24.08.2011
Сам не свой
Колонка редактора
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

 

Суд над Юлией Тимошенко, провал переговоров с президентом Медведевым — все это показывает: Виктор Янукович больше не будет «нашим парнем», поддавки с Украиной закончены. Каковы же новые правила игры?

На Украину внешние наблюдатели привыкли смотреть сквозь одну и ту же призму: поле геополитической битвы России и Запада, некая промежуточная (хотя и весьма немаленькая) территория, раздираемая противоположными внутренними борениями. Соответственно и тамошние политические силы смело распределяли по черно-белому принципу: за сближение с Россией или за евро-атлантическую интеграцию. 
Суд над Юлией Тимошенко озадачил любителей простых схем. Юлия Владимировна — символ ненавистной Москве оранжевой революции, а судят ее именно те, кого Москва в пику ей тогда яростно поддерживала. Но при этом подоплека процесса явно антироссийская. Из всего многообразия упреков, которые можно было инкриминировать экс-премьеру, выбрана тема, связанная с Россией и потенциально чреватая крупным конфликтом: якобы несостоятельность договорной базы в газовой сфере. Оспаривать подписанные Тимошенко в 2009 году контракты с Москвой Киев собирается на Западе. Запад же суд и арест резко критикует, а те самые контракты осуждать избегает: последнее, что нужно Европе в разгар экономического кризиса, это новые российско-украинские энерговойны. Зато Россия в кои-то веки возвысила голос в унисон с Вашингтоном и Брюсселем — не столько в защиту лично Тимошенко, это у нас не принято, но против попытки пересмотра договоренностей, ею подписанных. В общем, все смешалось, не поймешь, кто теперь наши, а кто нет… 
Чем кончится эта баталия, в которую украинские политики по своему обыкновению втягивают всех, кого только могут, предсказать трудно. Теперь уже ни власти, ни Юлии Тимошенко отступать нельзя, вопрос принципа. Но в любом случае Виктору Януковичу надо сказать спасибо. Возможно, он наконец излечит российскую элиту от вечного стремления искать в соседней стране «своих» и пытаться делать на них ставку. 

За 20 лет украинской независимости мы привыкли к тому, что Киев постоянно маневрирует между Востоком и Западом, стремясь укреплять свои позиции — прежде всего перед Россией, но и перед Европой тоже. Исключением был период правления Виктора Ющенко. В силу чрезвычайных обстоятельств своего прихода к власти третий президент решил, что может сделать резкий рывок и разом закрепиться по другую сторону баррикады. Из этого, как известно, ничего не получилось, и Янукович, казалось, вернулся к тактике, которой придерживались и Леонид Кравчук, и Леонид Кучма. То есть Россию попусту не раздражать, одновременно нащупывая путь в направлении Европы, но по возможности извлекать преференции с обеих сторон. 

Если оно так и было, то в самом начале. Поворотным моментом, вероятно, стало подписание Харьковских соглашений весной прошлого года, когда создалось впечатление, будто прорыв достигнут и теперь начнутся совершенно иные отношения. Однако оказалось, что сделка «флот за газ» была не началом взлета, а апогеем, после которого связи зависли, а потом начали деградировать. Любые несбывшиеся ожидания в итоге приводят к ситуации худшей, чем та, что была до их появления. Так и здесь. Россия разочарована, что ни один из анонсированных тогда интеграционных проектов не сдвинулся с места. Украина и вовсе чувствует, что чудовищно продешевила — Черноморский флот в Крыму на десятилетия, а газовые контракты 2009 года, хоть и со скидкой, незыблемы как скала. 

Коллизия, сложившаяся вокруг дела Тимошенко, резко сузила Киеву пространство для маневра, но благодаря этому с предельной ясностью проступила суть. Украина живет в собственной парадигме, и соседи по обе стороны границ воспринимаются тамошней элитой как инструменты в сложной и запутанной, но исключительно своей игре. Так было всегда, только в разных формах. Маневрирование, как при двух первых президентах. Интриги с элементами шантажа и России, и Запада, как при оранжевых. И вот теперь желание продавить свою повестку дня, в которой внутриполитические аспекты тесно переплетены с внешними (и оппонента нейтрализовать, и газовые контракты изменить), не обращая внимания на реакцию партнеров в Москве и западных столицах. 

Что из этого получится — большой вопрос, Янукович затеял рискованную партию, не имея на руках достаточного количества козырей. Но это уже проблема Киева. Что же до Москвы, то у нее, наконец, появился шанс по-настоящему диверсифицировать свою политику в отношении Украины, очистив ее от ненужных эмоционально-идеологических наслоений. 

Нравится нам это или нет, но Россия и Украина — это две страны, которые, будучи невероятно близки в культурно-историческом плане, строятся на совершенно разных, если не сказать противоположных, фундаментах. Россия в 2011 году отмечает 20-летие распада СССР, продолжая по-разному переживать это событие. Для Украины та же годовщина — 20-летие независимости, причем не вообще, а именно от России. Украинские политики могут в пух и прах ругаться по любому вопросу, но никто из них не ставит под сомнение ценность суверенитета, поскольку только благодаря ему они — те, кто они есть. И сколько бы симпатий к России те или иные представители украинской элиты ни испытывали в личном плане, это не повлияет на их же позиции как государственных деятелей. 

Когда подобный подход проявляет не Виктор Ющенко, глубоко и искренне считающий, что будущее Украины тем светлее, чем дальше она оторвется от России, а психологически понятный «наш парень» Виктор Янукович, пора признать: других начальников в Киеве не будет. 

Украина — наверное, самый трудный внешнеполитический партнер для России. Киев еще долго будет строить свою политику на оппозиции Москве, хотя бы для того, чтобы доказать свою «отдельность». А Москве придется с огромным трудом преодолевать иллюзию того, что «братскость» народов — это обстоятельство, смягчающее противоречие. На самом деле — наоборот, отягчающее. Но здесь опять-таки надо сказать спасибо Виктору Януковичу и его команде. Запустив дело Тимошенко, они сделали заявку на по-настоящему большую игру. России стоит принять вызов и окончательно понять, что «поддавки» закончились.
Сказано — не сделано. Детали
После избрания Виктора Януковича президентом Украины Киев скорректировал свою позицию по ключевым «болевым точкам» двухсторонних отношений с Москвой
Членство в НАТО 
В феврале 2010 года, вскоре после победы на выборах, украинский лидер заявил, что вопрос вступления в НАТО «перед страной не стоит». В апреле 2010 года президент ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроинтеграции. В июне был принят закон об основных направлениях внутренней и внешней политики, который закрепил отказ от курса на вступление в НАТО. Это, однако, не помешало Киеву сохранить программы сотрудничества с альянсом. В ноябре 2010 года Виктор Янукович создал комиссию по вопросам партнерства Украины с НАТО. В июне 2011 года прошли украино-американские военные учения Sea Breeze — 2011. 
Флот и газ 
21 апреля 2010 года в Харькове президенты России и Украины подписали договор о продлении срока пребывания Черноморского флота (ЧФ) РФ в Крыму до 2042 года с возможной пролонгацией на последующие пятилетние периоды. В обмен на это Москва предоставила Украине скидку в 30 процентов, но не более 100 долларов за 1 тысячу кубометров поставляемого российского газа. В декабре российский и украинский флоты после многолетнего перерыва возобновили практику совместных учений. Между тем глава украинского правительства Азаров, признавая, что предоставленная скидка на газ фактически спасла украинскую экономику, потребовал пересмотра формулы цены на газ. К лету 2011 года украинские эксперты стали прогнозировать новую «газовую войну». 
Русский язык 
В ходе избирательной кампании Виктор Янукович заявлял о намерении предоставить русскому языку статус второго государственного. Однако, став президентом, он отошел от идеи «одна страна — два языка», продвигая возможность придания русскому языку официального статуса в регионах компактного проживания русскоязычного населения. В апреле 2010 года украинским вузам разрешили вести преподавание на иностранных, в том числе русском, языках; в июле русский получил официальный статус языка судопроизводства. При этом законопроект «О языках на Украине», существенно расширяющий сферу применения русского языка, до сих пор не принят.