«Мы опасались террористических актов и поэтому уехали на Рождество из Лондона в спокойный Таиланд – уж там-то точно ничего не случится!» Британский турист, чудом спасшийся от смертоносного цунами в конце декабря 2004-го, за последнее время привык к тому, что зло исходит от людей, но не ожидал подобного коварства от природы. Трагедия Юго-Восточной Азии потрясла весь мир, вызвав всеобщее сочувствие и стремление оказать щедрую помощь пострадавшим. Как верно заметил издатель немецкого еженедельника Die Zeit Михаэль Науманн, дело не только в количестве жертв – огромном, но не беспрецедентном, – и даже не в том, что пострадало множество западных туристов. Этот удар стихии стал, по сути, первой природной катастрофой, которую человечество смогло увидеть в прямом эфире. Страшные кадры несколько недель не сходили с телеэкранов, страдания людей в Индонезии, Индии, Шри-Ланке, на Таиланде и в других странах региона транслировались на всю планету через глобальные информационные сети…
Цунами в очередной раз вынесло на поверхность международной политики вопрос о том, на ком лежит ответственность за решение глобальных проблем, за управление все более опасным и все менее предсказуемым миром. В первые дни руководить оказанием помощи пострадавшим взялись Соединенные Штаты, объявив о создании очередной «коалиции желающих» на манер той, что без санкции Совета Безопасности ООН поддерживала военную операцию в Ираке. Правда, в Белом доме быстро сообразили, что в данном случае действия в обход Организации Объединенных Наций ничем не оправданны, и гуманитарные мероприятия вернулись в традиционное русло.
Это, впрочем, не свидетельствует об укреплении позиций ООН, которая, по общему мнению, переживает трудный момент. Движения в направлении реформирования этой крупнейшей международной организации не заметно, а ее руководство обвиняют если не в коррупции (в связи с иракской программой «Нефть в обмен на продовольствие»), то, как минимум, в вопиющей халатности. Многие комментаторы даже полагают, что азиатское бедствие предоставило ООН чуть ли не последний шанс доказать свою необходимость и дееспособность.
Как сделать мироустройство более справедливым и эффективным? Эта тема, судя по всему, станет одной из главных в 2005 году. Не случайно Тони Блэр назвал поддержку отсталых регионов основным приоритетом нынешнего британского председательства в «большой восьмерке». С амбициозной программой инвестиций в мировое развитие выступил в январе известный американский экономист Джеффри Сакс, возглавлявший по приглашению ООН разработку «Практического плана достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия». Правда, цунами поставило и другой вопрос: а что происходит с теми миллиардами, которые направляются правительствам неразвитых или пострадавших от катаклизмов стран? И обладает ли мировое сообщество реальными механизмами для контроля за использованием этих средств?
Мировое устройство XXI века – основной сюжет этого номера. По мнению российских ученых Владислава Иноземцева (Внесён Министерством юстиции РФ в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента, 26.05.2023.) и Сергея Караганова, ведущим державам придется отказаться от устаревших принципов и устоявшихся стереотипов. Различные аспекты темы управления затрагивают глава СИПРИ Алисон Бейлз, бывший спичрайтер президента США Джорджа Буша младшего Дэвид Фрам, российский исследователь Владимир Овчинский.
Продолжится ли победное шествие демократии? На этот вопрос применительно к различным регионам – от Ближнего Востока до постсоветского пространства – отвечают американские политологи Наим Шербини, Дмитрий Саймс и Роберт Элсуорт, российские эксперты Юрий Рубинский, Константин Затулин и Вадим Дубнов. Американец Эдвард Луттвак полагает, что наилучшим вкладом США в демократизацию Ирака был бы, по сути, их скорейший уход из этой страны.
Еще один аспект социально-политического развития анализируют Владимир Мау и Ариэль Коэн, которые прослеживают связь между сырьевым характером экономики и политикой. О проблемах Дальнего Востока, наиболее бурно развивающегося региона планеты, рассуждают знаменитый американский исследователь Фрэнсис Фукуяма и российский эксперт Сергей Чугров.
Наконец, новая рубрика – «Продолжение темы»: статьи в развитие ранее опубликованных материалов. На сей раз авторы затрагивают подробно обсуждавшиеся на страницах нашего журнала проблемы миграции и отношений России с Европейским союзом.
В следующем номере мы, помимо прочего, вспомним одну из самых важных дат новейшей истории – двадцатилетие прихода к власти Михаила Горбачёва и начало радикальных перемен в СССР. Также мы выполним данное еще в прошлом году обещание обратиться к теме российских дорог.