В истории российско-французских отношений были и войны, и союзы, и даже братская привязанность. Наши отношения всегда были отмечены глубоким взаимным интересом, который не ослабевал благодаря искусству, литературе, общественной мысли двух стран. Близость и симпатия между Францией и Россией бросаются в глаза во время встреч глав наших государств. Мы не во всем согласны, но считаем друг друга великими державами. Мы объединены желанием развивать отношения, которые с 1989 г., со времени окончания холодной войны, вышли на новый уровень.
Визит в Москву французского президента 28 февраля этого года продемонстрировал искренность наших политических отношений. Переговоры глав двух государств, которые уже дважды встречались в прошлом, дали новый импульс сотрудничеству, поставив во главу угла инновационную политику и расширение инвестиций. Наши страны продолжают работу по укреплению безопасности и готовы взять на себя необходимые обязательства.
Впечатляет рост экономических и торговых связей между двумя странами. За 10 лет они увеличились в пять раз, достигнув в 2012 г. 20 млрд евро. Многочисленные инвестиционные проекты, которые Франция осуществляет в России, включая слияние «Рено» с АвтоВАЗом, показывают желание французского бизнеса наладить прочные деловые контакты с Россией. Речь идет главным образом о долгосрочных инвестиционных проектах с участием российских партнеров, которые будут касаться стратегических направлений экономики, таких как транспорт, фармацевтическая промышленность, ядерная энергия, энергоэффективность, АПК. Франция принимает участие в важнейших российских проектах в сфере модернизации, в числе которых инновационный центр Сколково, олимпийский комплекс в Сочи, подготовка к чемпионату мира по футболу в России в 2018 г., разработка концепции «Большой Москвы». Мы также участвуем в крупных совместных российско-европейских энергетических проектах – «Северный поток» и «Южный поток», в числе акционеров которых французские компании GDF-Suez и EDF. В области мирного атома Франция и Россия развивают тесное сотрудничество по всем аспектам – от фундаментальных исследований до вопросов безопасности. С другой стороны, имеют место российские инвестиции во Франции, хотя они пока еще достаточно скромные: в 2010 г. «Уралвагонзавод» купил французское сталелитейное предприятие Sambre et Meuse, в конце 2012 г. «Российские железные дороги» приобрели логистическую компанию GEFCO. Российский инвестор должен выделить средства на реализацию одного из самых амбициозных европейских проектов последнего десятилетия – реконструкцию парижского квартала Дефанс.
По-прежнему прочны культурные связи. В 2010 г., который был объявлен годом Франции в России и России во Франции, наши страны провели несколько сотен культурных мероприятий, посвященных современному искусству, на которых побывали около 5 млн человек. Большой успех имел т.н. сезон русской литературы во Франции и французской литературы в России. Он завершился проведением в Париже в ноябре 2012 г. выставки «Интеллигенция между Францией и Россией. Неизданные архивы XX века», торжественно открытой премьер-министрами Жан-Марком Эро и Дмитрием Медведевым. Недавно выставку привезли в Москву. Чтобы закрепить достигнутый успех, планируется провести год французского и российского кино и театра. Взаимоотношения Франции и России касаются не только наших двух стран. Стабильность наших отношений необходима для сохранения баланса сил в Европе и мире, для ответа на вызовы, которые бросает XXI век. Франция и Россия, постоянные члены Совета Безопасности ООН, являются одними из главных игроков на мировой сцене и несут особую ответственность за обеспечение стабильности и безопасности в глобальном масштабе.
Франция особенно активно участвует в разрешении кризисов, которые угрожают мирному развитию планеты. Мы действуем в рамках международных законов и в соответствии с идеей многостороннего подхода, которому глубоко привержены. По просьбе малийцев и после соответствующих резолюций СБ ООН мы приняли участие в делах Республики Мали, чтобы не позволить террористическим группировкам захватить страну, содействовать восстановлению ее целостности. Мы действовали в тесном контакте с местными организациями, вовлеченными в данный конфликт (ЭКОВАС, Африканский союз), и с нашими союзниками. Оказать помощь так быстро стало возможно благодаря поддержке партнеров по Совету Безопасности: мы признательны России за помощь и за ту позитивную роль, которую она сыграла в разрешении малийского кризиса.
Подчеркнем, что именно в ООН мы пытаемся выработать меры, которые положили бы конец кровавому конфликту в Сирии, хотя разногласия по этой животрепещущей теме пока не позволяют принять необходимые решения. Но, расходясь в выборе средств, цель, как мне кажется, мы преследуем общую: и Франция, и Россия хотели бы видеть Сирию мирной страной, свободной от всякого вмешательства извне, государством, где соблюдаются права всех слоев населения. Мы хотим этого потому, что в наших интересах положить конец кризису, который угрожает дестабилизировать ситуацию на всем Ближнем Востоке. С самого начала кризиса мы не прекращаем диалога и совместной работы, и я, со своей стороны, убежден, что согласие по деталям переходного процесса вполне достижимо.
Перспективой на будущее является развитие сотрудничества и многосторонних действий. Для всех держав, какой бы территорией они ни обладали, одностороннее поведение, изоляция – пройденный этап. Мы считаем Россию важным партнером Европейского союза. Москву отделяют от Парижа всего четыре часа на самолете; по своей истории и культуре россияне принадлежат к числу европейских народов; Россия и Евросоюз поддерживают тесные экономические контакты. Поэтому Франция способствует заключению нового соглашения о глобальном партнерстве между ЕС и Россией, которое позволило бы развивать наши контакты в тех областях, где нужен прорыв. Речь идет о свободном перемещении граждан наших стран (Франция выступает за отмену краткосрочных виз для россиян), инвестициях (вступление России в ВТО открывает новые перспективы, так же как и роль России в «Большой двадцатке»), энергетике и охране окружающей среды (взаимозависимость России и стран Евросоюза здесь очевидна), научных исследованиях и обменах. На базе этого обновленного партнерства Россия, Франция и Европейский союз смогут быстрее двигаться по пути прогресса и принимать участие в общемировых попытках укрепления мира и безопасности.
Надо признать, что этой цели будет добиться нелегко. Она потребует от обеих сторон не только взаимного доверия, но и конкретных доказательств готовности к сближению. Тут я имею в виду прежде всего многочисленные посягательства на фундаментальные права граждан, которые до сих пор еще совершаются и которым нужно положить конец. Принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., незыблемы. Франция – родина гражданских прав; заботу об их соблюдении и распространении в мире она рассматривает как приоритетное направление своей внешней политики. Еще одним партнером наших стран является НАТО. Новые опасности, угрожающие мировому порядку, определили характер миссий Североатлантического альянса и механизм его работы: участие в конфликтах низкой интенсивности с целью поддержания мира, борьба с транснациональным терроризмом, который ставит под угрозу сплоченность наших обществ, борьба с организованной преступностью, торговлей людьми, торговлей оружием и наркотрафиком. НАТО должна осуществлять миссии в союзе со своим важнейшим стратегическим партнером – Россией. Франция всегда содействовала диалогу между НАТО и Россией и активно в нем участвовала. Этот диалог по вопросам международной безопасности продолжается в рамках ОБСЕ. Его результатом становится рождение новых инициатив, таких, например, как Парижский пакт, направленный на борьбу с трафиком героина, поступающего из Центральной Азии.
Помимо этого нужно вместе пытаться приспособиться к новым реалиям в международных отношениях. Теперь уже недостаточно заниматься урегулированием конфликтов между государствами и вмешиваться в региональные кризисы; нужно решать те глобальные проблемы, которые угрожают нарушить равновесие между деятельностью человека и сохранением окружающей среды.
Прежде всего речь идет об экологии: эксплуатация, которой подвергаются ныне ресурсы нашей планеты, может закончиться катастрофой. Франция и Европа вынашивают амбициозные проекты, направленные на уменьшение выбросов парниковых газов в атмосферу и на сохранение биологических видов. Они выступают за активизацию усилий международного сообщества в этом вопросе, создание своеобразной экологической Организации Объединенных Наций. Мы хотим, чтобы другие страны присоединились к нам в этом начинании.
Мы убеждены, что необходимость защиты окружающей среды непосредственно связана с экономическим ростом и социальным прогрессом. Франция играет не последнюю роль в глобальном экономическом развитии: одна из крупнейших стран-доноров, она занимает четвертое место в мире по объему предоставления официальной помощи в целях развития (13 млрд евро в год). Развитие осуществляется также путем совершенствования мирового управления финансами: недавний кризис выявил серьезные недостатки в этой области. Прогресса следует добиваться в рамках «Большой двадцатки», которую в 2013 г. впервые возглавила Россия.
Мировое сообщество нередко высказывает противоречивые суждения по всем обозначенным темам. В мире, где одной из главных ценностей является культурное разнообразие, глобальные проблемы воспринимаются и трактуются неодинаково. С помощью диалога народов, наций и государств мы сможем добиться консенсуса, который определит характер завтрашнего мира.
Этого консенсуса Франция хочет добиваться вместе с Россией – нашим соседом, великой страной, чья культура известна и ценится у нас, страной, ответственно подходящей к решению глобальных задач. Мы помним, что в критические моменты Россия и Франция всегда действовали заодно. В следующем году мы отмечаем столетие с начала Первой мировой войны. Объединенные стремлением к миру, Россия и Франция должны продолжать свои усилия в этом направлении и в XXI веке, работать вместе, чтобы сделать наш мир более безопасным, справедливым и процветающим.