Ожидаемое отсутствие итогового заявления на полях ВАС из-за политической несовместимости России и Запада резонансное, но на деле – мало значащее событие. Главный итог саммита – РФ перехватила у КНР лавры основного «козла отпущения», а обсуждение украинского кризиса затмило традиционные разговоры о Южно-Китайском море и Индо-Пацифике. Восточноазиатский саммит в этом году превратился в Восточноевропейский.
Закончившийся 13 ноября 2022 г. в Камбодже Восточноазиатский саммит ещё до своего официального старта привлёк внимание наблюдателей. Связано это было с очным визитом в Пномпень президента США Джо Байдена и отсутствием в списке гостей российского президента Владимира Путина. Уже по окончании мероприятия зарубежные и российские СМИ смаковали провал в принятии итогового заявления из-за разногласий в оценках США и РФ специальной военной операции.
Справедливости ради, президент РФ и ранее не испытывал интереса к саммиту, лишь однажды побывав на ВАС в качестве полноценного участника в 2018 г. в Сингапуре, что совпало по времени и месту с подписанием стратегического партнёрства между Россией и АСЕАН. Оставляя за скобками имиджевую и эмоциональную составляющую, статус участия в подобных мероприятиях не столь важен.
Провал в согласовании текста финального документа едва ли можно назвать неожиданностью с учётом окончательной деградации российско-американских отношений. Тем более что похожие сюжеты мы уже наблюдали в мае 2022 г., когда министрам экономик АТЭС также не удалось достичь консенсуса по гораздо менее чувствительным вопросам, но имеющим ту же конфликтную природу.
Главным исследовательским интересом и одновременно итогом саммита стало активное обсуждение украинского кризиса, к которому присоединились многие страны, включая хозяйку мероприятия – Камбоджу. Любопытным на этом фоне является первое в истории саммита присутствие Украины на уровне министра иностранных дел Дмитрия Кулебы.
Восточноазиатский саммит и ранее не отличался строгостью и последовательностью повестки, которая в большинстве случаев включала широкий диапазон проблем в области экономики и безопасности в АТР и ИТР. Но это беспрецедентный случай для саммита, когда чуть ли не основное внимание многих лидеров было приковано к региональной проблеме за пределами Азии.
Помимо этого, «славной» традицией Восточноазиатского саммита служат публичные выяснения отношений между США и Китаем, где, как правило, больше достаётся Пекину. В то время как другие участники ВАС, особенно страны АСЕАН невольно становятся зрителями происходящего, осторожно подливая масло в огонь. В этом году роль главного «козла отпущения» отошла России, при этом отдельные страны в очередной раз воспользовались площадкой ВАС для лоббирования национальных интересов.
Интересы сторон
Камбоджа на правах хозяйки крупного международного мероприятия решила громко о себе заявить и получить дополнительные дипломатические очки со стороны Запада. Для этого камбоджийская сторона направила приглашение главе внешнеполитического ведомства Украины, а также настояла на показе видеообращения президента Украины Владимира Зеленского на полях саммита. Однако некоторые страны АСЕАН, в частности Вьетнам, отклонили эту инициативу в попытках избежать ещё большей политизации и провокации. Усилия Пномпеня не прошли мимо. Президент Байден выразил признательность премьер-министру страны Хун Сену за то, что Камбоджа стала одним из соавторов резолюции в ООН в поддержку Украины против «агрессии» России.
Для Вашингтона – участие в ВАС ещё и на уровне лидера страны стало дополнительной возможностью оказать давление на РФ по украинскому вопросу и солидизироваться с союзниками – Японией и Южной Кореей. В трёхстороннем заявлении стороны осудили действия России и подтвердили готовность «стоять вместе с Украиной».
Украина также может занести себе в актив участие в ВАС. Помимо самого факта присутствия официального лица, на полях саммита Киев подписал с АСЕАН Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Само по себе подписание и содержание документа весьма заурядны, тем более что ранее АСЕАН уже заключала подобный Договор с 49 партнёрами. Однако важен общий контекст.
В условиях попыток стран коллективного Запада исключить РФ из глобальных институтов и шквала критики в адрес Москвы на самом саммите, Киев подписывает символическое соглашение с крупным многосторонним объединением, которое позволяет Украине получить официальное признание со стороны АСЕАН и открывает перед ней двери в асеаноцентричные форматы.
Безусловно, Ассоциация будет преподносить данное соглашение как дежурное и позиционировать Украину лишь как очередного партнёра в длинном списке. Однако момент и общий фон подписания Договора, вероятно, вызовет недовольство в российских дипломатических кругах.
Пишем Россия, Китай в уме
Восточноазиатский саммит был бы неполноценным без выпадов в адрес Китая со стороны США и союзников. Кроме рядовых обвинений в нарушении прав человека, подрыве стабильности и безопасности в Южно-Китайском море, Восточно-Китайском море и Тайваньском проливе, Вашингтон принял ряд конкретных мер, которые в значительной степени продиктованы стремлением США «насолить» Китаю. Выделим два из них.
Во-первых, в присущей для асеаноцентричных мероприятий торжественной манере президент Байден подписал соглашение о повышении статуса двусторонних отношений с Ассоциацией до всеобъемлющего стратегического партнёрства. В качестве подтверждения своих серьёзных намерений в совместном заявлении глава Белого дома целых четыре раза использовал формулировку «центральная роль АСЕАН» в разных вариациях, что стало новым рекордом американской администрации для документов такого рода с «десяткой».
В действительности подобные статусы в диалоге АСЕАН с внешними партнёрами никогда не являлись чем-то большим, чем простая декларация о добрых намерениях и аванс на будущее. К тому же на практике столь престижный статус не создает дополнительных привилегий и ни к чему не обязывает стороны. Но аналогичным статусом в партнёрстве с АСЕАН в прошлом году разжились Австралия и – главное – Китай. Поэтому Вашингтону из репутационных соображений важно было добиться аналогичного статуса с АСЕАН, коим обладает главный региональный конкурент США – КНР.
Во-вторых, США с партнёрами по QUAD объявили о запуске специальной программы, направленной на отслеживание и пресечение незаконного рыболовства в акватории ЮКМ. Данную инициативу также можно рассматривать как попытку сдерживать присутствие КНР в регионе, поскольку ранее отдельные государства-члены Ассоциации и сам Вашингтон неоднократно выражали обеспокоенность по поводу захода китайских рыболовных судов в исключительную экономическую зону Вьетнама и Малайзии.
Таким образом, на первый взгляд закончившийся ничем Восточноазиатский саммит на деле в очередной раз подсветил проблему политизации международных форумов и диалоговых площадок и невозможность консенсуса между участниками конфликта в нынешних условиях.