30.08.2016
Деструктивное влияние со стороны
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фархад Мамедов

Директор Центра стратегических исследований при Президента Азербайджана.

После апрельской эскалации на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил в Нагорном Карабахе наметилась позитивная динамика переговорного процесса. По инициативе российской стороны как одного из сопредседателей Минской группы ОБСЕ достигнута договоренность о перемирии, которая соблюдается по сей день. Регион посетили с визитами премьер-министр, министр иностранных дел, министр обороны Российской Федерации. Проведены несколько раундов переговоров на высшем уровне с участием президентов Азербайджана и Армении. Основным модератором также выступил Президент России Владимир Путин.

Таким образом, идет активный процесс нахождения точек соприкосновения и выхода процесса мирного урегулирования на качественно новый уровень. Это подразумевает изменение статус-кво, сложившегося в регионе после 1994 г., о неудовлетворительности которого говорят все страны-сопредседатели. Переговорный процесс продемонстрировал, что разрубить все узлы одновременно невозможно. Президент России несколько раз отмечал, что «в конфликте не должно быть победителей и побежденных», а готовность к компромиссам должна быть с обеих сторон.

Процесс урегулирования состоит из нескольких составляющих, решение которых требует времени и взаимного доверия. Оно не может появиться, когда на линии соприкосновения стоят регулярные армии Азербайджана и Армении. Таким образом, только вывод армянских вооруженных сил с оккупированных территорий, разблокирование границ Армении с Турцией и Азербайджаном создаст условия для формирования атмосферы, когда можно обсуждать последующие этапы урегулирования. Первый этап создаст точку невозврата в переговорном процессе, после которой сторонам придется продолжать реальные переговоры для достижения долгосрочного мира в регионе.

Общественный дискурс в Азербайджане и Армении за этот период прошел определенную трансформацию. К сожалению, в этом процессе негативную роль начали играть внесистемные игроки – неформальные вооруженные группы в Армении и армянская диаспора в Европе и США. Будучи участником многочисленных исследований, закрытых обсуждений и дискуссий по теме армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта с участием дипломатов, исследователей и представителей гражданского общества, всегда приходил к выводу, что непреклонными противниками мирного регулирования являются именно эти две группы. Обратив внимание на биографию участников группы «Сасна Црер», которая захватила базу ППС в Ереване и удерживала в заложниках полицейских, можно прийти к выводу, что кроме участия в Карабахском конфликте, они по сути ни чем и не занимались. Все эти годы они не выходили из состояния войны, не смогли найти себя в атмосфере перемирия. И при первой же возможности, получив оружие во время апрельской эскалации, применили его против своей же власти.

Следующим внесистемным игроком, начавшим активную работу против прогресса в процессе мирного урегулирования, является армянская диаспора в Соединенных Штатах и Европе. Это наиболее сильные лоббистские организации в Конгрессе США (Армянская Ассамблея Америки, Армянский Национальный Комитет Америки), начавшие агитацию по торпедированию процесса и пропаганду против России как главного медиатора процесса урегулирования. О силе армянских лоббистских групп свидетельствует тот факт, что Вашингтон не мог долгое время назначить Мэтью Брайза послом в Азербайджане, так как он вызывал раздражение у армянских кругов на посту сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Нынешний сопредседатель Джеймс Уорлик проводил отдельные закрытые встречи с представителями армянской диаспоры США, хотя по долгу службы ответственен лишь перед Государственным департаментом и Администрацией Президента. Напомним, что ни один другой сопредседатель от России или Франции такие встречи не проводил, хотя и во Франции и в России действуют влиятельные организации армянской диаспоры.  

Активность диаспоры можно было наблюдать в период армяно-турецкого сближения, т.н. «футбольной дипломатии» в 2009–2010 гг., когда даже этот формат нормализации отношений Армении с одним из четырех соседей был встречен в штыки. Максималистское видение целей Армении у диаспоры входит в конфликт с естественными интересами Еревана, формирующимися из географии региона. Армения заблокирована с запада и востока из-за конфликтов с Азербайджаном и Турцией. Выход на основного торгового партнера – Россию – возможен по территории Грузии, где часто случаются природные катаклизмы и товары простаивают неделями. Нереалистичные требования армянской диаспоры США и Европы сочетаются с антироссийскими призывами. Это начало прослеживаться после потепления взаимоотношений между Россией и Турцией.

Руководство Армении может использовать нынешнюю ситуацию для приостановки или снижения темпа переговорного процесса. Однако это будет выглядеть не искренне, так как президент страны – председатель правящей Республиканской партии, которая имеет конституционное большинство в Парламенте. Среди других партий парламента Армении, только партия «Наследие» (председатель Раффи Ованисян родился в США, единственный депутат, который не владеет русским языком) выступает против каких-либо уступок и компромиссов. Наряду с этим, пойти на поводу американской и европейской части диаспоры, может обернуться для Армении большими рисками: от возобновления активных вооруженных действий на линии соприкосновения до еще большей изоляции от региональных проектов, которые активно продвигает Азербайджан.

После жаркого и богатого на события лета на Южном Кавказе начинает формироваться совершенно иная геополитическая ситуация. Основные соседи региона: Россия, Турция, Иран приступили к синхронизации позиций по процессам на Ближнем Востоке, Черного и Каспийского морей. На место конкуренции приходит конструктивное сотрудничество, которое должно сказаться на неурегулированных конфликтах. Азербайджанская Республика в лице президента Ильхама Алиева инициировала различные форматы сотрудничества, которые требуют долгосрочного мира в регионе. В ближайшие месяцы в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского урегулирования можно ждать позитивных сдвигов, так как ни одна из системных сторон конфликта не имеют реальных препятствий для того, чтобы сделать первые действенные шаги, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Внесистемное же влияние армянской диаспоры США и Европы, а также неформальных вооруженных групп в Армении может изменить ход переговорного процесса, результатом которого может стать дестабилизация всего региона.