Сербия и Турция имеют официальный статус кандидата на вступление в Евросоюз. Оба государства не стали присоединяться к санкционному режиму против России с целью сохранения баланса в отношениях как с Москвой, так и с Западом. В то же время они демонстрируют совершенно разные модели противодействия западному давлению. Если Белград надеется отсидеться и переждать политическую бурю, то Анкара, наоборот, рассчитывает получить максимальные для себя выгоды.
Сербия между брюссельским молотом и санкционной наковальней
С самого начала специальной военной операции (СВО) Сербия находится под давлением молота Евросоюза, который пытается припечатать её к санкционной наковальне. Сербская политика последних лет, в эпоху правления Александра Вучича, направлена на выстраивание системы балансирования между Россией и ЕС. С одной стороны, провозглашается неизменность проевропейского пути и вступления в Евросоюз, а с другой – поддержка дружественных отношений с РФ.
Ещё 25 февраля 2022 г. после заседания Совета национальной безопасности президент Сербии отметил, что Россия была «единственной страной, не вводившей санкций против нас в 1990-е годы». Более принципиально высказался министр внутренних дел Александр Вулин. По его мнению, страны, которые бомбили Сербию, не имеют морального права просить Белград следовать их линии и вводить санкции против Москвы.
Казалось бы, всё просто. Будучи страной-кандидатом на вступление в ЕС, приняв условия санкций, Сербия «жила бы в десять раз лучше». Но Вучич и правящая Сербская прогрессивная партия (SNS), несмотря на путешествие из Брюсселя в Белград Шарля Мишеля в мае 2022 г. и призывы иных представителей брюссельской бюрократии, продолжают политику санкционного неприсоединения. Мы не будем говорить о глубоких историко-культурных связях между Сербией и РФ, предопределившую подобную позицию сербских властей, это очевидно. Попробуем выделить несколько прагматических причин.
Во-первых, третьеапрельские досрочные президентские, парламентские и муниципальные выборы. Брюссель упрекал Вучича в отсутствии политического плюрализма и широкого представительства оппозиции. Ради удовлетворения желаний ЕС президент Сербии пошёл на проведение выборов раньше запланированного срока, предполагая свою победу и успех SNS.
Тактика политика-центриста в Сербии предполагает игру за интересы прозападного, националистически настроенного и русофильского электората. Для первых важным является необходимость движения в ЕС, для вторых – идеи «Сербского мира», для третьих – тесные отношения с Россией. Не складывай яйца в одну корзину – можно назвать политическим девизом Вучича. Исходя из этого, отсутствие санкций против Москвы – это электоральные очки в рейтинг Вучича и его партии, что привело к его переизбранию в первом туре и получению большинства мест в парламенте.
Во-вторых, поставки газа. Зависимость Сербии от российского газа составляет почти 90 процентов, а с января 2021 г. начались поставки газа на сербский рынок по «Турецкому потоку». Более того, компании «Газпром нефть» и «Газпром» совокупно владеют 56,15 процента долей в сербской NIS («Нефтяная индустрия Сербии»). При этом Сербия имела одну из наиболее низких цен на газ в Европе – 270 долларов за 1000 м3 газа по контракту, продлённому до 31 мая 2022 года. Помимо этого, после телефонного разговора с Владимиром Путиным 29 мая 2022 г. Вучич заверил всех, что новый контракт подарит Сербии очень выгодную цену на газ.
В-третьих, признание со стороны России территориальной целостности Сербии в вопросе Косово. Ещё в 2015 г. при активной деятельности РФ и Сербии частично признанному Косово не хватило голосов для членства в ЮНЕСКО. К тому же Россия наложила вето на британский проект резолюции СБ ООН о событиях в Сребренице 1995 года. Можно отметить, что без российской поддержки Сербия оказывается один на один с Брюсселем и Вашингтоном, де-факто требующих признания независимости Косово для вступления в ЕС.
А давление на сербскую сторону только усиливается. В частности, своё балканское турне в июне 2022 г. канцлер ФРГ Олаф Шольц символично начал именно с Косово. Находясь в Приштине, он заявил, что «немыслимо, когда две страны (Сербия и Косово), которые не признают друг друга, стали бы членами ЕС». Следовательно, канцлер Германии решил ударить по наиболее уязвимым местам для Сербии, чтобы сподвигнуть её руководство, наконец, солидаризироваться с Евросоюзом по вопросу санкционного давления на Россию. Если ранее лозунги о необходимости «признания Косово» были завуалированы дипломатическими фразами о важности переговорного процесса между Сербией и Косово, то теперь требования о признании в устах Шольца стали политически явными.
Постучись в мою дверь: санкции на пороге Турции
Название одного из популярных в РФ турецких сериалов как нельзя лучше описывает ситуацию, сложившуюся между Турцией и условным западным миром. Западные лидеры пытаются уговорить Турцию присоединиться к санкционному движению против Москвы, но пока вынуждены стоять на крыльце и постоянно стучаться в турецкую дверь, которая заперта.
С первого дня начала СВО президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о нежелании выбирать между Россией и Украиной. А министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу отметил, что Турция – страна, которая может наладить диалог, чтобы «положить конец войне». За этими декларативными высказываниями скрывается стремление турецких властей решить тактические задачи и выстроить свою позицию по стратегическим вызовам.
Выборы как головная боль для Эрдогана
В следующем году в Турции пройдут президентские и парламентские выборы. Эрдоган и Партия справедливости и развития (AKP) не желают уступать свои позиции, особенно на фоне празднования столетия Турецкой Республики в 2023 году. При этом состояние турецкой экономики оставляет желать лучшего: повышение безработицы, двузначный уровень инфляции в годовом выражении, стремящийся к трёхзначным показателям, продолжение девальвации турецкой лиры. По этой причине введение санкций против России может лишь ускорить ухудшение экономического развития страны и ударить по ключевым отраслям экономики. Под удар попадут поставки газа, сельское хозяйство, туризм. Например, в 2021 г. более 4 млн туристов из РФ посетили Турцию, что составляет почти 20 процентов от общего количества. Не так давно было объявлено о создании специальной чартерной компании Southwind для российских туристов, несколько турецких банков готовы принимать карту платёжной системы «Мир». Всё это подтверждает желание турецких властей действовать по принципу business as usual, но с учётом санкционной реальности.
Турция как энергетический и дипломатический хаб
События СВО открыли перед Турцией возможности по повышению значимости своего транзитного потенциала. Во-первых, Россия и Турция тесно переплетены газовыми проектами, в особенности «Турецким потоком». Наша страна покрывает 45 процентов потребностей Турции в природном газе. Это в три раза больше, чем от любого другого поставщика. К тому же через «Турецкий поток» идут поставки газа в страны Юго-Восточной Европы.
Не стоит забывать и о запуске Южного газотранспортного коридора через Азербайджан, Грузию, Турцию до стран Южной Европы. В контексте «освобождения» Евросоюза от российской газовой зависимости Брюсселю и здесь приходится договариваться с Эрдоганом.
Во-вторых, дипломатический хаб. Частые контакты Эрдогана и других турецких официальных лиц с представителями ЕС, США, России, Украины позволяют Турции быть посредником во взаимоотношениях между ними. Брюссель, несмотря на натянутые отношения, вынужден вести переговоры с Эрдоганом, так как это один из немногих политиков, которого готовы выслушать одновременно и Путин, и Зеленский. Даже решение проблемы по вывозу более 20 млн тонн зерна из Украины и созданию коридоров для экспорта сельскохозяйственной продукции не обходится без участия Турции. Попытки турецких властей в условиях турбулентности расширить свои транзитные возможности обретают более чёткие очертания.
В-третьих, для воплощения стратегических замыслов Турция стремится застолбить за собой статус значимой региональной державы, особенно после событий 24 февраля. Поэтому турецкие власти готовы продолжать диалог с Россией в отношении Сирии и Ирака, частично Южного Кавказа и Центральной Азии. Вероятно, наиболее уязвимым местом можно считать Нагорный Карабах. Потенциальный конфликт на этой территории невыгоден не только России, но и Турции. В таком случае идея о «всепоглощающем хабе» может быть похоронена.
***
Таким образом, Сербия и Турция демонстрируют две разные модели по уходу от санкционного нажима. В Белграде делается ставка на режим ожидания в надежде на скорое завершение СВО. Однако стоит учитывать, что доля Евросоюза во внешнеторговом обороте Сербии составляет более 60 процентов, а в сфере инвестиций – почти 70 процентов. Поэтому действенных рычагов воздействия у Сербии нет. Можно предположить, что чем дольше будет длиться СВО, тем меньше Сербия сможет сопротивляться и находиться вне санкционного блока.
Турцией апробируется проактивная модель. Анкара стремится выжать максимум из сложившейся ситуации, пытаясь навязать свои дипломатические и энергетические услуги и стать мостом между Россией и Западом. Проблемой для Турции может стать отсутствие желания со стороны США и дальше терпеть её своенравную политику. Грядёт выборный 2023 г., а значит – у американцев появляется люфт для расшатывания политической стабильности внутри Турции.
Статья подготовлена в рамках проекта Школа авторов «Учи учёного». Курс 2021–2022 гг. был посвящён теме «Поступь прогресса и анализ международных процессов: как новые веяния влияют на глобальную политику». Подробнее о проекте читайте по ссылке.