств признана незаконной или террористической.
Исламские принципы исключительно применимы в сфере охраны окружающей среды, однако реальная практика во многих мусульманских странах всё ещё далека от их реализации. Существует насущная потребность в экологическом образовании, особенно среди молодёжи: эффективное управление в области охраны окружающей среды является необходимой предпосылкой для обеспечения надлежащего экологического поведения.
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Данный материал вышел в серии записок Валдайского клуба, публикуемых еженедельно в рамках научной деятельности Международного дискуссионного клуба Валдай. С другими записками можно ознакомиться по адресу http://valdaiclub.com/publications/valdai-papers/
[1] Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment. Stockholm, 1972. June 16. URL: http://legal.un.org/avl/ha/dunche/dunche.html
[2] The Assisi Declarations. Messages on Humanity and Nature from Buddhism, Christianity, Hinduism, Islam & Judaism. Basilica Di S. Francesco, Assisi, Italy. WWF 25th Anniversary, 1986. September 29. URL: http://www. arcworld.org/downloads/ THE%20ASSISI%20DECLARATIONS.pdf
[3] Ибн Сина (980–1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, самый известный и влия.тельный философ-учёный средневекового исламского мира.
[4] Абу Марван Ибн Зухр (Аль-Андалуси) (1091–1162) — арабский медик, представитель известной врачеб.ной династии, был в Севилье придворным врачом и считался одним из лучших врачей Испании, не только в мусульманской, но и в христианской её части
[5] Муваффак ад-Дин Абу Наср Асад ибн Абу-ль-Фатх Ильяс ибн аль-Матран (ум. 1191) — один из самых талантливых и известных арабских медиков.
[6] Мухаммед Ибн Саид Аль-Тамими (Абу Абдалла) (ум. 990) — известный арабский медик, фармацевт и ботаник.
[7] Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад аль-Хадрами (Ибн Халдун) (1332–1406) — арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель.
[8] Шамсуддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр ад-Димашки (Ибн Каййим аль-Джаузийя) (1292–1350) — видный мусульманский богослов, юрист, теолог.
[9] Al-Zayadi M.F. Islam and the Environment. 19th Session of the Conference of the Islamic Fiqh Academy of the Organization of the Islamic Conference. Sharjah, UAE, 2009. 26-30 April.
[10] Yudha S.W. Air Pollution in Indonesia: Challenges and Imperatives for Change // the National Bureau of Asian Research. 2016. April 11. URL: http://nbr.org/research/activity.aspx?id=665
[11] Bali’s battle against plastic pollution // BBC. 2018. March 7. URL: http://www.bbc.com/news/world.asia-43312464
[12] Larson N. Two of World’s Worst Polluted Places Are in Indonesia: Environmentalists // Jakarta Globe. 2013. November 5. URL: http://jakartaglobe.id/news/two-of-worlds-wost-polluted-places-are-in-indonesia.environmentalists/
[13] The 7th Islamic Conference of Environment Ministers, Rabat, 2017. October 25-26. URL: https://www.isesco. org.ma/blog/2017/10/06/the-7th-islamic-conference-of-environment-ministers/
[14] Парижское соглашение — соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, ре.гулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Соглашение было принято консенсусом 12 декабря 2015 года, а подписано 22 апреля 2016 года.
[15] «Братья-мусульмане — международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 года в Египте