18.11.2025
Время? Без «двадцати»
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
editor@globalaffairs.ru

На этой неделе в Йоханнесбурге состоится очередная встреча в верхах «Группы двадцати». Этот международный форум возник в своё время из необходимости совместно противодействовать последствиям мировых кризисов. Впервые встреча прошла на министерском уровне в шлейфе азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов.

«Двадцатка» появилась не по идеологическим соображениям, как другие организации рубежа веков, а в качестве прикладной попытки найти выход из опасных ситуаций.

Свою роль собрание лидеров выполняло относительно успешно. Повестка «Группы двадцати» всегда формулировалась вокруг экономических вопросов, хотя с какого-то момента практически каждый тщательно подготовленный саммит круто менял сценарий из-за очередного политического клинча. Ну и, конечно, главной особенностью «двадцатки» была её внеблоковость, точнее – надблоковость.

«Семёрка», несмотря на предпринимавшиеся ухищрения, не смогла выйти за пределы западного сообщества. А быстрый подъём влияния крупных незападных держав подразумевал необходимость клуба, где собирались бы значимые страны всех частей света. «Двадцатка» для этого хорошо подходила.

Сейчас в мире многоплановый разлад, проблем – куча, казалось бы, самое время для коллективного мозгового штурма. Но главный информационный повод, который пока произвела грядущая встреча в Южной Африке, – бойкот саммита со стороны Соединённых Штатов, о котором заявил Дональд Трамп. Американский президент в своем фирменном стиле, то есть огульно и агрессивно, обвинил руководство ЮАР в смертных грехах, вплоть до геноцида белых, и обозвал ситуацию в стране коммунистической диктатурой.

В итоге саммит, по-видимому, завершится торжественной передачей председательской эстафеты пустому креслу, ведь следующим хозяином «двадцатки» станут США. Примечательно, что из мероприятия, которое пройдет в 2026 г. во Флориде, Трамп намерен устроить большое шоу. Естественно, только собственное.

В Йоханнесбурге не будет глав трёх наиболее влиятельных государств мира – США, Китая и России (две последние страны представлены солидными делегациями, хотя без первых лиц). Причины – разные, в том числе личные, и было бы неправомерно делать вывод о кризисе «Группы двадцати» на основании этой неявки. Однако, говоря объективно, данный формат едва ли способен теперь выполнить функцию, ради которой создавался.

Кризисы 1990-х и 2000-х гг. разыгрывались в мировой системе, которая функционировала по принципам либеральной глобализации. Она не просто была взаимосвязанной, но и подразумевала наличие определённых правил. И во имя укрепления такой системы западной верхушке требовалось привлечь незападную общественность. Последняя была готова, потому что видела возможность повлиять на работу всего механизма, решить в его рамках какие-то из собственных задач. Иными словами, Запад допускал определённую (не принципиальную) степень демократизации международного устройства для повышения его эффективности и – главное – легитимности.

Сейчас прежняя модель отношений фактически закончилась. Дело не только и не столько в том, что страны мирового большинства (глобальный не-Запад) удовлетворяться второстепенной ролью впредь не собираются. Важнее, что западное сообщество теперь вовсе не настроено искать общие, скоординированные с другими решения.

Прежде всего это касается Соединённых Штатов, но их союзники опасаются идти курсом, заметно отличным от американского. Подход Трампа неизменен: никаких коллективных обсуждений и консенсусов, только один на один с каждым. Он пытается действовать так даже в рамках тесных обязывающих альянсов, как НАТО, что уж говорить о менее жёстких схемах. «Разделяй и властвуй» – вечное кредо, и американский президент стремится воплощать его в жизнь буквально. Хотя взаимосвязанность мира сохраняется.

Как уже отмечено, «двадцатка» времени её расцвета – способ подлатать и слегка обновить существовавшую систему взаимоотношений. Но раз речь теперь идёт о её демонтаже и, возможно, сооружении какой-то новой, то «Группа двадцати» прежнего рода не справляется. Запад окукливается в духе классической «семёрки», занимая в целом (несмотря на агрессивность Трампа) оборонительную позицию, играет на удержание своих преимуществ.

Мировое большинство всё больше раздумывает об альтернативах западоцентричному устройству (прототип – БРИКС) – кто-то более, кто-то менее деятельно, но все понимают резонность подобных раздумий. В такой атмосфере ожидать от «Группы двадцати» способности прийти к согласованным мнениям нереалистично.

Дело не в умениях страны-председателя, а в принципиально изменившемся контексте. И предстоящая трамповская «двадцатка»-2026, которая, без сомнения, станет впечатляющим спектаклем, скорее всего, окончательно доконает саму идею этого формата.

Российская газета

Автор: Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

Глобальный Юг перестаёт стесняться
Фёдор Лукьянов
Череда незападных государств во главе «двадцатки» на выходе может качественно сдвинуть повестку. Тем более что западные страны понимают – прежней способности определять характер обсуждения у них уже нет, надо адаптироваться. Для России такая эволюция «Группы двадцати» уместна и даже желательна. Хотя ждать от этого сообщества «пророссийской» позиции не нужно.
Подробнее
Куда движется Запад?
Пётр Слёзкин
Структуры либерального порядка по-прежнему сильны, несмотря на растущие трещины в фундаменте. Администрация Трампа продолжит требовать обновления трансатлантических отношений в сторону более осознанной консолидации западного блока на других основаниях.
Подробнее