От редакции: Сегодня слишком часто говорят о «новой холодной войне» в связи с событиями на Украине и присоединением Крыма к РФ. Отчасти это объясняется естественными для человека паническими настроениями, ведь память о той, первой холодной войне еще жива. Отчасти это нагнетание страстей прессой… Впрочем, причин много. Постоянный автор портала Terra America Эдвард Люттвак уверен, что похолодание в отношениях между Россией и США объективно не может продлиться долго. Слишком много общих задач придется решать, слишком нужен обеим странам стратегический союз.
* * *
Представьте: вот едете вы по какому-нибудь важному делу. И вдруг ваша машина царапнула другую машину. Вы вылезаете и начинаете спорить и ссориться, хотя царапина – это объективно мелочь, и вам обоим надо спешить по важным делам. В результате этого спора вы можете упустить какие-то действительно очень важные для себя возможности. Это «ДТП» и произошло во взаимоотношениях Вашингтона и Москвы. Присоединение Крыма к России отодвинуло лет на десять естественный геостратегический союз России и Америки, который всё равно рано или поздно состоится, но теперь отложен. Дело в том, что России и Америке в ближайшие 25 лет придётся разбираться с Китаем. Экономика КНР будет гораздо больше, чем у России и США, и китайцы будут давить на американские интересы в Тихоокеанском регионе и на российские – в Сибири. Стратегический союз США и России неизбежен, крымские события просто отодвинули его во времени.
Речь идёт не о частной общности интересов, но о стратегическом императиве – как в первую мировую войну, когда русские и американцы политически друг другу отнюдь не симпатизировали – из-за массовой американской неприязни к царизму, – но вынуждены были воевать по одну сторону фронта. Что же касается текущей проблематики, существует 101 вопрос, по которым американские интересы потребуют хороших отношений с Москвой. То же верно и для России. Начиная с технических аспектов космической программы и до удержания под контролем ситуации на бушующем Ближнем Востоке. Этим регионом гораздо проще рулить, если правительства Америки и России поддерживают рабочие отношения. В вопросах космоса русские с американцами сотрудничают уже много лет. Но сейчас это партнёрство под вопросом. Крым – это вам не дьюти-фри. Например, оказались под вопросом американские инвестиции в российскую нефтяную промышленность.
Причиной подобного развития событий стал тот факт, что администрация Обамы сильно потеряла в авторитете и во внешней, и во внутренней политике, её реакция на события в Крыму показалась слишком слабой. Знаменитый звонок продолжительностью в 90 минут Обаме очень сильно повредил. В подобных ситуациях можно говорить по телефону минуту, не больше. Никак не 90 минут! После ухода Хиллари Клинтон из Госдепа внешней политикой занимались различные советники Обамы – люди слабые и малоспособные. Пока в Госдепе работала Хиллари, большого вреда от них не было – потому что у Клинтон была своя крепкая команда, способная подняться над групповыми интересами. И этим компенсировалась слабость внешнеполитических советников Белого Дома. Все последующие назначенцы Обамы были некомпетентны, и в результате правильные решения в ходе крымского кризиса приняты не были.
Прокол администрации Обамы в истории с Крымом ослабил её дееспособность – не только касательно Москвы, но даже по отношению к другим странам Запада. Так работает государственная машина: если американский президент терпит неудачу, он теряет авторитет – и тогда ему гораздо труднее действовать. Последствия этого кризиса выглядят очень серьёзными – и будут таковыми в зависимости от скорости развития событий. Но вообще кризисы во взаимоотношениях с Россией уже бывали. У США и России впереди плодотворное сотрудничество. Но не сейчас – и именно из-за слабости американской стороны.