06.08.2021
Новая стратегия безопасности России: сдерживание США, игнорирование ЕС, партнёрство с Китаем
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Симон Сараджян

Директор-учредитель Russia Matters.

Любопытный взгляд со стороны на новую российскую стратегию национальной безопасности – весьма характерные тенденции. Спасибо коллегам из Russia Мatters.

Владимир Путин недавно утвердил новую Стратегию национальной безопасности. Любой подобный стратегический документ полезно сравнить с его предшественником хотя бы для того, чтобы выявить ключевые изменения в представлении Кремля о том, что входит в понятие национальной безопасности России и как её достичь. Сравнение документа 2021 г. с предшествующим ему документом 2015 г. показывает, что у Кремля выросла решимость сдерживать Запад и взаимодействовать с Востоком (Азией), поскольку он считает, что первый переживает упадок, а второй находится на подъёме. В то же время российское руководство начинает обращать больше внимания на внутренние компоненты национальной безопасности, такие как человеческий капитал.

Когда в 2015 г. была принята предыдущая стратегия, многие аналитики подозревали, что отношения между Западом и Россией уже достигли дна после интервенции на Украине, которую Москва начала в 2014 г., поэтому некоторые надеялись хотя бы на частичное их восстановление в скором времени.

Из нового документа следует, что это дно было ложным, так как под ним оказалось ещё много слоев для дальнейшего ухудшения отношений России с Соединёнными Штатами и их союзниками, тогда как партнёрство Москвы с ведущими державами Азии оставалось крепким (Индия) или ещё больше углубилось (Китай).

Если в Стратегии 2015 г. содержались пункты о сотрудничестве с США и ЕС, а также упоминались многочисленные совместные цели и даже говорилось о развитии отношений с НАТО, в версии 2021 г. подобная терминология полностью исключена при описании взаимодействия России с Западом, который, по мнению Кремля, переживает упадок. Более того, в новом документе Европейский союз даже не упоминается. По мнению политического руководства России, Евросоюз больше не имеет значения – по крайней мере, в вопросах национальной безопасности (пусть даже он и остаётся крупнейшим торговым партнёром).

В то время как число упоминаний Евросоюза сократилось с трёх в документе-2015 до нуля в документе-2021, Соединённые Штаты поминаются в последнем документе четыре раза – и исключительно в негативном ключе. Негативно и единственное упоминание НАТО. США и возглавляемый ими альянс обвиняются в усугублении «военных угроз и опасностей для Российской Федерации» и даже в нападках на «традиционные духовные, нравственные, культурные и исторические ценности России». Соединённые Штаты и их союзники подвергаются в новом документе ещё более жёсткой и резкой критике.

В документе 2015 г. говорилось о «стремлении» этих стран «сохранить господствующее положение в мировой политике». В документе же 2021 г. заявлено, что мир переживает «период трансформации» на фоне «краха стремлений стран Запада сохранить свою гегемонию» в мире. Авторы документа также обвиняют «некоторые страны» в поощрении «процесса дезинтеграции в Содружестве независимых государств» и некоторые неназванные страны – в попытках «изолировать Российскую Федерацию». Если и есть какой-то луч света на этом мрачном фоне, то это отсутствие любых упоминаний (имевших место в документе 2015 г.) «сети военно-биологических лабораторий США на территории сопредельных России государств».

В отличие от обращения с Америкой, все три ссылки в документе 2021 г. на усиливающийся Китай выдержаны в позитивном ключе, хотя и не без оговорок. В документе 2021 г., как и в предыдущей версии, а также в высказываниях российских лидеров проводится чёткое разграничение между партнёрством России с Китаем и её партнёрством с Индией, которая дважды упоминается в новой стратегии. Взаимоотношения России с Китаем описаны как «всеобъемлющее партнёрство и стратегическое взаимодействие», тогда как взаимоотношения с Индией описываются как «особо привилегированное стратегическое партнёрство». Это разграничение, отражающее желание Москвы сохранять глубокое сотрудничество с Дели, несмотря на свои растущие связи с Пекином, особенно наглядно свидетельствует о стремлении не держать все яйца в одной корзине с учётом того, что китайские лидеры привычно говорят об отношениях с Россией как о «всеобъемлющем стратегическом партнёрстве».

Если обобщить всё вышесказанное, то геополитическая арифметика новой стратегии безопасности отражает точку зрения Кремля, которую можно описать как «сдерживание США, игнорирование ЕС, партнёрство с Китаем и Индией».

Хотя авторы документа старательно формулируют приоритеты национальной безопасности России в отношениях с другими странами, в целом стратегия 2021 г., похоже, ставит на первое место развитие внутренних компонентов национальной безопасности, которым уделяется существенно больше внимания, чем в предыдущей версии. Один из разделов под названием «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» начинается с описания национальных приоритетов, первым из которых является «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». И далее подробно обсуждается, как сохранить этот потенциал, улучшить его качество и нарастить количество. За этим пунктом следует «Оборона страны», а затем «Государственная и общественная безопасность».

В отличие от этого документа, в разделе о национальных интересах Стратегии-2015 ничего не говорилось о «сбережении народа России». В ней были пункты об обороне и общественной безопасности, а после них шёл пункт «Повышение качества жизни российских граждан». Документ 2015 г. также приветствовал рост населения в России, но в Стратегии-2021 ничего подобного не говорится, то есть неявно признаётся тот факт, что после почти десятилетнего роста населения возобновилась депопуляция.

В документе 2021 г. меньшее значение придаётся демократизации России. Первоочередные национальные интересы, определённые в нём – «сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан»; в документе 2015 г. демократизация явно упоминалась (пусть только единожды) среди первоочередных национальных интересов: «укрепление национального согласия, социально-политической стабильности, развитие демократических институтов и совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества». Единственное упоминание о демократии сейчас содержится в разделе «Россия в современном мире». Там ясно даётся понять, что демократия должна соответствовать тому, что Кремль любит называть «традиционными ценностями»: «сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и её открытости миру».

В целом невольно складывается впечатление, что, в отличие от предыдущей версии, документ 2021 г. явно больше обращён внутрь, нежели вовне.

Хотя в руководстве Совета безопасности, который обычно играет ведущую роль в выработке таких стратегий и при Николае Патрушеве остаётся бастионом российского консерватизма с 2008 г., появился менее консервативный политический деятель – бывший президент и премьер-министр Дмитрий Медведев, занимающий пост заместителя председателя с 2020 года.

В приведённой ниже таблице сравниваются ключевые мысли двух стратегий.

Доктрина национального огораживания
Илья Фабричников
Эпоха «больших союзов», похоже, подошла к концу. Великие державы (к которым, безусловно, относится Россия) в режиме реального времени пересматривают свои обязательства перед сателлитами и «младшими партнёрами», фокусируясь на своих внутренних обстоятельствах и обязательствах перед собственным населением. Российская Стратегия национальной безопасности – 2021 в этом смысле не исключение.
Подробнее