Кризис на Украине показывает пределы жёсткой силы США, поскольку они не смогли предотвратить спецоперацию России на Украине, несмотря на угрозу введения самых серьёзных санкций против Москвы. Гегемония Америки означала бы мир, процветание и стабильность во всём мире, но этой гегемонии никогда в полной мере не существовало, а сейчас и подавно не существует.
Господство Америки в мире закончилось после сворачивания того однополярного мира с единственным центром силы в Вашингтоне, который образовался после завершения холодной войны. В эпоху одного полюса силы проводилась политика по смене режимов с целью демократической трансформации в Западной Азии либо путём вооружённых интервенций, как это происходило в Ираке, Ливии и Сирии, либо с помощью так называемой «арабской весны» в Египте.
В рамках универсализации демократической повестки дня и поощрения демократических изменений в самой России «цветные революции» продвигались в Грузии и на Украине, которым отводилась роль иллюстраторов дееспособных демократий на постсоветском пространстве. Происходящее привело к военному конфликту между этими двумя государствами и Россией, в результате чего Грузия и Украина потеряли часть своей территории, поскольку сепаратистские республики в пределах их границ провозгласили независимость и получили российское признание.
Военное вмешательство США в Ираке закончилось фиаско: страна, разрушенная террористами, перешла в орбиту влияния Ирана, внутреннее единство нарушилось с фактическим отделением курдских территорий, и США были вынуждены, в конце концов, уйти из Ирака. В Ливии также наблюдалась борьба за власть, насилие, враждующие группировки и отсутствие дееспособного центрального правительства. Смену режима в Сирии удалось предотвратить благодаря военному вмешательству России и Ирана, хотя страна понесла огромные потери в виде разрушения инфраструктуры, миллионов беженцев, подъёма Исламского государства[1], оккупации северной Сирии Турцией и так далее. Провал военной интервенции Америки в Афганистане стал катастрофой для её имиджа и вызвал обеспокоенность по поводу надежности ее оборонных обязательств даже среди союзников США.
Президент Дональд Трамп ясно выразил новое видение роли США в мире, заявил о повороте Америки к решению внутренних проблем, её нежелании быть мировым полицейским, как прежде. Он полагал, что дорогостоящие войны Америки за рубежом обескровили её экономику и ослабили нацию. Он намеревался вывести войска из Афганистана в рамках сокращения оборонного бремени, публично выражал сомнения в пользе от НАТО, убеждал своих европейских союзников и Японию делать больше для собственной обороны и так далее. Он вышел из ядерной сделки с Ираном, а также из Парижского соглашения о противодействии изменению климата, что было расценено как отступление от многостороннего подхода.
Трамп сигнализировал об ослаблении мощи США на мировой арене, хотя и увеличил расходы на оборону, стремясь усилить военно-морской флот. Конечно, он наметил новый курс в отношении Китая, рассматривая его как главного противника Америки, и начал проводить более жёсткую политическую и экономическую политику в отношении этой страны.
Пределы жёсткой силы
Гегемония Америки опирается на два столпа – жёсткую и мягкую силу. Провал американского однополярного мира обнажил пределы жёсткой силы США. Сегодня Соединённые Штаты открыто признают, что не могут в одиночку поддерживать международный порядок, который по большому счёту они же и создали. Они восстанавливают прежние союзы в Европе и Азии, заверяя в надёжности своих обязательств в области коллективной обороны. Перед американо-китайской встречей на Аляске в марте 2021 г. США объявили, что заранее встретились с союзниками, чтобы дать понять китайцам: им противостоит консолидированный фронт США и дружественных им государств. Само по себе это уже было признанием изменения баланса сил между двумя державами. Китайцев это не впечатлило, и они заткнули рот американским представителям, прямо заявив, что у США больше нет сил навязывать Китаю свою волю.
Китай сейчас открыто бросает вызов могуществу США в Азии, а также в других частях земного шара. Его положение второй по величине экономики мира, крупнейшей страны-экспортёра, контролирующей важнейшие цепочки поставок, занимающей лидирующие позиции во многих технологических областях, в цифровой революции – все эти преимущества означают относительное ослабление Америки, которая утрачивает былое превосходство.
Инициатива «Пояс и путь» – крупнейший проект по строительству инфраструктуры в мире, не имеющий аналогов. Китай создаёт альтернативы Всемирному банку и Азиатскому банку развития путём учреждения Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. В настоящее время он является вторым по величине донором ООН и занимает ведущие позиции в ряде её организаций. Пекин продемонстрировал способность заручиться поддержкой многих стран для противодействия попыткам США привлечь Китай к ответственности в Совете ООН по правам человека из-за притеснения уйгуров, включая ведущие мусульманские страны. Даже на заседании Совета Безопасности ООН по Украине с осуждением российской агрессии Соединённым Штатам пришлось пойти на значительные уступки, чтобы добиться от Китая согласия воздержаться и не голосовать против предложенной резолюции. Китай является крупнейшим экономическим партнёром Америки, и возникшая между этими странами экономическая взаимозависимость, ограничивает возможности США в отношениях с Пекином.
Даже когда США настойчиво предупреждали о предстоящем российском вторжении, они говорили, что воздержатся от военного вмешательства в данный конфликт. Европу убедили присоединиться к США и ввести собственные санкции такой же беспрецедентной жёсткости. Альянс НАТО активизировался перед лицом российского вызова, были сделаны заявления о военной помощи Украине – в частности, Германия решила отправить туда летальное оружие.
Хотя это укрепление НАТО под руководством США усиливает американскую мощь, последствия пока неясны с точки зрения будущих американо-европейских связей. На данный момент Европа находится под возрождённой американской опекой, особенно в том, что касается приведения в чувство немцев и пресечения французских поисков большей стратегической автономии для Европы. Однако противоречия между интересами США и Европы не могут просто исчезнуть и вновь проявятся после завершения текущего кризиса. Издержки в области политики, экономики и безопасности в случае длительной конфронтации с Россией для Европы гораздо выше, чем для США, поскольку очаг конфликта находится на европейской земле, а не в Америке. Озабоченность Европы по поводу раскола внутри Соединённых Штатов, тенденция усиления внимания к внутренним проблемам, потенциальное возвращение республиканцев к власти в США, что чревато очередным изменением внешнеполитического курс Америки – эти фобии не рассеются так быстро.
Гегемония США в мире по-прежнему во многом опирается на финансы благодаря статусу доллара как главной резервной валюты, контролю над всеми долларовыми финансовыми операциями в мире, разрушительным санкциям, которые они могут вводить против разных стран. Это хорошо видно на примере Ирана, а теперь и России, экстерриториальному охвату санкций, которые затронули и Индию. Но этот инструмент в руках США становится все менее эффективным, поскольку страны осуществляют сделки в валютах, отличных от доллара США, или в своих национальных валютах, через свопы и тому подобное. Например, Россия вывела большую часть своих резервов из казначейских векселей США. Россия и Индия вернулись к возрождению платежной системы рупия-рубль. В качестве альтернативы, в какой-то мере может быть использована технология блокчейна.
Фундамент мягкой силы сильно повреждён
Другая опора мягкой силы сильно пострадала от состояния демократии в США: оспариваемые президентские выборы, мятеж на Капитолийском холме, лишение избирательных прав части населения, ухудшение межрасовых отношений, о чём свидетельствует движение BLM («Жизнь чернокожих имеет значение»), зверства полиции, убийства из огнестрельного оружия в школах и университетах, вопросы иммиграционного контроля и так далее – всё это ослабляет влияние США в мире. В вопросах демократии и прав человека, объявленных центральными столпами внешней политики Соединённых Штатов, доверие к США подорвано.
В обращении президента Байдена «О положении дел в стране» признаются внутренние проблемы, с которыми сталкиваются США в области здравоохранения, необходимость восстановления экономики, плохое состояние инфраструктуры в стране, нужда в создании рабочих мест, обуздание насилия с применением огнестрельного оружия, наркомания, важность победы в экономической конкуренции с Китаем и так далее. На международной арене акцент Байдена на покупке товаров американского производства предполагает более протекционистскую политику и исключает любую возможность присоединения США к Транстихоокеанскому партнёрству для противодействия экономическому доминированию Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно с учётом соглашения ВРЭП.
Президент США в своём обращении обрушился с критикой на Россию, призвал украинцев к сопротивлению, перечислил финансовые и технологические санкции против России, которые сделают её финансовые резервы в 630 млрд долларов «никчёмными», нацелился на российских олигархов, отметил, что рубль и российский фондовый рынок резко упали, и так далее. Объявив фактически экономическую войну против России, Байден подчеркнул, что американские войска не будут воевать с российскими силами на Украине, поскольку он осознаёт, что прямой конфликт с Россией может привести к ядерной войне. Он отвлёк внимание от главного, заявив, что американские войска уже направлены в Европу для защиты союзников по НАТО, если Путин решит продвинуться на запад, и что США будут защищать каждый дюйм территории НАТО, хотя с точки зрения России нет никакого смысла нападать на любую страну – члена НАТО, поскольку это чревато ядерным холокостом.
Гегемония США означала бы мир, порядок, процветание и стабильность во всём мире под приглядом Америки. Но этой гегемонии никогда в полной мере не существовало, а сейчас и подавно не существует.
News 18
[1] Запрещено в России.