Решение официальной Москвы использовать авиацию против террористических группировок ИГИЛ и «Аль-Каида» в Сирии вызвало жесткую реакцию в американском Конгрессе. Влиятельные республиканцы и демократы в обеих палатах инициировали более десяти слушаний в разных подкомитетах и комитетах с целью выработки ответных мер. Примечательно, что большинство этих слушаний члены администрации Белого дома проигнорировали. Подобное отношение продиктовано несколькими причинами. Во-первых, Белый дом не успел выработать четкую стратегическую линию относительно дальнейших действий в Сирии. Во-вторых, Обама понимает, что резкая активизация Конгресса связана, в первую очередь, с фактором саудовского лоббизма. Данное обстоятельство, как правило, не учитывается отечественными экспертами при анализе политических решений США в отношении стран Ближнего Востока. Между тем, за последние 20 лет в Вашингтоне выстроена высокоорганизованная система многоуровневого про-саудовского лоббизма, влияющего на исполнительную и законодательную власти.
Первый уровень лоббирования проходит через юридические компании. В 2010 г. Саудовская Аравия заключила ряд контрактов с ведущими лоббистскими фирмами – Podesta Group, Hogan Lovells, Squire Patton Boggs и Qorvis-MSLGROUP. По данным Центра ответственной политики, за 2011–2014 гг. Эр-Рияд направил в вышеперечисленные организации 80 млн долларов для формирования крупной рабочей группы законодателей в Конгрессе по продвижению интересов сирийской оппозиции. Согласно отчетам, поиском конгрессменов занимался Карл Роув, один из крупнейших американских политтехнологов, архитектор предвыборной кампании Джорджа Буша-младшего. За короткий срок ему удалось заручиться поддержкой президента Американской сети взаимодействия (АСВ) Нормана Коулмана. АСВ – крупнейшая сеть, объединяющая основных доноров Республиканской партии. Как бывший сенатор, Коулман также имеет тесные связи с руководителями Объединенного Республиканского фонда Конгресса.
В 2011 г. Коулман провел встречу с Роувом и тогдашним секретарем Совета национальной безопасности Саудовской Аравии Бандаром бин Султаном по вопросу окончательного формирования списка нужной рабочей группы. Спустя несколько недель АСВ объявила, что направит дополнительные 20 млн долларов на поддержку кандидатов-республиканцев, заинтересованных в укреплении и развитии американо-саудовских отношений. Эксперты из института политических исследований Калифорнийского университета отмечают, что предложенная сумма далека от реальных пожертвований. Это связано с тем, что АСВ является некоммерческой организацией, что предполагает возможность участвовать в избирательной деятельности, не раскрывая своих доноров.
В марте с.г. фирма Hogan Lovells возобновила свой годовой контракт с Королевским посольством Саудовской Аравии с оплатой в 100 тыс. долларов в месяц. Hogan Lovells подала форму в департамент юстиции, который управляет системой регистрации иностранного лоббирования, чтобы уведомить орган о том, что Коулман будет «оказывать юридические услуги Посольству Королевства Саудовской Аравии по таким вопросам, как поддержка оппозиции в Сирии и укрепление отношений между Саудовской Аравией и США». По официальным данным, Hogan Lovells от имени саудовских клиентов организовала встречи с председателем комитета Палаты представителей по иностранным делам Эдом Ройсем, лидером комитета по международным делам Сената Бобом Коркером и главой комитета по вооружённым делам Джоном Маккейном, чтобы обсудить «вопросы по урегулированию мира на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии». Документы, раскрытые Hogan Lovells, показывают, что фирма занимается широким кругом вопросов во внешней политике от имени посольства Саудовской Аравии, в том числе «консультациями по законодательной, нормативной и государственной политике».
Окончательно решив задачу по формированию групп давления в Конгрессе, фирмы продолжают оказывать услуги Саудовской Аравии в сфере информационного обеспечения лоббистской деятельности на последующем уровне. По состоянию на 2015 г. в рабочую группу по сирийскому вопросу входят 259 членов Палаты представителей и 42 сенатора. Отметим, что по количественным показателям эта группа уступает лишь лоббистам Национальной стрелковой ассоциации. В целом, двойная роль Нормана Коулмана как лоббиста сирийской оппозиции и лидера АСВ является беспрецедентной. Авторитетный эксперт по лоббизму из организации Public Citizen Крэг Холман отмечает, что с одной стороны бывшие законодатели, выступающие в качестве наемного оружия для иностранных правительств, стали обычным явлением для Америки. С другой стороны, Холман подчеркивает, что впервые за свою длительную карьеру он столкнулся с положением, при котором лоббист и обслуживает иностранное государство, и ведет внутреннюю кампанию, проводя все «черные» деньги Республиканской партии через специальные группы Super Pac и предлагая кандидатам пожертвования за иностранный лоббизм.
Второй уровень лоббирования осуществляется рабочей группой в Конгрессе. По рейтингу лоббистской эффективности группа по Сирии имеет оценку А+, что говорит о возможности быстрой и эффективной мобилизации необходимого количества голосов в 17 комитетах из 20. Члены группы заявляют, что власти Саудовской Аравии заинтересованы в поддержании баланса сил в регионе, в котором Эр-Рияд должен играть преобладающую роль. Исходя из этого, глобальная цель политического лоббирования направлена на сохранение американского военного присутствия в регионе, что позволит Саудовской Аравии сохранять ведущую роль.
Гарвардский профессор Тоби Джонс отмечает, что для Эр-Рияда лоббирование интересов сирийской оппозиции – один из инструментов сохранения и увеличения американского военно-политического присутствия в регионе. Законодательные инициативы в рамках сирийского вопроса подтверждают гипотезу профессора Джонса и позволяют выявить основных лоббистов и дать оценку их деятельности.
Наиболее влиятельным лоббистом интересов сирийской оппозиции является действующий спикер Палаты представителей Джон Бейнер. Третий по влиянию политик в США с начала 1990-х гг. поддерживает тесные связи с лидерами саудовских, израильских и катарских фондов в США. За последние три года Бейнер инициировал рассмотрение тринадцати резолюций, призывающих администрацию оказать военно-техническую поддержку сирийской оппозиции. Одиннадцать из них приняты абсолютным большинством и лишь две резолюции были в дальнейшем заблокированы в Сенате. Бывший советник президентов Форда и Буша-старшего по вопросам национальной безопасности Брент Скоукрофт заявил в интервью Fox News, что именно
Бейнер стал главным вдохновителем и архитектором американской военной помощи оппозиционным группировкам в Сирии. Вторым по влиянию лоббистом является председатель комитета по вооружённым делам сенатор Джон Маккейн. Как и Бейнер, Маккейн активно продвигает законопроекты по военной и гуманитарной поддержке сирийской оппозиции.
Будучи зарегистрированным лоббистом фирмы Hogan Lovells, аризонский сенатор многократно проводил встречи с лидерами оппозиции. Он также получает существенную финансовую помощь от АСВ, которая помимо поддержки избирательной кампании, является одним из крупнейших доноров Международного республиканского института и Института Маккейна.
Главным успехом рабочей группы по Сирии в верхней палате стало принятие законопроекта, согласно которому Конгресс разрешил выделить ассигнования на подготовку и обучение бойцов оппозиции. Помимо этого, Акт в поддержку свободы Сирии предусматривает то, что администрация должна сохранять установленный уровень финансовой и военно-технической поддержки членам Сирийской свободной армии.
Немного иная роль у другого влиятельного сенатора-республиканца Марка Кирка, нанятого фирмой Squire Patton Boggs. Согласно отчетам департамента юстиции, Королевский фонд Саудовской Аравии выделяет на услуги сенатора Кирка 60 тыс. долларов в месяц. Основная задача группы Кирка, объединяющей крупную фракцию умеренных консерваторов и неоконсерваторов, заключается в привлечении в сирийский кокус (фракционную группу) влиятельных законодателей-демократов, имеющих тесные связи с администрацией Обамы. Выстраивание системы перекрестного лоббизма позволило убрать политические преграды для продвижения интересов сирийской оппозиции на самом высоком уровне. Привлечение в рабочую группу таких влиятельных демократов, как лидера сенатского меньшинства Гарри Рида, председателя фракции меньшинства комитета по международным делам Роберта Менедеса и лидера демократической фракции комитета по вооруженным делам Джека Рида позволило нейтрализовать влияние администрации на партийную элиту в верхней палате. Ярким показателем эффективного взаимодействия двух групп стало лоббирование законопроекта в поддержку свободы в Сирии. Законопроект, инициированный в нижней палате, был одобрен большинством обеих палат в сжатые сроки – восемь дней (феноменальный показатель для внешнеполитического решения).
Помимо продвижения конкретных актов, рабочая группа в Конгрессе направляет в АСВ рекомендации о поддержке конкретных кандидатов. Так, во время промежуточных выборов 2014 г. АСВ пожертвовала 2,5 млн долларов на кампании кандидатов, которые конкурировали с действующими конгрессменами, выступавшими против американской военной помощи сирийской оппозиции. По данным Центра ответственной политики, АСВ и Объединенный Республиканский Фонд направили дополнительные 800 тыс. долларов на создание отрицательного имиджа в СМИ кандидатов Ами Вьера, Энн Киркпатрик, Джо Гарсия, Пита Гальего и Джона Фауста. Ведущие лобби фирмы также обеспечивают информационное сопровождение лоббистской деятельности. Последние отчеты Qorvis-MSLGROUP показывают, что фирма продвигала сюжетные идеи и различные интервью в поддержку сирийской оппозиции в таких влиятельных изданиях как для The Weekly Standard, The Walt Street Journal, The Washington Post и NPR. Также известно, что специалисты по информационной безопасности из фирмы Qorvis-MSLGROUP обеспечивают управление аккаунтами посольства Саудовской Аравии в Twitter и Facebook, который выступает как «официальный» голос сирийской оппозиции в США.
Третья ступень лоббирования – исполнительная власть. На первом и втором уровнях создаются условия и механизмы для влияния на Белый дом. Подписав договор с Podesta Group, Саудовская Аравия получила доступ к Джону Подеста – главе администрации Обамы. Непосредственная связь с администрацией через систему firm lobbying обходится Королевскому фонду в 170 тыс. долл. в месяц. Помимо Podesta Group, Эр-Рияд находит пути в Белый дом через ведущие неправительственные организации и мозговые центры, задействованные в процессе выработки внешнеполитической стратегии. В докладе для бывшего министра обороны Чака Хейгела отмечается, что Атлантический совет (Atlantic council – находится в перечне иностранных и международных неправительственных организаций от 29.07.2019, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.) — мозговой центр, который консультирует конгрессменов по внешнеполитическим вопросам, получил в 2014 г. пожертвование от Саудовской Аравии в размере 8 млн долларов. Подобные сомнительные юридические и этические финансовые отношения между мозговыми центрами и иностранными правительствами были тщательно рассмотрены экспертами Центра ответственной политики.
Согласно последнему отчету, Королевский фонд через Атлантический совет (Atlantic council – находится в перечне иностранных и международных неправительственных организаций от 29.07.2019, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.) активно сотрудничает с бывшими главами Пентагона Дональдом Рамсфелдом, Леоном Паннетой и Чаком Хейгелем, бывшими госсекретарями Хиллари Клинтон и Кондолизой Райс и действующим госсекретарем Джоном Керри.
Некоторые организации, связанные с королевством играют активную роль в политических дебатах в Белом доме. Халид Алнажи, зарегистрированный агент правительства Саудовской Аравии и президент американского филиала национальной нефтяной компании AРAMКO, является членом правления Американского нефтяного института и экспертом Брукингского института. Американский нефтяной институт – это мощная группа лоббирования, которая финансирует несколько консервативных некоммерческих организаций и предоставляет услуги по покупке эфирного времени в СМИ для потенциальных членов. 17 сентября 2015 г. Роберт Форд – бывший посол, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока – во время встречи с госсекретарем США заявил о необходимости увеличения военных поставок сирийской оппозиции.
В свою очередь, отдел по ближневосточным вопросам Брукингского института также получает значительные гранты от саудовских фондов. В конце 2014 г., возник скандал относительно участия Саудовской Аравии в сирийской гражданской войне. Согласно отчету лондонского мозгового центра Conflict Armament Research, противотанковые ракеты М79 90 мм, перехваченные в Сирии у боевиков ИГИЛ, схожи с американскими ракетами, переданными в 2013 г. Саудовской Аравии. Хотя в докладе приведены неопровержимые доказательства, Комитет по вооруженным делам не стал созывать специальное слушание. Сенаторы направили официальный запрос в Брукингс для написания подробного отчета и заключения для Конгресса. Во время слушания эксперты института пришли к выводам, что доклад Conflict Armament Research не содержит доказательств, а сделанное заключение и вовсе не обосновано. В недавнем отчете агентства AFP говорится, что некоторые сирийские повстанческие группы недавно подписали с ИГИЛ пакт о ненападении. Однако Белый дом, опираясь на доклады Брукингса, отрицает само существование такого пакта.
Human Rights Watch сообщает, что Саудовская Аравия в последнее время активизировала аресты, судебные процессы по подавлению мирных диссидентов, насильственные разгоны мирных демонстраций гражданского населения. Женщины в Саудовской Аравии сталкиваются с сегрегацией в общественных местах и не имеют права на вождение автомобилей, они являются одними из самых незащищенных в мире. Американские политики быстро отреагировали на видео с обезглавливанием двух американских журналистов боевиками Исламского государства, но были менее решительны в осуждении правительства Саудовской Аравии за ужасное насилие, которое оно применяет в соответствии со своей ваххабитской интерпретации исламского права.
За прошлый год в Саудовской Аравии за две недели были казнены двадцать два человека, восемь из которых обезглавлены за такие преступления, как распространение гашиша и колдовство.
В целом, многие видные американские эксперты отмечают, что активная поддержка США сирийской оппозиции осуществляется не из национальных интересов, а под влиянием высокоорганизованной группы давления. Основная цель саудовского лобби – сохранить военное присутствие Соединенных Штатов в регионе как гаранта собственной безопасности. Эти гарантии необходимы для решения главной задачи – формирования крупного геополитического альянса против Ирана в борьбе за политико-идеологическое превосходство на Ближнем Востоке. Сегодняшняя политическая конфигурация четко демонстрирует, что решить эту задачу без американских гарантий невозможно. В свою очередь, президент Обама, объявив о стратегическом решении поворота в Азию, целенаправленно ослабил позиции США на Ближнем Востоке.
При этом политическое решение о постепенном уходе из региона исходит из национальных интересов Соединенных Штатов. Если в период холодной войны Ближний Восток был зоной особых интересов США по политическим (борьба с коммунизмом) и экономическим причинам (энергоресурсы), то с конца 1990-х гг. американская ближневосточная политика формировалась под влиянием ее крупнейших налогоплательщиков – нефтегазовых корпораций, израильского и саудовского факторов. Эти обстоятельства лежали в основе ближневосточной политики неоконсервативной элиты Буша-младшего. Неолиберальная администрация Обамы в меньшей степени зависит от первых двух факторов, что позволяет вести более прагматичную политику. Однако в то же время саудовское лобби остается важным фактором принятия политических решений в отношении Ближнего Востока. Саудовская Аравия сумела выстроить систему многовекторного и перекрестного лоббирования, в которую вовлечены специальные фирмы, рабочая группа в Конгрессе, неправительственные организации и мозговые центры. Особенностью саудовского лобби является использование инструмента борьбы сирийской оппозиции за свободу, что совпадает с идеологической установкой неолиберальной элиты.