В своём обращении в связи с началом председательства России в БРИКС Владимир Путин подтвердил девиз «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности» и подчеркнул важность созидательного сотрудничества со всеми заинтересованными странами.
Вопрос в том, как Россия будет работать над достижением этой цели в течение года на фоне бурных геополитических сдвигов. Несмотря на шквал западных санкций, Россия демонстрирует стойкость и преодолевает различные вызовы, утверждая своё доминирующее и ответственное положение в мировой энергетической системе. Эта устойчивость подчёркивает её стратегическую важность и способность адаптироваться к изменениям, закрепляя за Россией роль ключевого игрока в формировании характера и траектории формирующегося международного энергетического ландшафта.
В марте этого года экспорт российской нефти по морю достиг максимального уровня – 590 тысяч баррелей в день (б/д). Этот рост происходит несмотря на то, что Москва подтвердила свою приверженность ограничениям добычи в рамках ОПЕК+ на фоне продолжающихся западных санкций, направленных против российского экспорта энергоносителей. До этого Россия 15-й месяц подряд сохраняла позицию крупнейшего мирового поставщика сырой нефти вплоть до декабря 2023 г., согласно оценкам лондонской аналитической компании Vortexa («Вортекса»), специализирующейся на отслеживании движения судов для оценки импорта.
Россия сумела адаптироваться к новым условиям благодаря хорошо просчитанным и выверенным мерам, включая диверсификацию экспорта нефти и освоение новых рынков сбыта за пределами традиционных, сохранив объём продаж нефти на уровне 10 млн баррелей в сутки в 2023 г. (по данным Росстата). Несмотря на проблемы с транспортировкой и отгрузкой, экспорт бензина, дизельного топлива и мазута демонстрирует стабильную или растущую динамику. Такая диверсификация эффективно противодействует влиянию эмбарго ЕС, при этом общий уровень производства сохранился, а добыча нефти снизилась всего до 5 процентов от уровня, существовавшего до введения санкций.
В качестве стратегического манёвра российская «Роснефть» и индийская Indian Oil Corp («Нефтяная корпорация Индии») перешли на использование ориентированного на Азию ценового ориентира Dubai («Дубай») вместо доминирующей в Европе эталонной марки Brent. Одновременно Китай значительно увеличил закупки российской нефти Urals, цены на которую устанавливаются c небольшим дисконтом к эталонной марке Brent или ICE Brent, что приводит к многократному росту закупок. Это свидетельствует о переключении России на быстроразвивающиеся рынки – в первую очередь в Азии, но не только.
Энергетическое влияние России расширяется по всему миру. Наглядный пример – Латинская Америка. В 2023 г. Россия стала крупнейшим поставщиком дизельного топлива в Бразилию, увеличив по сравнению с прошлым годом поставки в 60 раз (с 101 тысяч до 6,1 млн тонн) – эти данные приводит Financial Times со ссылкой на статистику Kpler. Аналогичным образом Куба зависит от импорта российской сырой нефти для удовлетворения своих потребностей в электроэнергии в условиях экономических проблем и санкций США. В Венесуэле значительные инвестиции и кредиты России укрепляют её позиции на венесуэльском нефтяном рынке: «Росзарубежнефть» добывает до 15–20 процентов от общего объёма добычи нефти в Венесуэле.
Кроме того, растущее сотрудничество России со странами Центральной Азии в области транзита газа и поставок нефти свидетельствует о её растущем присутствии в регионе. Например, экспорт российской нефти в Казахстан в 2023 г. достиг уровня в 1,5 млрд долларов по сравнению с 1,2 млрд долларов годом ранее, что свидетельствует об укреплении экономических связей. Сотрудничество России с Узбекистаном в создании трёхстороннего газового союза вместе с Казахстаном, тоже свидетельствует о расширении российского влияния. Это подтверждает и недавнее подписание контракта между «Газпромом» и Узбекистаном на услуги по транзиту газа.
Африканские страны проявляют большой интерес к сотрудничеству с Россией, осознавая потенциальную выгоду от взаимодействия с ней в энергетической отрасли. Россия в ответ углубляет свои отношения с этими странами, способствуя развитию позитивного и взаимозависимого партнёрства. Египет стал одним из ключевых получателей российских инвестиций в энергетику, а такие проекты, как атомная электростанция «Эль-Дабаа» с объёмом инвестиций в 30 млрд долларов, свидетельствуют об углублении сотрудничества в этом секторе. Усилия России по созданию военно-морского порта в Судане, инвестиции в который оцениваются в 500 млн долларов, показывают её стратегическую заинтересованность в обеспечении доступа к африканским энергоресурсам. В Алжире расширяется сотрудничество с Россией в области добычи и разведки природного газа, а совместные предприятия, в частности проект In Salah Gas, способствуют взаимному экономическому росту. Эти события свидетельствуют о стремлении России расширять своё энергетическое присутствие в Африке, что соответствует её более широкой цели диверсификации энергетических партнёрств по всему миру.
Переизбрание Владимира Путина на пост президента даёт ему возможность активно претворять своё видение БРИКС в реальные связи и партнёрства, особенно в энергетическом секторе, где роль России является ключевой и всё время расширяется.
На фоне растущего глобального спроса на энергоносители и стремления к надёжным и диверсифицированным источникам энергии усилия России по укреплению позиций в качестве ключевого мирового поставщика энергоносителей наглядно подтверждаются рекордными объёмами международного экспорта российской сырой нефти по морю, устойчивым уровнем добычи, несмотря на западные санкции, и её признанием развивающимися странами в качестве лидера в области энергетики.
Активное взаимодействие президента Путина с группой БРИКС+ и широкое участие в делах Африки свидетельствует о пересмотре глобальных энергетических альянсов и порядка. Всё это приводит не только к диверсификации глобальной цепочки поставок энергоресурсов, но и способствует формированию экосистемы взаимной энергетической безопасности и экономического процветания развивающихся стран. Данная стратегия отвечает более широким экономическим интересам и геополитическим устремлениям России, прокладывая путь к созданию более инклюзивной глобальной энергетической системы, бросающей вызов традиционным гегемонам и выступающей за сбалансированный, многополярный мировой порядок.
Автор: Хридай Сарма, независимый исследователь, основатель Центра «Кавказ – Азия» (Нью-Дели).