Канонада американских выборов отгремела, но пыль будет оседать ещё долго. Юридические компании высшей ценовой категории уж, конечно, не упустят возможности предложить свои услуги действующему президенту по оспариванию результатов. Получится или нет – бог весть, а оплата почасовая. В стане триумфаторов вот-вот начнётся самое захватывающее – делёж портфелей. Команда Байдена уже чуть ли не официально называется коалиционной – традиционный мейнстрим и новая левая волна. Так что там тоже только предстоит установить баланс.
Впрочем, сколь интригующими ни были бы политические страсти внутри США, наиболее важный вопрос для окружающего мира – как будет трансформироваться поведение этой страны на международной арене. И при анализе данного процесса можно отвлечься от персоналий.
Начался он довольно давно, первым этапом стал приход в Белый дом Барака Обамы. Под аккомпанемент рассуждений о безусловном американском лидерстве первый чернокожий президент стал аккуратно отходить от практики, утвердившейся после холодной войны. А основана она была на предположении, что правильное мировое устройство есть полное международное доминирование США и их присутствие везде в качестве руководящей и направляющей силы.
Сменивший Обаму Дональд Трамп скрытую форму перевёл в открытую и радикальную. Он отказался от большей части риторики предшествующего периода и начал провозглашать меркантилистские лозунги по любым темам. Это шокировало партнёров на международной арене и смутило аудиторию в самой Америке, хотя даже многие оппоненты Трампа признавали, что пришла пора перемен и дальше не получится как прежде. «Но не так же!» – хватались за голову те, кто привык к более церемонному поведению. В общем, стилистика 45-го президента вызывала серьёзное напряжение.
Основная дилемма никуда не делась. Как переосмыслить понятие американского лидерства (другое название – исключительность), которое является неотъемлемой частью политической идентичности США, сделав его совместимым с новым состоянием мира. А мир этот – всё более фрагментированный и не укладывающийся ни в какие универсалистские схемы.
Соответственно, основной задачей любой будущей администрации Белого дома будет следующая. Как примирить набор аксиом, а они в основном привязаны к периоду американского доминирования конца ХХ – начала XXI века, с тем ценностным и этическим плюрализмом, который утверждается сейчас в международных отношениях? Иными словами, навязывание каких-то рецептов решения мировых и региональных проблем становится ещё менее эффективным, а зачастую контрпродуктивным. Мировая общественность перестаёт их воспринимать. Между тем иного способа, кроме прямого американского патроната над международными процессами, Вашингтон после холодной войны, в общем, не практиковал. Что было объяснимо, поскольку Соединённые Штаты обладали уникальным преимуществом над остальными по совокупному силовому потенциалу. Однако теперь расстановка сил меняется.
Тема изменения климата становится всё более важной частью как политической, так и экономической повестки. Конкретные интересы игроков весьма различны, и чем большее количество этих интересов включено в дискуссию, тем вероятнее устойчивое сбалансированное решение. Другая сфера – проблемы стратегической стабильности. Прежняя модель исчерпана, требуется разработка новой, приспособленной к условиям полицентричного (в том числе и в ядерном смысле) мира. Понятно, что без США справиться невозможно.
А вот многочисленные региональные конфликты, разрешение которых считалось раньше важнейшей частью глобального управления, сейчас оказываются в совершенно ином положении. Как показывает самый свежий пример соглашения по Карабаху, региональные проблемы теперь решаются вне привычных институтов усилиями непосредственно вовлечённых и прямо заинтересованных стран. И это может оказаться серьёзной проблемой именно в отношении Соединённых Штатов. По мере возвращения новой администрации к более традиционной риторике, скорее всего, возрастёт её желание быть участником процесса урегулирования всех конфликтов. В новой реальности это едва ли принесёт пользу, а вот внести дезорганизацию и осложнить процесс может вполне.
Впрочем, как бы ни развивались события в ближайшие месяцы, сам тренд на быстрые изменения мировой обстановки, возникший давно, но катализированный пандемией, сохранится. Так что задача адаптации к новым условиям будет стоять перед всеми, в том числе и перед США. Попытка возрождения прежних подходов вполне возможна и даже вероятна. Но её неудача практически запрограммирована. Не говоря уже о том, что расколотая страна, достающаяся президенту-2021, вообще не благоприятствует тому, чтобы уделять слишком большое внимание международным проблемам, от властей будут ждать решения проблем внутренних. Это, надо признать, касается не только Америки.