29.08.2025
Европейский союз: проблемы миграции и политической идентичности
Валдайские записки
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Роберта Алонци

PhD, профессор кафедры иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН).

Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Идея демократии не может быть «абстрактной» до такой степени, чтобы полностью отделить её от национального контекста. Поэтому проблема миграции – это вопрос, от которого зависит будущее идентичности Европейского союза и внешней проекции его роли как регионального и глобального субъекта, а также как гаранта международной безопасности.

Говоря о миграционной политике правительства Италии под председательством Джорджи Мелони, стоит затронуть некоторые критические вопросы миграционной политики Европейского союза. Начнём с ходатайств о предоставлении убежища: в 2024 г. их число сократилось на 11 процентов, в то время как страны ЕС предоставили статус защиты 437 900 просителям убежища, что на 7 процентов больше, чем в 2023 году. Наибольшее количество лиц, получивших статус защиты, было зарегистрировано в Германии, Франции и Испании. В 2024 г. большинство бенефициаров статуса защиты в ЕС составляли сирийцы (32 процента), за ними следовали афганцы (17 процентов) и венесуэльцы (8 процентов). В апреле 2025 г. 48 520 просителей убежища подали ходатайства о предоставлении международной защиты, что на 37 процентов меньше, чем в апреле 2024 г., и на 16 процентов меньше, чем в марте 2025 года.

Как известно, главная цель общей иммиграционной политики предусматривает, что законная иммиграция должна способствовать социально-экономическому развитию стран ЕС, а сотрудничество стран ЕС со странами, не входящими в Союз, должно быть направлено на борьбу с незаконной иммиграцией и торговлей людьми. Миграционная политика в Европейском союзе разрабатывается и реализуется на двух уровнях: общеевропейском и национальном (региональном).

Мир сквозь призму демографической науки. Вопросы миграции || Подкаст «Мировой факультет»
Михаил Денисенко, Фёдор Лукьянов
Как политика миграции и политика в миграции стали одной из ключевых тем в мировом масштабе? Как регулировать миграционные потоки, если их невозможно остановить? В новом выпуске подкаста «Мировой факультет» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов и директор Института демографии им А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Михаил Денисенко обсудили вопросы межэтнических и межнациональных миграций, реформацию и адаптацию миграционной политики в России с оглядкой на события последних лет.
Подробнее

Действующий Пакт о миграции опирается на механизм «обязательной солидарности», который активируется, когда одно или несколько государств-членов оказываются под давлением. Другие страны – члены ЕС могут помочь смягчить ситуацию двумя способами: переселив определённое количество лиц, ищущих убежища, на свою территорию или заплатив денежный взнос для финансирования приёма в стране, находящейся под давлением. Финансирование также может быть направлено на меры, связанные с управлением миграционными потоками в неевропейских странах. Однако концепция обязательной солидарности остаётся спорной из-за различных точек зрения стран-членов. Следует отметить, что Евросоюз устанавливает принципы миграционной политики, но решать связанные с ней вопросы приходится входящим в него государствам.

В более общем плане в апреле 2025 г. Европейская комиссия предложила создать список безопасных стран происхождения, первоначально включающий Египет, Тунис, Марокко, Бангладеш, Колумбию, Индию и Косово, и в целом считать страны-кандидаты на вступление в ЕС безопасными, за исключением особых обстоятельств. Этот список позволит государствам-членам быстрее и эффективнее обрабатывать потенциально необоснованные заявления о предоставлении убежища, используя ускоренную или пограничную процедуру.

Аналогичным образом с трудностями сталкивается и миграционная дипломатия, осуществляемая Европейским союзом как унитарным политическим субъектом.

В основе этой дипломатии лежат принципы сдерживания и экстернализации, а именно противодействие нелегальному въезду в Европейский союз и реализация соглашений по ограничению потоков мигрантов с неевропейскими странами – Ливией, Тунисом, Марокко, Мавританией, Иорданией, Ливаном и Турцией. В первой половине 2025 г. общее количество нелегальных пересечений границы ЕС сократилось на 21 процент по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Однако при том, что 93 процента нелегальных пересечений границы приходится на прибывающих из Ливии, на центрально-средиземноморском маршруте наблюдался рост на 7 процентов и на 17 процентов возросло прибытие в Грецию из восточной Ливии. Симптоматично, что недавно, в начале июля 2025 г., официальная делегация ЕС, прибывшая в Ливию с целью укрепления сотрудничества в борьбе с нелегальной иммиграцией и укрепления отношений в области безопасности и репатриации, не была принята в Бенгази. При этом ливийские власти сослались на предполагаемые «серьёзные нарушения дипломатического протокола и суверенитета Ливии».

Короче говоря, солидарность, сдерживание и экстернализация – это принципы, применение которых весьма проблематично.

Более того, экстернализация миграции посредством соглашений с третьими странами должна соответствовать принципам уважения ценностей ЕС. Кроме этого, необходимо укрепить восприятие государствами существования общей внешней границы и одновременно решить вопрос интеграции мигрантов. Европейская комиссия выделяет ключевые направления интеграционной политики, но страны не принимают единую модель интеграции (например, во Франции преобладает модель ассимиляции, в Германии – функциональной интеграции и включения мигрантов в общество).

Вопросы миграции и затруднения руководящих органов ЕС в решении этой сложной внутренней и международной проблемы показывают, что ЕС как наднациональное образование и как международный субъект не имеет достаточной сильной идентичности.

Трудности в управлении миграционными потоками со стороны Европейского союза, а также государств-членов выявляют слабость процесса построения легитимности европейской наднациональной власти и ослабляют легитимность власти национальных правительств.

Если идентичность всего Европейского континента определяется единым географическим пространством и общими макрокультурными чертами, то идентичность Европейского союза определена только в политическом смысле, то есть путём принятия его членами согласованного понятия идентичности и представления об общем будущем сообщества.

В отличие от других региональных организаций ЕC приобретает всемирное политическое призвание. Политика приёма и интеграции мигрантов отражает это. ЕС также имеет свою основную философию – европеизм, который пришёл на смену национализму в качестве фактора создания общеевропейского мировоззрения и ценностей. В настоящее время, однако, европеизм не обязательно отождествляется с европейскостью. В основе формирования европейской идентичности лежат концепции центральности индивида в обществе и христианства как факторa цивилизационного развития и социокультурной интеграции. С точки зрения Робера Шумана и Жана Монне, необходимо было построить единую Европу на основе христианских и демократических ценностей, то есть рассматривая Европу как творение христианства в синтезе с греческой философией и римской мыслью. В отличие от этого на деле в основе европейского сообщества лежит новый гуманизм, признаками которого являются дехристианизация (то есть отсутствие трансцендентности) и этический релятивизм (отсутствие общего этического пространства). Акцент на более общих принципах космополитизма и конституционного патриотизма неизбежно ведёт к дематериализации политической идентичности строящегося в настоящее время Европейского союза.

Если рассмотреть две возможные модели построения политической идентичности Европейского союза (демократическая модель и культурно-политическая модель), то можно прийти к выводу, что это аполитичные модели. Oсобая модель демократии в ЕС не может повторять типичные черты национальных демократий. Это означает, что идея демократии осуществляется при легитимации власти элит. При таком подходе деполитизация является неотъемлемой и необходимой чертой европейского строительства. Другими словами, в данном случае происходит деполитизация во имя сохранения эффективности и стабильности общеевропейской политики.

Миграция – проблема или возможность? || Итоги Лектория СВОП
Олег Корнеев, Дмитрий Розенталь, Мария Хорольская, Фёдор Лукьянов
О влиянии миграции на внутригосударственные и международные процессы, возможностях и ограничениях регулирования миграции и роли диаспор в формировании национальной идентичности Фёдор Лукьянов поговорил с Олегом Корнеевым, Дмитрием Розенталем и Марией Хорольской на Лектории СВОП.
Подробнее

Таким образом, в соответствии со своим взглядом на «деполитизацию» европейской демократии в последние годы политическая, экономическая и управленческая элита настаивала на приёме и интеграции мигрантов в странах – членах ЕС. Однако сложности с самим этим феноменом и изменения в европейской иммиграционной политике, введённые под давлением государств-членов, показывают, что идея демократии не может быть «абстрактной» до такой степени, чтобы полностью отделить её от национального контекста и демократической культуры, которая на протяжении длительного времени создавалась в национальном контексте.

Поиск политической культуры, общей для членов Европейского союза, тоже осуществляется через деполитизацию. Текущая политика ЕС интерпретируется на фоне национальных политических культур внутри ЕС. Государства-члены разработали собственные национальные концепции Европы и ЕС, которые являются частью национальной идентичности каждого государства-члена. Именно по этим причинам была создана система экономического управления, основанная не на взаимном доверии между государствами-членами и не на солидарности, а на автоматических механизмах и правовых нормах, далёких от формирования политической идентичности. Однако в общем политическом дискурсе и применении права в миграционных вопросах аполитичный принцип политической корректности часто преобладал над принципом солидарности, что широко использовалось для влияния на общественное мнение в государствах-членах.

Следует добавить, что данные от «Евробарометра», опубликованные 25 марта 2025 года, рисуют картину обеспокоенности граждан Европы, демонстрируя явное смещение приоритетов по сравнению с прошлым.

Если ещё несколько лет назад иммиграция казалась гражданам одной из самых острых проблем для Европейского союза, то сегодня, как ни странно, эта тема, похоже, утратила свою центральную роль.

В быстро меняющемся геополитическом контексте оборона и безопасность (по мнению 36 процентов граждан ЕС), а также конкурентоспособность, экономика и промышленность (32 процента) являются областями, на которых, по мнению граждан ЕС, следует сосредоточиться в первую очередь для укрепления своих позиций в мире.

В Италии приоритетными также являются энергетическая независимость, ресурсы и инфраструктура (33 процента). Аналогичная картина наблюдается и на континентальном уровне: инфляция и рост цен – главные проблемы для 43 процентов граждан Европы, за ними следуют борьба с бедностью и безопасность ЕС.

Из вышесказанного становится ясно, что проблема миграции – это вопрос, от которого зависит будущее идентичности Европейского союза и внешней проекции его роли как регионального и глобального субъекта, а также как гаранта международной безопасности.

Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Миграция: всерьёз и надолго
Фёдор Лукьянов
Чем дальше мы от ХХ века, тем больше кажется, что его главным политическим событием, которое будет иметь наиболее долгосрочный шлейф, была именно деколонизация. И её последствия, трансформируясь вместе с колебаниями мирового устройства, окажут мощное воздействие на то, как мир станет выглядеть через 25 и тем более 50 лет.
Подробнее