Ведь, как всем известно, если хочешь быть счастлив и добродетелен,
не обобщай, а держись узких частностей;
общие идеи являются неизбежным интеллектуальным злом.
Не философы, а собиратели марок и выпиливатели рамочек
составляют становой хребет общества.
Олдос Хаксли. О дивный новый мир
Из кусочков собирается новая реальность международной политики и мировой экономики. Да, в мире напряжённая обстановка, но некоторые коллизии уже несут в себе черты будущего – иная инфраструктура глобализации, укрепление разных центров силы, перегруппировка политических интересов и сфер влияния, большая самостоятельность и ответственность государств за свою судьбу, конкуренция технологических решений вместо единой платформы-монополии.
Экологическая деградация и изменение климата – масштабные и опасные проблемы, которые содержат и разрушительное, и созидательное. Пока они провоцируют противоречия держав, однако без общих решений для них, как и для пандемий, человечество не обойдётся. Равно как и без гармонизации ценностных представлений, которая необходима, но более неравнозначна принятию какой-то универсальной мировоззренческой базы.
Естественно, такая переоценка ведёт к сопротивлению тех, кто привык считать свои ценности универсальными.
Но важнее другое – удастся ли гармонизировать это многообразие, чтобы оно способствовало устойчивости международной системы, а не расшатывало её.
Запрос на более моральную политику требует нахождения общего знаменателя различных этических систем.
В хаосе, о котором говорят все и о котором мы писали в нескольких предыдущих докладах Валдайского клуба, уже проступают черты будущего.
Граница между утопией и антиутопией – это «доброе» или «злое» управление. Однако технологические достижения современности и обеспечиваемая ими индивидуальная свобода делают более сложным – практически невозможным – управление в традиционном понимании как таковое.
Международное управление, как мы его знаем, остаётся за пределами новой утопии: оно просто несбыточно при отсутствии возможности подчинять и при всеобщем индивидуализме.
Но оно возродится в каком-то ином виде на основе новой рациональности, которую будут определять именно невозможность подчинять и индивидуализм. Мы вступаем в совсем другую эпоху.