Непал, редко привлекающий международное внимание, оказался в центре мировой информационной повестки в сентябре 2025 г., когда там произошли массовые беспорядки и насильственная смена власти. Обратим внимание на одну их особенность, которая существенна и для других стран, включая Россию.
Замах выше возможного
29 января 2023 г. (по григорианскому календарю) в Непале был принят Закон о социальных медиа 2081 г.[1] (Social Network Bill, 2081)[2], который обязал самый широкий круг цифровых сервисов получить лицензии министерства коммуникаций и информационных технологий (далее – министерство коммуникаций) для продолжения работы в стране. Статья 4 закона предусматривает множество требований, которые необходимо выполнить для получения лицензии. Например, предоставить перечень членов совета директоров и наблюдательного совета, список всех инвесторов с указанием их персональных данных (видимо, включая даже миноритарных), а также другие детали, описывающие юридическую структуру компании – владельца цифровой платформы. Необходимо также предъявить массу документов относительно политики компании в области защиты персональных данных, приватности пользователей и обеспечения защиты данных, полученных сервисом. Обязанности лицензируемой компании включают и назначение официального представителя цифровой платформы в Непале. В свою очередь, министерство коммуникаций наделялось полномочиями по проверке заявления, получению дополнительных документов по своему усмотрению, оценке операционной деятельности платформы с точки зрения принятых мер по обеспечению безопасности пользовательских данных и «других технических аспектов деятельности» (ст. 5, 6).
После соблюдения всех условий предполагалось, что интернет-платформы заплатят лицензионный сбор и будут ожидать выдачи лицензии, на что отводилось до трёх месяцев. Согласно ст. 7 закона, осуществление деятельности цифровой платформы без получения лицензии или с истёкшей лицензией не допускалось. А в случае нарушения этого условия министерство коммуникаций обязано было приступить к блокировке доступа к ресурсам сервиса, для чего соответствующие предписания выдавались интернет-провайдерам Непала.
Изложив факты, мы вступаем в пространство, где оценка данного закона может быть вариативна. Он по своему замыслу, безусловно, созвучен федеральному закону от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации», который даже в официальной периодике был назван «законом о приземлении»[3]. И в таком случае можно сказать, что Непал боролся с западными IT-гигантами за свой цифровой суверенитет.
У Запада сложился противоположный нарратив – «Непал ограничивает свободу слова» и остальной (тоже хорошо знакомый нам) набор эпитетов и оценок экспертов[4]. Однако даже тут есть нюансы. Например, когда в ноябре 2023 г. Непал заблокировал приложение TikTok, The New York Times отметила, что это «тревожный сигнал для китайской компании в контексте более широких усилий правительств по всему миру по ограничению её использования»[5].
Примечательно, что TikTok принадлежит к небольшой группе цифровых платформ, которые в 2024 г. согласились с требованиями Закона о социальных медиа и получили лицензию на работу в Непале[6]. В общем, на пути к цифровому суверенитету были свои победы. Более того, этот эпизод воодушевил правительство Непала, которое продолжало рассылать письма цифровым платформам в надежде, что те «последуют примеру TikTok»[7].
28 августа 2025 г. министерство коммуникаций, ссылаясь на решение Верховного суда Непала от 26 августа 2025 г. № 080-CF-0012, потребовало от цифровых сервисов пройти процедуру регистрации в семидневный срок[8]. Они требование проигнорировали. Любопытно, что Верховный суд Непала принял решение в отношении даже не вопроса соблюдения Закона о социальных медиа, а нескольких исков ещё от 2020 г. с требованием запретить распространение контента на нелицензированных платформах, которые объединил в одно дело и тем самым обязал правительство принять более решительные меры[9].
У описанных событий есть и экономическая подоплёка. В мае 2022 г. правительство Непала ввело двухпроцентный налог на цифровые услуги (Digital Services Tax), оказываемые нерезидентами потребителям внутри страны. Эта мера коснулась всех видов цифровых инфраструктур: облачного хранения данных, маркетплейсов, игровых сервисов, социальных сетей и т.д.[10] Таким образом, блокировка цифровых платформ мотивирована желанием не только контролировать контент, но и получать доходы от использования гражданами иностранных сервисов.
4 сентября 2025 г. в силу вступило решение правительства о блокировке всех цифровых платформ, кроме тех, что были ранее зарегистрированы. Для страны, где треть ВВП составляют денежные переводы от мигрантов[11], а уровень безработицы молодёжи превышает 20 процентов[12] при среднем возрасте населения в 25 лет, это оказалось спичкой, поднесённой к бензину, тем более что протесты и столкновения в Непале, где ещё недавно велась гражданская война, отнюдь не редкость. Например, в марте 2025 г. прошли многолюдные митинги в пользу восстановления монархии[13].
Нетривиальная задача
Можно спорить о первопричинах кризиса в Непале, однако непосредственная связь между кровавыми событиями с 8 по 13 сентября 2025 г. и блокировкой цифровых платформ 4 сентября неоспорима. Просто между 4 и 8 сентября больше ничего значимого в Непале не случилось, очевидного иностранного вмешательства наблюдатели не увидели. Да, многое произошло до 4 сентября, но таких кровавых волнений не было давно.
Интернет уже не просто придаток некой государственной политики, а самостоятельное стратегически значимое пространство, доступ к которому так же важен, как доступ к воздушным и водным просторам[14]. И его регулирование не рядовая административная задача.
Регулирование интернета следует аккуратно и точно вписывать в социально-политическую конфигурацию каждой страны, соотносить с возможностями и доступными государству инструментами. Непальский опыт может стать классическим примером выхода государства за пределы своей способности регулирования интернета. Чтобы исключить подобное, необходимо привлекать институты гражданского общества к выработке мер ограничения доступа к цифровым ресурсам. Чрезмерное увлечение запретами вплоть до предложений «отключать интернет на выходные»[15] не повышает стабильность в стране, а лишь усиливает раздражение и протестные настроения[16].
Разумеется, автор отдаёт себе отчёт, что против Российской Федерации ведётся война в «многодоменной среде». Однако проблема в том, что Россия не заняла подобающего ей места в глобальном регулировании интернета. И речь не о формальном участии в выработке конвенций или рамочных соглашений. Прежде всего необходима чёткая и понятная миру позиция, которую надо выразить на уровне концепции, следовать ей и искать союзников для её продвижения.
Это не предложения о разных способах отключения интернета, а позитивная повестка. Например, о повышении роли Глобального Юга в управлении мировыми делами и изменении архитектуры информационного пространства сообразно роли последнего в мировой экономике[17]. Однако прежде необходима домашняя работа. Сама по себе деятельность по обеспечению «суверенности интернета» в России[18] ещё не ответ на вопрос: мы за открытый или закрытый интернет? Если мы в широком смысле за закрытый интернет, как укреплять связи со странами БРИКС (в том числе экономические)? Предложить им использовать российский национальный мессенджер? Такая позиция возможна и даже в чём-то логична. Но она должна базироваться на предположении, что значимость России в коммуникационном плане для наших партнёров из Индии, Бразилии, стран БРИКС+, Турции равна таковой у Китая. Однако это сомнительно.
Если мы предлагаем странам БРИКС+ просто борьбу за собственный суверенитет в интернете по принципу «берите суверенитета, сколько хотите», что остаётся в общем для всех участников знаменателе? В практической плоскости это может означать, что, если не найти общее пространство, мы в конечном счёте придём к тому, что россияне будут использовать Max, китайцы – WeChat, индийцы – ZohoCliq и т.д., но доступа к общим для всех платформам не останется.
Чтобы происходило сближение государств и экономик в рамках БРИКС+, необходимы общие цифровые платформы или хотя бы подходы к регулированию, которые отражали бы ценности БРИКС+. Если киберпространство Глобального Юга развалится на замкнутые информационные анклавы, общее дело борьбы за изменение мировой архитектуры управления пострадает, импульс к переменам будет упущен.
Для выработки базового подхода к регулированию интернета, который мы готовы экспортировать, предлагать партнёрам и использовать в России, нужен специальный государственный орган. Существующие ведомства не имеют соответствующих задач и полномочий, перегружены прикладными вопросами и не получили свой научно-экспертный аппарат, который отвечал бы масштабу описанных задач.
Новая структура могла бы достаточно чётко и относительно прозрачно решить уравнение, где в качестве переменных – интересы граждан, бизнеса, сохранения международной коммуникации и культурных связей, а с другой стороны – обеспечение государственной безопасности, необходимость сохранения когнитивной автономии и культурной самобытности. Важно, чтобы такой орган имел возможность подбирать инструменты, обеспечивающие равенство обеих частей уравнения. Такая управленческая технология годна на экспорт и как ноу-хау, и как успешная модель, применимая в странах БРИКС, в том числе для создания общих для них цифровых платформ.
Автор: Евгений Дискин, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
[1] В Непале действует летоисчисление по самватскому календарю, согласно которому отсчёт ведётся с 57 г. до н.э. Подробнее см.: Селешников С.И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1970. С. 137.
[2] Social Network Bill, 2081 // Nepal National Assembly. URL: http://na.parliament.gov.np/en/bills/JCC7TZJz (дата обращения: 12.10.2025).
[3] Принят закон о «приземлении» IT-гигантов // Государственная дума РФ. 17.06.2021. URL: http://duma.gov.ru/news/51828/ (дата обращения: 12.10.2025).
[4] Nepal Bans 26 Social Media Platforms, Including Facebook and YouTube // The New York Times. 07.09.2025. URL: https://www.nytimes.com/2025/09/07/world/asia/nepal-bans-social-media-platforms.html (дата обращения: 12.10.2025).
[5] Nepal Is Banning TikTok Over Hate Content, Officials Say // The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2023/11/13/world/asia/tiktok-nepal-ban.html (дата обращения: 23.09.2025).
[6] TikTok Completes Official Registration in Nepal // Kathmandu Post. 07.11.2024. URL: https://kathmandupost.com/national/2024/11/07/tiktok-completes-official-registration-in-nepal (дата обращения: 12.10.2025).
[7] Ibid.
[8] Notice by the Ministry of Communication and Information Technology on Managing the Social Networking Platform Usage in Nepal // Ministry of Communication and Information Technology of Nepal. 28.08.2025. URL: https://giwmscdnone.gov.np/media/pdf_upload/123_z1yiuqb.pdf (дата обращения: 12.10.2025).
[9] Nepal Orders Ban on Social Media Platforms Including Facebook, Instagram, X for Operating Without Registration // ANI. 04.09.2025. URL: https://www.aninews.in/news/world/asia/nepal-orders-ban-on-social-media-platforms-including-facebook-instagram-x-for-operating-without-registration20250904181756/ (дата обращения: 12.10.2025).
[10] Nepal Inland Revenue Department amends VAT and DST Procedures Relating to Digital Service // EY Global. 28.08.2023. URL: https://www.ey.com/en_gl/technical/tax-alerts/nepal-inland-revenue-department-amends-vat-and-dst-procedures-re (дата обращения: 12.10.2025).
[11] Personal Remittances Received (% of GDP) – Nepal // World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.TRF.PWKR.DT.GD.ZS?end=2024&locations=NP&start=1993&utm_source (дата обращения: 12.10.2025).
[12] Youth Unemployment Rate for Nepal // Federal Reserve Bank of St. Louis. 16.04.2025. URL: https://fred.stlouisfed.org/series/SLUEM1524ZSNPL?utm_source (дата обращения: 12.10.2025).
[13] Why Nepal Is Seeing a Churn for Hindu Monarchy // India Today. 10.03.2025. URL: https://www.indiatoday.in/world/story/why-nepal-seeing-churn-hindu-monarchy-former-king-gyanendra-kathmandu-2691599-2025-03-10 (дата обращения: 12.10.2025).
[14] Кабанов Ю.А. Информационное пространство как новое (гео)политическое пространство: роль и место государств // Сравнительная политика. 2014. Т. 17. No. 4. С. 54.
[15] «Доводит до сумасшедшего дома»: в Госдуме предложили отключать интернет на выходные // Газета.ру. 18.09.2025. URL: https://www.gazeta.ru/social/2025/09/18/21721580.shtml?ysclid=mfprzb1nul381304366 (дата обращения: 12.10.2025).
[16] На наш взгляд, наглядным индикатором накопления напряжения в российском обществе по поводу политики запретов в cети является замечание Екатерины Мизулиной, которую можно отнести к числу сторонников «жёсткой линии» по рассматриваемому вопросу. См.: Telegram-пост // Telegram: Екатерина Мизулина. 21.07.2025. URL: https://t.me/ekaterina_mizulina/15897 (дата обращения: 12.10.2025).
[17] Кабанов Ю.А. Указ. соч.
[18] Ковригин Д.Э. Формирование института «суверенного интернета» в Российской Федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. No. 2. С. 153–158.