26.08.2025
Почему Иран обеспокоен мирным соглашением Армении и Азербайджана
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Алиреза Нури

Доцент факультета экономики и политологии Университета Шахида Бехешти (Тегеран, Иран).

Южный Кавказ – важнейший регион, связывающий Иран с Россией, Чёрным морем и Европой. Он также является точкой пересечения трёх основных цивилизационных сфер – Ирана, России и тюркского мира, а также одной из значимых геополитических зон в непосредственной близости от Ирана.

Исторически регион был местом скрещения интересов региональных и внерегиональных держав. Такие акторы, как Россия, Турция, Европейский союз, США, а в последнее время и Китай, стремились обеспечить здесь присутствие и влияние, чтобы формировать региональную динамику, баланс сил и перераспределять выгоды в свою пользу. Эта «большая игра», с одной стороны, и взаимосвязанность Южного Кавказа с Ираном с точки зрения географии, культуры и безопасности, с другой, сделали регион критически важным для Тегерана.

Поэтому для Ирана Южный Кавказ – не просто географическое образование, а важная арена формирования регионального геополитического баланса, неотъемлемая часть его национальных интересов и безопасности. События в регионе неизбежно влияют на безопасность и стратегические интересы Ирана. С этой точки зрения Тегеран внимательно следит за мирным соглашением, которое недавно подписали Армения и Азербайджан при посредничестве Дональда Трампа. Позиция Ирана нашла отражение в заявлении МИД республики, а также в ходе визита президента Пезешкиана в Армению и имеет два чётких аспекта:

  1. Приветствуется мирное соглашение как «важный шаг к длительному миру в регионе».
  2. Выражается обеспокоенность в связи с «иностранным вмешательством вблизи иранских границ».

Что касается первого аспекта, то, учитывая географическую взаимосвязанность, проблемы стабильности и безопасности на Южном Кавказе естественным образом трансформируются в проблему стабильности и безопасности Ирана. Затрагиваются экономические, транзитные и энергетические возможности Ирана. Для содействия миру и устойчивости Иран использует различные подходы, сочетая активную дипломатию, региональное сотрудничество, акцент на поддержание регионального баланса и приверженность принципам национального суверенитета и территориальной целостности стран региона.

Фундаментальный принцип Ирана – акцент на «аутентичном регионализме», то есть на решении региональных проблем посредством активного участия стран региона в формате «3+3» (Азербайджан, Армения и Грузия плюс три ключевых соседних государства – Иран, Турция и Россия) без внешнего вмешательства.

С этой точки зрения, если недавнее мирное соглашение сможет принести покой в регион, то оно будет соответствовать основным внешнеполитическим целям Ирана, и Тегеран, несомненно, будет это приветствовать.

Однако второй аспект, подпитывающий обеспокоенность, скептицизм и противодействие Ирана, связан с участием США в мирном процессе, в частности, с приложением к соглашению, известным как «коридор Трампа». Хотя подчёркивается суверенитет Армении над коридором, Соединённые Штаты, по всей видимости, получат права на развитие этого маршрута, простирающегося от границ Турции до Каспийского моря, и управление им на срок до 99 лет.

Пахлава для Трампа
Николай Силаев
Ожидание встречи Трампа, Алиева и Пашиняна показало, как далеко медийная дипломатия разошлась с внешнеполитической практикой. Комментаторы ожидали исторического события, будто у американского президента не каждый день заранее объявлен историческим. Единственный практический результат (пока) – парафированное соглашение о мире между Арменией и Азербайджаном.
Подробнее

Присутствие США позиционируется как исключительно экономическое, но Иран может не разделять эту точку зрения. Тегеран воспринимает посредничество Трампа и Вашингтона в мирном процессе как предлог для расширения влияния и изменения регионального баланса и динамики. Независимо от воздействия на другие страны, Тегеран считает, что такое присутствие – часть более широкой стратегии максимального давления, направленной на сдерживание и ограничение Ирана. Она не только сужает Ирану геополитическое пространство, но и ограничивает его геоэкономические возможности, порождая многоаспектные угрозы для страны.

По этой причине Иран не рассматривает посредничество США как благонамеренную мирную инициативу, а «коридор Трампа» – исключительно как транзитный и торговый проект. Скорее он видит их как часть более широкой стратегии, направленной на переформатирование геополитической карты региона в ущерб Ирану (и России). Опасения Ирана разделяют некоторые российские политики и аналитики, которые считают, что из-за «коридора Трампа» Армения может потерять суверенитет и будут созданы условия для дестабилизирующего американского влияния в регионе.

Скептицизм оправдан, особенно в свете враждебной позиции и действий США в отношении Тегерана, в частности недавних атак на иранские ядерные объекты и непосредственного участия в израильских операциях против Ирана. Опасения Тегерана можно свести к четырём сферам.

 

Безопасность

В условиях эскалации напряжённости между США и Ираном американское присутствие непосредственно у иранских границ в сочетании с вероятным развёртыванием разведывательной и военной инфраструктуры представляет прямую угрозу национальной безопасности Ирана. Учитывая тесное сотрудничество Соединённых Штатов и Израиля, а также укрепление связей между Азербайджаном и Израилем в последние годы, вероятно, что присутствие Израиля вдоль северных границ Ирана также усилится. Эта проблема, особенно в случае возобновления конфронтации между Ираном и Израилем или США, станет серьёзной угрозой для безопасности Тегерана.

Война Израиля против Ирана: опасные амбиции по перекройке Ближнего Востока
Алиреза Нури
С точки зрения Израиля, главная угроза, исходящая от Ирана, – это не его ракетный потенциал и не его ядерная программа, а практическая приверженность Ирана концепции «сопротивления» – краеугольному камню иранской внешней политики, противостоящей израильскому и американскому экспансионизму.
Подробнее

 

Геополитические опасения

Долгосрочное присутствие американцев на Южном Кавказе под предлогом управления «коридором Трампа» неизбежно изменит роли других региональных игроков, в частности, заметно уменьшив влияние Ирана в региональных делах. Если это присутствие будет реализовано, США смогут оказывать воздействие не только на регион, но и на внешнюю политику Азербайджана, Армении и Грузии. В результате пострадают позиции Ирана на Южном Кавказе, а баланс сил сместится не в пользу Тегерана.

 

Политические опасения

В случае долгосрочного присутствия США на Южном Кавказе может произойти сдвиг политики, политической культуры и внешней политики региона в сторону Запада. Это противоречит иранской политике регионализма, которая делает акцент на решение региональных проблем посредством взаимодействия государств региона без внешнего вмешательства. Доминирование прозападных подходов в регионе может в итоге привести к тому, что эти страны будут стремиться к членству в западных институтах, включая НАТО, что создаст серьёзную угрозу безопасности.

 

Геоэкономические опасения

«Коридор Трампа» – часть большого проекта «Средний коридор», который соединяет Центральную Азию через Казахстан, Каспийское море и Азербайджан с Турцией и Европой. Одна из основных целей этого коридора – снизить геоэкономические и транзитные роли Ирана и России в регионе и международной торговле в целом.

Если «коридор Трампа» появится, геоэкономические и транзитные преимущества Ирана для Азербайджана, Турции и Центральной Азии уменьшатся.

Учитывая, что сухопутное сообщение Ирана с Евразийским экономическим союзом осуществляется через Армению, любое влияние США на экономические отношения между Ираном и Арменией также отразится на взаимодействии Тегерана с Россией и ЕАЭС. В совокупности данные факторы усугубят проблемы, связанные с санкциями против Ирана.

Многие иранские официальные лица, включая Али Акбара Велаяти, советника верховного лидера Ирана, считают эти опасения ощутимыми и остро актуальными. Хотя он и подчёркивал, что Иран будет стремиться противостоять этим многоаспектным угрозам «как с Россией, так и без неё», учитывая, что многие из них являются общими для Тегерана и Москвы, основной стратегией Ирана в борьбе с этими вызовами будет укрепление регионального сотрудничества с Россией.

Реакция Москвы на мирное соглашение во многом схожа с подходом Ирана:

  1. Приветствуются инициативы, направленные на долгосрочный мир в регионе.
  2. Скептическое отношение к благим намерениям США.
  3. Подчёркивается необходимость достижения устойчивого мира в регионе посредством взаимодействия региональных государств (в формате «3+3»).
  4. Отмечается важность баланса интересов в любом мирном урегулировании.
  5. Отмечаются опасности иностранного вмешательства.
  6. Высказывается обеспокоенность в связи с возможным повторением разрушительного западного вмешательства на Ближнем Востоке.

Чтобы выработать общий стратегический подход, Иран и Россия должны рассматривать присутствие Соединённых Штатов на Южном Кавказе в более широком геополитическом контексте. Если «коридор Трампа» запустят, американское геополитическое и геоэкономическое влияние распространится от Средиземноморья (Ливан и Сирия, в настоящее время находящиеся под контролем США) через Чёрное и Каспийское моря на Центральную Азию. Это станет вызовом для общих интересов Ирана и России в этих регионах, включая такие региональные инициативы, как коридор «Север – Юг» и сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Конечно, предстоит долгий путь от подписания мирного соглашения до его полной реализации; может возникнуть множество проблем. Однако, учитывая агрессивный подход Трампа, Ирану и России явно не следует игнорировать потенциальные угрозы или оставаться пассивными наблюдателями.

Оба государства могут сделать акцент на «локализацию» регионального управления, предлагая механизмы сотрудничества и одновременно оказывая совместное дипломатическое давление на Азербайджан и Армению, чтобы не допустить расширение влияния США в регионе. Кроме того, развитие совместных экономических и транзитных проектов со странами Южного Кавказа могло бы послужить стимулом для расширения регионального сотрудничества.

Автор: Алиреза Нури, доцент факультета экономики и политологии Университета Шахида Бехешти (Тегеран, Иран).

США на Южном Кавказе: держать Турцию внутри, Россию внизу, а Иран в стороне
Егия Тешиян
8 августа Армения, Азербайджан и США одобрили меморандум о взаимопонимании из семи пунктов. Практический смысл третьего пункта – вероятно, самого важного – заключается в том, что Азербайджан получит доступ к Нахичевани через армянский город Мегри в Сюникской области. Этот маршрут будет иметь геополитические последствия, которые определят будущее не только Южного Кавказа.
Подробнее
Абхазская железная дорога как балансир «маршрута Трампа»
Армен Мартиросян
Соглашение об учреждении TRIPP имеет целью переформатировать политическую и транспортно-энергетическую архитектуру Южного Кавказа. Вместе с тем, привлекательной может оказаться идея восстановления прямого железнодорожного сообщения Россия – Абхазия – Грузия – Армения. Его реанимация может обеспечить связанность региона и стать инструментом интеграции стран в межрегиональную коммуникационную систему.
Подробнее