29.09.2022
Энергетический кризис: простого выхода нет
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Вольфганг Мюнхау

В прошлом журналист Financial Times, ведущий блога Eurointelligence.

Не существует простых ответов на вопрос о том, как справиться с энергетическим кризисом в Европе. После десятилетий ошибочных решений и связанных с ними неудач в энергетической политике потребуется время, чтобы обратить ситуацию вспять. Более того, и национальные правительства, и ЕС столкнутся с трудным выбором: как снизить стоимость ископаемого топлива в краткосрочной перспективе, продолжая при этом линию на отказ от них в долгосрочной.

Сам кризис, пожалуй, лучше всего рассматривать как два взаимосвязанных процесса, которые имеют в целом независимые друг от друга причины, но взаимно усиливают друг друга. Для простоты их можно назвать газовым кризисом, в центре которого находится Германия, и атомным кризисом, который затрагивает прежде всего Францию.

Первый – самый активно обсуждаемый и разрекламированный. Он также привлекает больше публичного внимания, потому что служит наглядной иллюстрацией разворота ситуации с немецким морализаторством относительно европейской политической экономии. Берлин утратил право читать кому-либо лекции об ответственной энергетической политике, после того как большинство политических партий Германии оказались добровольными соучастниками одной из самых безответственных стратегий в послевоенной истории Европы.

Но и французский кризис оказывает заметное влияние. Потенциал французской атомной энергетики, по сути, служил опорой энергетической безопасности Северо-Западной Европы, он позволил стране стать крупнейшим экспортёром энергии в ЕС. Но проблемы с техническим обслуживанием стареющего реакторного парка Electricité de France и беспрецедентная летняя жара как будто сговорились ударить по производительности. Производство электроэнергии на АЭС во Франции упало на 15 процентов в первой половине этого года, подтолкнув EDF к рекордным чистым убыткам в размере 5,3 млрд евро. Необходимость импорта электроэнергии привела к ещё большему сжиганию газа в Германии и Великобритании, что дополнительно усугубило газовый кризис. В краткосрочной перспективе нет способов эффективно решить ни одну из этих проблем.

Как проиграть в перетягивании газового каната
Вольфганг Мюнхау
Ставка европейских покупателей газа на возвращение к статус-кво с Россией кажется смелым шагом. Боевые действия на Украине стали тревожным звонком для регуляторов и акционеров: нынешняя ситуация, когда Москва может вызвать европейскую рецессию по своему желанию, неблагоприятна. Но до сих пор все были чрезмерно наивны в этом плане. Продолжат ли они в том же духе?
Подробнее

Немецкие фирмы могут и пытаются переоборудовать газовые котлы и генераторы для работы на нефтяных дистиллятах. Но это просто заменяет одну проблему другой. Ограниченные мощности нефтеперерабатывающих заводов, частично связанные с остановками из-за пандемии, привели к росту маржи переработки, и крупномасштабное переключение способно усугубить ситуацию. Устранение проблем с коррозией может занять годы, а летние пики жары будут представлять собой постоянный риск, поскольку изменение климата берёт своё.

Но и в долгосрочной перспективе сложно ожидать решения энергетического кризиса, потому что он крайне некстати совпадает с объявленным энергетическим переходом от ископаемого топлива. В ближней перспективе Европе по-прежнему нужен газ, но в ближайшие десятилетия ей придётся от него отказываться, чтобы достичь поставленных целей по предотвращению изменения климата. Сроки рискованны, потому что этот переход не может случиться в одночасье, но должен произойти быстрее, чем те меры, которые необходимы для обеспечения жизнеспособности новой газовой инфраструктуры.

Как и в случае с немецким «энергетическим поворотом» (Energiewende), европейская модель упорядоченного перехода была построена на предположении, что в наличии будет иметься большое количество дешёвого природного газа. Однако это уже не так, и необходимо новое мышление, чтобы гарантировать энергетическую безопасность без ущерба для климатических целей. Особенно сложно сделать это без пересмотра экономической модели Европы, а в первую очередь Германии. Если дешёвых энергоносителей и сырья для промышленности не хватает, то нужна корректировка. Что также будет означать повышенную геополитическую чувствительность. В интервью Les Echoes Мартин Ванслебен, глава Торгово-промышленной палаты Германии, огорошил читателей: «Принцип, что компания может выбирать своих поставщиков на основе лучшей цены и продавать своим клиентам на основании наиболее выгодных результатов торгов, больше не работает».

Одним из наиболее глубоких последствий энергетического кризиса может быть то, как инвесторы и кредиторы оценят политический риск после того, как Россия отказалась от своих газовых контрактов, угрожая финансово уничтожить энергетический сектор Германии. Происходящее также может сказаться на энергетическом переходе и на строительстве Европой своей стратегии выхода из нынешнего кризиса – с учётом жёсткой хватки Китая в том, что касается цепочек поставок аккумуляторов и солнечной энергии.

Eurointelligence
«У России появилась хорошая возможность сбалансировать свою экономику»
Фу Чэнъюй
В ЕС продолжаются дискуссии о перспективах запрета экспорта российской нефти. О последствиях этого решения Фёдор Лукьянов поговорил с Фу Чэнъюем – одним из самых уважаемых китайских нефтяников, который в разное время руководил крупнейшими национальными компаниями – CNOOC и Sinopec. Это полный текст интервью, которое в сокращённом виде вышло в программе «Международное обозрение».
Подробнее