Вебинар «Многообразие интересов: Российские регионы и внешняя политика»
Итоги
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку

В вебинаре приняли участие:

001

Михаил Юрьевич ВИНОГРАДОВ

Президент Фонда «Петербургская политика» (с 2008). Ранее: директор Центра политической конъюнктуры России (2007-2008), руководитель департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий PRОПАГАНДА (2001-2006), политический обозреватель газеты «Русская мысль» (Париж, 1997-2005).

Автор исследований, посвященных анализу политических процессов в российских регионах. Один из инициаторов Рейтинга политической выживаемости губернаторов (издается с 2007 года), ежемесячного Индекса социально-политической стабильности российских регионов. В 2011 году признан самым цитируемым представителем PR-отрасли в России.  

002

Федор Юрьевич ЛУКОВЦЕВ

Директор Института Северной Азии и интеграционных процессов.

Образование: юридический факультет СПбГУ (1995), Московская школа политических исследований (2002).

Трудовую деятельность начал чертежником в «Якутгражданпроект», затем работал секретарем судебного заседания в Октябрьском райнарсуде Якутска, слесарем-ремонтником ПТО им.С.М.Кирова «Ленподьемтрансмаш».

В 2001 г. избран депутатом Городского Собрания депутатов гор. Якутска; председатель постоянной комиссии по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению. В 2002 г. избран депутатом Государственного Собрания Якутии. С 2008 года — президент Ассоциации НПФ Дальнего Востока и Сибири.

2013-2015 гг. — заместитель председателя правительства Забайкальского края — руководитель представительства края при правительстве РФ.  

0003

Лариса Александровна ПАУТОВА

Директор проектов, ведущий специалист Фонда «Общественное мнение». Доктор социологических наук.

Специализация — социологические исследования, аналитика, экспертная оценка. Проводит исследования современных детей и молодежи (проект «Новое поколение»), а также исследования в регионах (проект «ФОМ-Терри»).

Образование: исторический факультет Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского (1995); аспирантура, Санкт-Петербургский государственный университет (1995-1998); докторантура СПбГУ (2001-2007 гг., с перерывом на декретный отпуск).

Член Международной социологической ассоциации (ISA), с 1997 г.

0004 Вел вебинар Федор Александрович ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»; председатель Президиума СВОП; профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Основной целью данного вебинара являлось информирование и образование целевой аудитории — активной части гражданского общества, прежде всего молодежи и студентов, представителей органов власти, политических организаций, медийного и предпринимательского сообществ — по проблемам внешнеполитических и внешнеэкономических интересов, полномочий и политики российских регионов.

Активизация внешней политики России означает не только рост интереса к ней в целом, но и все более четкую кристаллизацию того факта, что — в силу географического масштаба — страна вовсе не имеет монолитного восприятия международных событий. Интересы разных частей страны в том, что касается международных связей, естественным образом отличаются.  Внешняя среда по-разному воздействует на разные части России, и в различных регионах есть несовпадающие представления о том, каковы должны быть приоритеты российской внешней политики. Приграничные и внутренние регионы, национальные республики и субъекты федерации, прилегающие непосредственно к зонам конфликтов — везде имеется собственная более или менее ярко выраженная специфика. Выработка сбалансированной линии с учетом этой специфики необходима для гармонизации внешних интересов и ожиданий общества.

Анализируя региональные аспекты внешней политики России, участники вебинара отмечали, что в сознании граждан в различных регионах большой страны проблемы внутренней и внешней политики смешаны, четко не дифференцированы, притом что около 60 процентов россиян заявляют о своем интересе к проблемам внешней политики. В усредненном общественном мнение существует некое единение по внешнеполитическим вопросам и оценкам с лидером и делегирование ему всех полномочий по их решению. Некоторые отклонения от этого единства наблюдаются в регионах. В частности, определение друзей и врагов/угроз в западных регионах России и на Дальнем Востоке заметно отличается. Эксперты также обращали особое внимание аудитории на естественную дифференциацию и региональную специфику внешнеполитических и особенно внешнеэкономических интересов и озабоченностей при сохранении общности интересов сохранения суверенитета и безопасности.

Эксперты ответили на следующие вопросы, поставленные как организаторами, так и Интернет-аудиторией:

  • Какие страны и на какие регионы России пытаются оказывать культурное и политическое влияние (влияние внешней мягкой силы)?
  • Каковы подходы регионов к участию во внешней политике России, насколько весом их голос? Примеры «выхода» на внешнеплитическую арену, помимо активно развивающегося Дальнего Востока.
  • Возможно ли целостное восприятие внешнеполитических связей отдельных регионов России как единого внешнеполитического курса страны?
  • Каковы связи/контакты республик СКФО с государствами Персидского залива? республики Татарстан с Турцией?
  • Каковы перспективы развития международной экономической деятельности российских регионов?
  • Об оценке влияния силового фактора в построении современной внешней политики России
  • Следует ли активнее использовать субгосударственные (на уровне регионов) международные связи для нормализации отношений с Западом? Например, в феврале 2016 президент Путин встречался в Кремле с премьер-министром Баварии Хорстом Зеехофером. В свою очередь с подачи Центра российские регионы пока больше ориентированы на связи с Белоруссией и Казахстаном.
  • Существует ли в России региональная специфика восприятия внешнеполитических событий, некоторые предпочтения в регионах, которые могут внести элемент разобщенности во внутреннюю политику страны или как-то повлиять на нее?
  • Можно ли говорить о том, что в каких-либо российских региональных элитах присутствуют лоббисты интересов иностранных государств?
  • Почему мало кто даже в экспертно-аналитической среде замечает позитивный потенциал внешнеэкономических и культурно-гуманитарных связей субъектов РФ с зарубежными государствами и их регионами?

Видеоотчет смотрите тут: https://yadi.sk/i/2QmCdR553DWTcf