Возможен ли мир, в котором Соединенным Штатам и Европе не будет больше принадлежать лидирующая роль?
Дискуссии на эту тему неожиданно стали популярны. А ведь после победы «свободного мира» в холодной войне, когда казалось, что история расставила все по своим местам, прошло совсем немного времени. Впрочем, не раз уже отмечалось: темпы перемен сегодня таковы, что за считанные годы происходит больше, чем раньше за десятилетия.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров констатирует: «С окончанием холодной войны завершился наиболее длительный этап мирового развития – 400–500 лет, в течение которых в мире доминировала европейская цивилизация». Профессор из Сингапура Кишор Махбубани не только уточняет, что функции лидера переходят к Азии, но и выносит жесткий вердикт: Запад не решает глобальные проблемы, а усугубляет их.
Исследователи из Калифорнийского университета в Беркли Наазин Барма, Эли Ратнер и Стивен Вебер предупреждают о формировании «мира без Запада» – сообщества растущих государств, которые не станут бросать вызов Европе и США, а просто начнут активно налаживать взаимодействие в обход их. Флагманами этого процесса авторы считают Индию, Китай, Россию и Бразилию. А глава американского Совета по международным отношениям Ричард Хаас предсказывает появление «бесполярного мира», к которому Вашингтону придется приспосабливаться. Правда, он полагает, что и такое мироустройство дает Америке достаточно возможностей для реализации своей политики.
Ветеран французской дипломатии Габриель Робен подвергает уничижительной критике политику, которую Запад с начала 1990-х годов проводил в отношении Москвы. По его мнению, в конечном итоге Европа и Соединенные Штаты только способствовали укреплению самостоятельных позиций России, хотя цель ставилась иная.
Радикальную идею выдвигает Майкл Эмерсон. Он полагает, что пришла пора для стратегической сделки с Москвой и частью ее должно стать серьезное приглашение России вступить в НАТО и участвовать в создании общеевропейской системы безопасности. Андрей Загорский и Марк Энтин призывают не сбрасывать со счётов Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Несмотря на явные проблемы функционирования этой структуры, можно и ее поставить на службу интересам России – надо только кропотливо над этим работать. Пример того, как с ОБСЕ взаимодействуют страны, недовольные ее деятельностью, приводит Аркадий Дубнов. Его материал посвящен опыту Казахстана, который шаг за шагом приближается к вожделенному председательству в ОБСЕ в 2010 году. А Аждар Куртов обращается к другому региональному форуму – Шанхайской организации сотрудничества, явным лидером которой постепенно становится Китай.
Следующий блок материалов посвящен национальной идентичности и строительству нации – теме, не раз поднимавшейся на страницах журнала. Алексей Миллер анализирует дискуссии вокруг понятия «империя» и отмечает, что «историческая роль империй серьезно пересматривается и с точки зрения положительных или отрицательных оценок, и, что более важно, в плане понимания их места в историческом процессе».
Академик РАН Валерий Тишков рассматривает особенности формирования нации в современном, неэтническом, понимании. Автор приходит к выводу, что такая нация существовала в Советском Союзе и быстро формируется в Российской Федерации. Профессор Европейского университета во Флоренции Майкл Китинг исследует, как глобализация воздействует на самоощущение государств в их исторических границах. А Ольга Тынянова отмечает, что российский федерализм, несмотря на укрепление последних лет, остается очень хрупкой конструкцией, основанной скорее на политической воле, чем на правовых механизмах.
Виталий Шлыков возвращается к теме модернизации Российской армии, о чем он писал на страницах нашего издания год назад. По мнению эксперта, ключевым вопросом является качество разведывательной информации, получаемой руководством Министерства обороны. Централизация и переподчинение военной разведки стали залогом успеха реформ, проведенных в 60-е годы прошлого века шефом Пентагона Робертом Макнамарой.
Тоби Гати обращает внимание на рост интереса российских властей к возобновляемой энергетике – ведь потенциал России в этой сфере огромен, а ископаемые энергоресурсы конечны. Анхель де ла Вега Наварро рассматривает проблему управления энергетическими рынками.
Наконец, Элиас Амор Браво пытается понять, принесет ли смена власти на Кубе настоящие реформы, или Рауль Кастро ограничится косметическими коррективами.
В следующем номере – реальна ли новая повестка дня в отношениях между Россией и Соединенными Штатами и Европейским союзом, о чем мечтает «мир без Запада» и что сулит России воплощение этих мечтаний, каковы экономические перспективы Китая, как складываются отношения между Пекином и Дели, а также другие темы.