01.11.2025
Прообраз другой Европы?
Итальянский суверенизм как поиск политической альтернативы
№6 2025 Ноябрь/Декабрь
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-111-122
Даниил Сушков

Аспирант кафедры всеобщей истории исторического факультета ИАИ РГГУ.

Для цитирования:
Сушков Д.Д. Прообраз другой Европы? // Россия в глобальной политике. 2025. Т. 23. No. 6. С. 111–122.

«Призрак бродит по Европе, призрак суверенизма», – так, переиначивая общеизвестные строки, начинает свой манифест итальянский философ и общественный деятель, бывший идеолог «Движения 5 звёзд»[1], Паоло Бекки.

Действительно, в последние годы риторика поддержки и укрепления национального суверенитета набирает обороты даже в тех странах, которые казались движущей силой глобализации, – «Альтернатива» в Германии, «Фидес» в Венгрии, отчасти «Австрийская партия свободы», «Форум за демократию» в Нидерландах, не говоря уже о курсе вновь избранного в США Дональда Трампа.

Вместе с тем само понятие «суверенизм», несмотря на интуитивное улавливание смысла, ещё не проявилось как комплексный феномен, с характерным и чётким набором качеств. Иными словами, суверенизм пока не стал оформившейся идеологией. Из-за этой неясности формируется и системное непонимание того, что представляет собой суверенизм, зачастую его отождествляют с простым популизмом, антиглобалистским «ретроградством». И первое, и второе не вполне соответствует действительности. В этой связи примечателен пример Италии, в политическом контексте которой суверенизм прошёл характерные этапы – от инструментального понятия в среде популистов-евроскептиков, до выхода на «метаполитический» уровень с претензией на преобразование в новую антиглобалистскую идеологию.

Термин «суверенизм» (итал. il sovranismo) появился в политическом языке итальянцев в середине 2010-х годов. Изначальный импульс был дан отстранением от власти Сильвио Берлускони, который давно и сильно раздражал европейский истеблишмент. Правые силы в Италии сочли политические перемены следствием внешнего давления, которому надо противостоять. Выигравшая выборы 2018 г. «Лига» Маттео Сальвини взяла на вооружение термин «суверенизм». После политических манёвров 2019 г. и отставки лидера «Лиги», термин стал ассоциироваться с популистским «Движением 5 звёзд», пропагандировавшим евроскептицизм и возврат к политике национального суверенитета.

Постепенно суверенизм стали отождествлять с популизмом, из-за его частого использования оппозицией.

Негативные коннотации термина обнаруживаются при его употреблении в СМИ. Бернар-Анри Леви – французский философ и один из идеологов либерализма – в комментарии газете Corriere della sera по поводу Брексита заявил, что «это победа не народа, а популизма. <…> это победа наиболее затхлого “суверенизма” и глупого национализма»[2]. Газета Foglio так комментировала политическую нестабильность 2016 г. из-за отставки Маттео Ренци и давления на правительство «Лиги Севера» и «Движения 5 звёзд»: «Несмотря на суверенизм, популизм <…> и их нападки, европейские институты остаются прочными»[3]. Газета La Repubblica также осудила сторонников суверенизма за противодействие трендам евроинтеграции: «Нам казалось, что демократический ландшафт был завоёван навсегда, но вот суверенизм меняет эмоциональную географию и уменьшает интернационалистский горизонт, в котором двигались левые»[4]. Наконец, недавно почивший папа Франциск, защищавший процессы интеграции в Европе, также негативно отзывался о суверенизме: «Суверенизм – это закрытость. Страна должна быть суверенной, но не закрытой. Нужно защищать суверенитет, но также необходимо защищать и развивать отношения с другими странами, с Европейским сообществом. Суверенизм – перегиб, который всегда заканчивается плохо: он ведёт к войнам. <…> Популизм является способом навязать позицию, приводящую к суверенизму, и его не следует путать с “популяризмом”[5], выражающим культуру народа»[6].

 

Новый подъём

Тенденция конца 2010-х гг., таким образом, отождествляла суверенизм с популизмом и придавала исключительно негативные коннотации этому феномену как препятствию глобализации. Ситуация стала меняться в 2020-е гг., когда политический маятник качнулся вправо. Одним из главных триггеров к возобновлению суверенистской риторики стала ковид-пандемия и неспособность ЕС обеспечить равные условия для борьбы с эпидемией, несмотря на заверения Брюсселя о взаимопомощи[7]. Иными словами, кризис показал неэффективность евроинтеграции в чрезвычайной ситуации, а ограничение суверенитета европейских стран при отсутствии гарантированно эффективных механизмов управления вновь подняло вопрос о целесообразности существования Евросоюза в текущей конфигурации.

Суверенизм вновь начинает активно использоваться уже в консервативных кругах, прежде всего, в партии «Братья Италии». Крупнейший правый экспертно-аналитический центр (ЭАЦ) «Будущая нация» (итал. Nazione Futura), связанный с «Братьями», в течение последних пяти лет планомерно трансформировал и встраивал понятие суверенизма в политический язык, нормализуя его значение. В аналитических записках центра тематика суверенизма неотъемлемо связана с политической идентификацией итальянского консерватизма[8]. Показательно и выступление Джорджи Мелони в феврале 2020 г. на конференции, организованной ЭАЦ. На ней политик говорила о размывании идентичности вследствие разрушительной роли Маастрихтского договора[9] и процессов глобализации[10], дублируя тем самым классическую суверенистскую риторику. В ноябре того же года лидер «Братьев Италии» обвинила левых в том, что они не считаются с проблемами людей: «То, о чём мы говорим, всё более актуально. Наши тезисы побеждают. А левые, которые поддержали политику глобализации, мондиализма, финансов, иммиграции, открытых границ, не замечают проблем людей. Однако теперь даже они постепенно начинают к нам прислушиваться»[11].

Сегодня риторика суверенизма плотно встроена в политический язык «Братьев Италии»: прагматичный подход в отстаивании вновь приобретаемых национальных границ и интересов постепенно становится приоритетным. Это заметно в рамках избранной Мелони политической линии, в которой солидарность (в рамках НАТО) или проевропейская позиция тесно сопряжены с насущными интересами страны, что исключает приоритет обязательства в рамках «союзов на крови». Так, высказывание всяческой поддержки Украине не помешало Мелони отклонить приглашение участвовать в «коалиции желающих» в марте 2025 г., когда на повестке был вопрос об отправке контингентов на Украину.

Риторика перевооружения Евросоюза и роста расходов на вооружения также рассматривается итальянскими политиками в контексте защиты национальных границ и удовлетворения собственных интересов, а не ЕС в целом, что особенно актуально с учётом географического положения Италии и проблем, связанных с нелегальными мигрантами.

Ярким примером служит проект постройки моста через Миссинский пролив, бюджет которого правительство Мелони планирует включить в статьи военных расходов[12]. В случае успеха это позволит формально приблизиться к европейскому уровню расходов на военные нужды и одновременно решить давнюю проблему соединения Сицилии с югом Апеннин. Примечательна и инициатива Италии по созданию энергетических потоков из Африки, получившая название «План Маттеи». Несмотря на возможные трудности, с которыми придётся столкнуться правительству страны на континенте, сам план является ярким примером «суверенистского мышления» в его стратегическом измерении.

 

Суверенизм как идеология в процессе становления

Помимо исключительно политического измерения суверенизма, принципы которого интуитивно понятны, любопытен вопрос о философском осмыслении «политики суверенитета», особенно активно развивающемся в итальянской интеллектуальной среде. Важно отметить, что интеллектуальные корни суверенизма одновременно прослеживаются у представителей как левого, так и правого политического спектра, что делает любое соотнесение этого феномена с тем или иным политическим флагом весьма условным. Так, например, к схожим «суверенистским» выводам приходит Валерио Бенедетти – редактор журнала Il Primato Nazionale, занимающего радикально правые, националистические и евроскептические позиции, которые, однако, не выходят за пределы итальянской политической культуры; с другой стороны, схожие позиции занимает представитель академического сообщества философ Паоло Бекки, изначально близкий к левопопулистскому «Движению 5 звёзд». Российское экспертное сообщество не рассматривает проблему суверенизма идеологически, традиционно сосредотачиваясь на анализе политического уровня и интерпретируя популизм с суверенизмом в качестве симптоматической реакции на кризис европейской демократической системы или упадок глобализма в целом и оставаясь, таким образом, в рамках старой системы политических координат «лево-право»[13].

Термин, сравнительно недавно вошедший в политический обиход и тесно связанный с событиями 2010-х гг., постепенно переместился в область «предполитического пространства» (итал. campo prepolitico, dimensione prepolitica), став предметом рефлексии преимущественно для «правых» интеллектуалов. В этих условиях снижение академического и экспертного интереса к суверенизму, хотя и объяснимо недостаточной медийной репрезентацией данного концепта, представляется неоправданным.

Автор статьи убеждён, что «предполитическое» измерение первично по отношению к собственно политическому дискурсу, поскольку именно оно питает его идеями и аргументацией. В этой связи стоит сказать об интеллектуалах, осмысляющих тему суверенизма. Они видят в нём не только новую перспективу политического развития европейских стран в условиях глобальных трансформаций, но и попытку преодолеть традиционное противостояние «левых» и «правых», идеологические границы между которыми всё больше размываются.

Вместо этого формируется иная концептуальная рамка, в центре которой вопрос идентичности: должна ли она выстраиваться вокруг глобального или национального как основного ориентира.

Одним из ключевых авторов, внёсших большой вклад в развитие суверенизма в 2010-е гг., является Паоло Бекки. Его «Манифест суверенизма»[14], изданный в 2018 г., стал первым документом политико-философского содержания, определившим вектор дальнейшего развития идеи суверенизма, сыграв роль опоры и точки отсчёта для формирования нового политического нарратива, противопоставленного глобалистским тенденциям Брюсселя.

В тексте впервые с дискуссий начала 1990-х гг. вокруг заключения Маастрихтского договора поднимаются проблемы, связанные со стремительным сокращением прав государств, их суверенитета не только в финансовой и валютной политике, но и в области моральной и этической функции государств, поскольку «“права” отдельных людей множатся благодаря универсальным и принципиальным “декларациям”, но зачастую без какого-либо эффективного механизма защиты»[15]. Это, по мнению Бекки, подрывает не только «моральный облик» наций, но напрямую влияет на способность обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность, т.е. лишает государство одного из его основополагающих механизмов.

Бекки считает необходимым вновь обратиться не к индивидуальному измерению, а к общественному: «Предпосылка всегда одна и та же: обладателем права является и может быть только индивид, единичная личность в её абстрактном понимании. Однако мы что-то забыли. Что же мы забыли? Мы забыли, что люди никогда не существуют “в одиночку”, не живут на робинзоновском острове, но объединены в рамках семьи, общины, народа, каждый из которых имеет свои традиции, свои обычаи. Мы забыли, что сами “государства” – это не абстрактные образования, а конкретное, экзистенциальное выражение политической воли определённых народов»[16]. Именно народ, понятый как устойчивая исторически сложившаяся общность, вправе распоряжаться собственной судьбой. Идея суверенизма не связана напрямую с идеей «государства» в смысле обязательного сохранения и защиты современных государственных форм во что бы то ни стало. Как отмечает другой идеолог суверенизма Валерио Бенедетти, «этнонациональные идентичности не существуют ab aeterno[17]»[18], поэтому с их динамичным изменением и трансформациями не исключено и формирование новых государственных форм в замену старым. По сути, один из пунктов суверенизма сводится к готовности пересмотреть «общественный договор» с изменением социополитического контекста, в котором старые формы оказались бы неспособны обеспечить защиту народных интересов. Стоит ещё раз подчеркнуть, что речь идёт о т.н. «государствообразующем народе», т.е. сообществе людей, имеющих устойчивое этническое и культурно-историческое ядро.

Степень ассимиляции и «открытости» такого сообщества контролируется, поэтому неограниченные миграционные потоки с угрозой замещения одного народа другим стали бы невозможны[19] или трудноосуществимы. Одной из главных точек преткновения в этой связи является вопрос о правах человека, защитники которых, убеждённые в их универсальности, обрушиваются с критикой на суверенистов, поскольку аксиоматичность прав человека в их глобалистском изводе подвергается сомнению.

В долгосрочной перспективе риторика суверенистов, направленная на критику прав человека, может существенно затруднить оправдание интеграционных проектов Брюсселя.

Очевидная полемичность «Манифеста», отсылки к «правам народов» и иным тезисам, которые могут быть расценены как «популистские», идеи, изложенные Бекки, не остались незамеченными в правых интеллектуальных кругах: публикация «Манифеста» в 2020 г. в издательстве Giubilei-Regnani, сооснователем которого является президент «Будущей нации» Франческо Джубилеи, свидетельствует о включении идей Бекки в «предполитическое пространство», формируемое этим консервативным ЭАЦ.

Отправной точкой критики суверенизма является классический либерально-демократический морализм, в котором этот феномен воспринимается как проявление симптома, указывающего на необходимость корректировки и поддержки систем демократического организма[20].

Несмотря на генетическую близость популизма и суверенизма, неверно утверждать тождественность этих явлений, особенно явно это становится при рассмотрении суверенизма не в сугубо политической, а в идеологической оптике. Так, Бенедетти, один из идеологов суверенизма, посвятивший книгу исследованию генеалогии понятия[21], проводит чёткую разграничительную линию.

Популизм, по его мнению, связан с политическим «стилем», его характерным признаком является апелляция к массам, попытка различными способами показать близость политика к избирателю и его проблемам (что типично и широко распространено в эпоху массового общества). По мнению исследователя, популизм выстраивает риторику на противопоставлении «народа» и «элиты/касты», для него характерен отход от больших идеологических проектов в пользу решения текущих вопросов, исходя из «здравого смысла»[22]. Политик-популист активно использует нестандартные способы взаимодействия с электоратом – социальные сети, блоги, в которых, помимо политических заявлений, активно демонстрирует жизнь «простого человека».

Популизм, таким образом, является одним из расхожих политических инструментов, используемых сейчас в том или ином виде практически всеми политиками, а значит, не может рассматриваться как характеристика политической идеологии.

Подобная позиция перекликается с мнением отечественного исследователя Александра Тэвдой-Бурмули, указывавшего на необходимость пересмотра термина «популизм», значение которого стало слишком размытым, что не позволяет использовать его для анализа современной политической действительности[23].

В этой связи суверенизм едва ли можно отождествить с популизмом. Это, по мнению Бенедетти, сложная идеологема, в центре которой понятия «идентичности, суверенности, географических и политических границ, которые могут взять на вооружение как представители популистских движений, так и старых традиционных партий»[24]. Сегодня суверенизм становится «точкой, способной сгенерировать настоящую политическую доктрину»[25], т.е. является идеологемой в процессе становления. Отсюда и обилие критики и противоречий, которые признают и сами авторы, что тем не менее не мешает формированию суверенистского нарратива.

Переходя на «предполитический» уровень, суверенизм становится не просто набором инструментов и подходов, которые можно применять в политической борьбе, а ценностным и мировоззренческим ориентиром, призванным стать основой для нового, альтернативного глобалистскому мировоззрению политического принципа. В этом смысле отождествление инструмента и идеи – популизма и суверенизма соответственно – в корне неверно. Анализ суверенизма как самостоятельного политико-философского феномена позволил бы иначе взглянуть на правые политические проекты в Европе, отнюдь не являющиеся простыми «симптомами» болезни либерально-демократической системы.

Суверенизм является своеобразной точкой, в которой соединяются как «левые», так и «правые», объединённые общим неприятием текущей конфигурации ЕС и его откровенно агрессивным глобализмом. Если в Италии суверенистские проекты формируются в основном в «правой» среде, как радикальной, так и умеренной, это отнюдь не означает, что и в «левой» среде нет подобных импульсов. Ярким примером «левого суверенизма» можно считать позицию французского интеллектуала Жака-Люка Меланшона или философа Жана-Клода Мишè, которые отстаивают идею о том, что современные левые, по сути, слились с либерализмом и ретранслируют глобалистский нарратив. Иными словами, и в «левой», и в «правой» среде происходит системная критика леволиберального порядка, преодолеть который возможно только с восстановлением роли (национального) государства. Есть основания полагать, что пока этот вопрос не будет разрешён, политическая риторика будет формироваться скорее по оси «суверенизм vs глобализм», а не «левые vs правые».

Поднятые суверенизмом вопросы фактически не воспринимаются в отечественном экспертном сообществе как самостоятельные. Они не поддаются внятному учёту и не имеют чётких политических критериев при оценке, а значит, и не могут быть проанализированы. Это создаёт искажённую картину, в которой новый рост национального самосознания интерпретируется либо как временная реакция на падение благосостояния, либо вовсе как нечто мнимое, побочное, «повторение старых ошибок»[26], говоря словами Альберто Саравалле, одного из критиков суверенизма. Это ещё раз свидетельствует о генетической близости, общих корнях отечественных и зарубежных экспертных сообществ, определяющих способы интерпретации и анализа политического без поиска и учёта скрытых факторов, прежде всего, неформальных связей и сетей, в которых идеи формируются и вновь становятся актуальными, а также разрабатываются новые политические стратегии. Кроме того, клеймение суверенистов как «леваков», «популистов» или даже «фашистов» ещё раз свидетельствует о фундаментальном непонимании суверенизма и фактической ретрансляции леволиберального категориального аппарата.

 

Интерпретация политики как результат выбранного подхода

Возвращаясь к вопросу о необходимости пересмотра подхода к суверенизму, стоит упомянуть о двух методологиях, с помощью которых возможно рассматривать вопросы идентичности и суверенитета. Если они анализируются с чисто конструктивистских позиций, перечисленные проблемы воспринимаются исключительно как легко поддающиеся корректировке, прежде всего экономическими рычагами. Если же рассматривать их с позиций историзма, воспринимая идентичность как результат органичного формирования и развития народа на протяжении всего его существования, станет невозможно игнорировать укоренённость сообщества, создавшего государство. А это потребует большего внимания и к формированию отношений между институтами ЕС, и в оценке разворачивающихся политических процессов.

Иными словами, вновь возникает, казалось бы, решённый вопрос о путях развития интеграции – «Европа отечеств» или «Европейская федерация»?

Трансформация европейского сообщества должна проводиться «сверху вниз», от воли Брюсселя к странам-участницам, либо же, напротив, «снизу вверх», отталкиваясь от взаимных интересов и исторических связей между государствами?

Между Брюсселем и национальными правительствами внутри Евросоюза возникает трение. Отталкиваясь от «воображаемых» представлений о переустройстве общества, стремясь унифицировать европейские страны, ограничивая их экономическую самостоятельность и размывая идентичности, руководство ЕС провоцирует сопротивление, вызывая, по выражению Бекки, «призрак суверенизма». Однако его наличие может указывать не столько на необходимость дополнительного экономического давления (как в случае с Венгрией или Польшей), сколько на изначально ошибочный подход к трансформации европейского сообщества. Попытки списать всё на симптомы кризиса, рост расистских настроений, глупого национализма и правого популизма не увенчались успехом. Всё это, если и присутствует, является естественной реакцией на навязанные «сверху» нормы, но никак не плодом недостаточной образованности носителей суверенистского мышления. Иными словами, здесь перепутаны причина и следствие.

Идея суверенизма встречает ожесточённое сопротивление наднациональной евробюрократии и зачастую ограничена институциональными препонами. Сложности осознают и сами суверенисты: Бекки характеризует его как «слабый» (итал. Sovranismo debole), с этим согласен и Бенедетти[27]. Современные политики, по их мнению, занимают ситуативно консервативную позицию по наиболее острым актуальным вопросам, но не уделяют достаточного внимания идеологической проработке политических линий. В результате они занимают оборонительную позицию, лишь отсрочивая поражение, вместо того чтобы сформулировать равнозначный ответ на вызовы[28].

Конечно, между максимализмом теории и реализмом практики зачастую имеется большой разрыв. Тем не менее взвешенность политического курса Италии в контексте современных событий, «оппортунизм» Мелони, следует рассматривать как проявление суверенистского мышления, «искусства возможного», попытку отвергнуть реализацию утопичных проектов за счёт интересов страны. Постепенное сближение с консервативными нарративами, также слабо развитыми в Италии ввиду отсутствия проработанной охранительной государственнической традиции, формирует типичное для страны – «срединное», гибкое и «диалектичное» – восприятие идеологических систем.

Смещение политической риторики в сторону суверенизма способствует выстраиванию новой системы политических координат, в которой политические акторы делятся на приверженцев старых глобалистских проектов и их противников. Данный феномен становится своеобразным инструментом, при помощи которого будет создаваться новая (не только экономическая, но и идеологическая) система международных взаимодействий с разной степенью противопоставления старым центрам глобализма.

Автор: Даниил Сушков, аспирант кафедры всеобщей истории исторического факультета ИАИ РГГУ.

Европейские «чётки для нервных»
Григорий Зерщиков
Либо национальные страхи, отягощённые историческим грузом и политическим популизмом, приведут к хаосу и упадку, либо они же вынудят Европу к новому, более прагматичному, хотя и болезненному, переосмыслению роли в мире.
Подробнее

Сноски

[1]   «Движение 5 звёзд» (итал. Movimento 5 stelle) – популистская партия, основанная комиком Беппе Грилло в 2009 году.

[2]   Corriere della sera. 27.06.2016.

[3]   Foglio. 14.02.2017.

[4]   Repubblica. 15.02.2017.

[5]   Франциск употребляет термин «популяризм», характерный для итальянского политического языка довоенного периода. Концепция «популяризма» развивалась доном Луиджи Стурцо (1871–1959), лидером Итальянской народной партии (ит. Partito popolare italiano), затем А. Де Гаспери (1881–1954), лидером Христианско-демократической партии Италии. Для «популяризма» было характерно стремление выстроить демократическое общество на принципах христианской солидарности, субсидиарности, диалоге и сотрудничестве между классами.

[6]    Равиарт М. Папа: cуверенизм приводит к войнам, нужен диалог между народами // Vatican News. 09.08.2019. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2019-08/papa-sovranizm-privodit-k-vojnam-nuzhen-dialog-mezhdu-narodami.html (дата обращения: 06.10.2025).

[7]    Becchi P. Introduzione // L’Ircocervo. URL: https://lircocervo.it/?p=2741 (дата обращения: 06.10.2025).

[8]    Nazione Futura. No. 6, 7, 10, 12.

[9]    Маастрихтский договор (1992 г.) заменил собой Европейское экономическое сообщество, расширив экономическое сотрудничество до масштабной политической интеграции, что сделало ЕС единым политическим актором за счёт жёсткой регламентации прав стран-участниц.

[10]    Sovranismo, Giorgia Meloni al National Conservatism Conference // YouTube: Pupia News. 04.02.2020. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aSkcziR-7Lg (дата обращения: 09.10.2025).

[11]    Giorgia Meloni a “La Stampa”: “Il sovranismo è vivo e le nostre tesi sono vincenti, la sinistra non si rende conto dei problemi della gente” // Georgia Meloni. 07.11.2020. URL: https://www.giorgiameloni.it/2020/11/07/giorgia-meloni-a-la-stampa-il-sovranismo-e-vivo-e-le-nostre-tesi-sono-vincenti-la-sinistra-non-si-rende-conto-dei-problemi-della-gente/ (дата обращения: 09.10.2025).

[12]    Kington T. In Italy, a Bridge to Sicily May Offer Piece to NATO Spending Puzzle // Defense News. 14.07.2025. URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2025/07/14/in-italy-a-bridge-to-sicily-may-offer-piece-to-nato-spending-puzzle/ (дата обращения: 09.10.2025).

[13]    См., например: Алексеенкова Е.С. Итальянское «правительство перемен»: «Суверенитет принадлежит народу!». В кн.: В.Б. Белов (Ред.), Защита государственного суверенитета – опыт Евросоюза и европейских стран. М.: ИЕ РАН, 2018. С. 138–148.

[14]    Becchi P. Il Manifesto Sovranista // Scenari economici. 09.04.2019. URL: https://scenarieconomici.it/il-manifesto-sovranista-di-paolo-becchi/ (дата обращения: 09.10.2025).

[15]    Ibid.

[16]    Ibid.

[17]    Лат. «с начала времён».

[18]    Интервью В. Бенедетти автору статьи.

[19]    Там же.

[20]    См., например: Romano S. L’epidemia sovranista. Origini, fondamenti, pericoli. Milano: Longanesi, 2019. 109 p.; Saravalle A. Contro il sovranismo economico. Milano: Rizzoli, 2020. 219 p.

[21]    Benedetti V. Sovranismo. La grande sfida del nostro tempo. Milano: Altaforte edizioni, 2021. 327 p.

[22]    Ibid. P. 23.

[23]    См.: Тэвдой-Бурмули А.И., Осколков П.В. Существует ли популизм? Переосмысляя «политологическую моду» // Актуальные проблемы Европы. 2023. No. 4. С. 18–37.

[24]    Benedetti V. Op. cit. P. 33.

[25]    Ibid. P. 7.

[26]    Saravalle A. Op. cit.

[27]    Интервью В. Бенедетти автору статьи.

[28]    Там же.

Нажмите, чтобы узнать больше
Содержание номера
«Я призываю». Вместо вступления
Чарли Чаплин
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-5-6
Закон? И порядок?
Великий передел?
Андрей Безруков
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-8-21
Непальские страсти и интернет-геополитика России
Евгений Дискин
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-22-28
Снился ли Конфуцию баланс сил?
Александр Соловьёв
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-29-47
Куда движется Запад?
Пётр Слёзкин
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-48-52
Боевые порядки
Пределы и возможности военной силы
Дженнифер Кавана
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-54-59
«Цифровая война» – новая реальность
Юрий Балуевский, Руслан Пухов
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-60-68
Искусственный интеллект и естественная война
Наталия Ромашкина, Дмитрий Стефанович
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-69-83
Сизифов щит
Александр Ермаков, Александр Савельев
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-84-98
На порядок меньше
Европейские «чётки для нервных»
Григорий Зерщиков
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-100-110
Прообраз другой Европы?
Даниил Сушков
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-111-122
«Суверенизм»: румынская версия
Игорь Путинцев
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-124-137
Цветовая гамма
Екатерина Энтина
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-138-148
Неполный порядок
Больше, чем Европа: к стратегии выработки российского канона
Виктор Мартьянов
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-150-169
«Свои чужие»: Центральная Азия в российском политическом мировоззрении
Тимофей Бордачёв
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-170-190
Край, которого нет, или Неверленд
Георгий Асатрян, Дмитрий Тренин
DOI: 10.31278/1810-6439-2025-23-6-191-205