Действия России, Турции и Ирана во многом формируют новый баланс сил на Южном Кавказе. Активность трёх держав, исторически присутствовавших в регионе, теоретически может способствовать его выводу из логики российско-западной конфронтации. Однако в настоящий момент взаимодействие трёх региональных игроков скорее является фактором эскалации, нежели деэскалации.
Россия, Турция и Иран являются ведущих игроками в сфере безопасности в регионе Южного Кавказа. Для России Южный Кавказ – один из самых взрывоопасных регионов, имеющий общую с ней границу и являющийся домом для нескольких этнических групп, связывающих себя исторически и культурно с РФ. Приоритетным направлением в российской внешней политике остаются сбалансированные и дружественные отношения со всеми странами региона: армяне и азербайджанцы – крупнейшие диаспоры в России, а в Грузии находится значительное количество российских экспатов, что открывает Москве и Тбилиси новые возможности в плане экономического сотрудничества. Кавказ предоставляет стратегически важный выход к Каспийскому морю, соединяющему Россию с Ираном и Персидским заливом. Особую значимость региону придаёт факт размещения военных объектов, представляющих собой важнейший форпост России для недопущения расширения влияния других акторов на южных границах и их дальнейшего проникновения в Центральную Азию.
В геополитическом измерении Анкары Азербайджан выступает ключевым энергетическим партнёром как с точки зрения поставок энергоресурсов в саму Турцию, так и в контексте превращения республики в крупнейший энергетический хаб Средиземноморья. Кроме того, Азербайджан является важным рынком сбыта турецкой продукции, в частности вооружений. Взяв на себя роль «витрины» турецкой военно-политической и экономической поддержки, Баку дал Турции шанс по расширению влияния и в регионе, и в тюркском мире в целом. Грузия обеспечивает связанность Азербайджана и Турции: до тех пор, пока не будет открыт Зангезурский коридор, Грузия будет оставаться центральным элементом турецкого стратегического планирования, соединяя Анкару с её партнёрами в Евразии.
Интересы Ирана на Южном Кавказе связаны с тремя аспектами: безопасность, энергоресурсы и выход из изоляции. Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, военно-политическое присутствие держав западного блока у иранских границ, в особенности США и Израиля, воспринимается Тегераном как угроза национальной безопасности. Во-вторых, Южный Кавказ критически важен для Ирана из-за выхода к Каспийскому морю и его ресурсам, а также евразийских транспортно-логистических коридоров, пролегающих через кавказский регион.
Соответственно, Южный Кавказ имеет стратегическое значение для всех трёх акторов: России, Турции и Ирана. Это важный источник энергоресурсов, рынок сбыта, а в широком смысле – важное транзитное пространство, закрепившись в котором, доминирующая держава сможет занять ключевую позицию в евразийских транспортно-логистических потоках. Военно-политическое присутствие России, Турции и Ирана на Южном Кавказе является сложным и динамичным – каждая страна стремится продвигать собственные интересы, обеспечить безопасность у своих границ, одновременно уравновешивая свои отношения с другими региональными державами.
Военно-политическое присутствие Ирана на Южном Кавказе: вызовы и возможности для России
Взаимодействие в военно-политической сфере Иран сегодня поддерживает лишь с Арменией и Азербайджаном. С Арменией Иран ведёт активное межведомственное сотрудничество. Несмотря на культурно-конфессиональные различия, ИРИ рассматривает Армению как надёжного партнёра. В 2016 и 2022 гг. военно-политические отношения Еревана и Тегерана начали обретать институциональное оформление в виде меморандумов о взаимопонимании[1] и сотрудничестве в сфере разминирования[2]. Стороны также принимают участие в многосторонних учениях (например, «Кавказ-2020»).
В случае Азербайджана интенсивность военно-политического взаимодействия слабее, однако стороны поддерживают контакты и периодически проводят учения в Каспийском море[3]. Сотрудничество в области поддержания безопасности в бассейне Каспийского моря выстроено на основе ряда соглашений, под которыми подписались в том числе Казахстан, Россия и Туркмения: Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря от 2006 г.[4], Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 2010 г.[5], Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 2018 года[6]. Важная роль в двусторонних отношениях Ирана и Азербайджана отводится реализации масштабных евразийских проектных инициатив, куда входят транзит природного газа из Туркмении в Азербайджан через территорию Исламской Республики, международный транспортный коридор «Север – Юг» и другие.
Иран занимает нейтральную позицию в армяно-азербайджанском конфликте, однако выражает озабоченность из-за тесных связей Баку с Израилем и Турцией. После Второй карабахской войны отношение Тегерана к Баку стало более настороженным, поскольку победа Азербайджана ознаменовала собой рост присутствия и влияния в регионе держав, имеющих враждебные намерения по отношению к ИРИ. Учитывая, что член НАТО Турция является для Ирана региональным соперником, а Израиль – прямым противником, то наличие у Баку тесных контактов с ними так или иначе оставляет негативный отпечаток на ирано-азербайджанских отношениях. Помимо прочего, в контексте армяно-азербайджанского противостояния у Ирана имеется стратегически важный для его безопасности вопрос – это незыблемость армяно-иранской границы. Камнем преткновения стало то, что победивший тандем Азербайджана и Турции заявил о намерении открыть вдоль армяно-иранской границы Зангезурский коридор, что может привести к закрытию прямого сообщения с Арменией, а также позволить Баку соединиться с его эксклавом Нахичеванью, а далее с Турцией, формируя «тюркский пояс» на Южном Кавказе. В данном случае Иран выступает ситуативным союзником России, особенно в свете того, что Москва и Тегеран продвигает конкурирующий транспортно-логистический проект: МТК «Север – Юг». Важно отметить, что Россия не против открытия Зангезурского коридора, однако на условиях соглашения 9 ноября, предоставляющего контроль над транспортными коридорами ФСБ России.
В целом Иран на Южном Кавказе можно охарактеризовать как «ожидающую державу», способную перенять военно-политические ниши, занятые другими государствами. Так, в силу ограниченности российских ресурсов в свете специальной военной операции на Украине, а также потребности Армении в дополнительных ресурсах для модернизации военной техники и совершенствования армии растущий престиж иранского оружия (в частности, БПЛА, ОТРК) позволяет Тегерану в перспективе выйти на региональный рынок вооружений. Однако на сегодняшний день Тегеран в своей внешней политике придерживается сохранения паритета между сторонами нагорно-карабахского конфликта и воздерживается от поставок вооружений как Армении, так и Азербайджану.
Военно-политическое присутствие России на Южном Кавказе
Институциональное сотрудничество в военно-политической сфере между Россией и странами Южного Кавказа, за исключением Грузии, носит обширный и глубокий характер. Первой южно-кавказской страной, с кем Россия установила контакты в области безопасности и обороны, является Армения. Так, согласно договору «О статусе Пограничных войск РФ в Армении и условиях их функционирования», Ереван делегировал вопросы охраны государственной границы с Турцией и Ираном в пределах своей территории Пограничным войскам РФ[7]. Более того, договорная база двух стран намного шире, чем у России с Азербайджаном. Но после Второй карабахской войны число подписанных соглашений и договоров между Азербайджаном и Россией в области военно-политического сотрудничества резко возросло: два стратегических документа были заключены в первой половине 2022 г. (Декларация о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией[8] и Соглашение о сотрудничестве между службами внешней разведки двух стран[9]), что свидетельствует об углублении взаимодействия. В случае Абхазии и Южной Осетии видна тенденция на максимальную интеграцию сектора безопасности республик в российские структуры. Заключение соглашений с частично признанными республиками в области военного сотрудничества носит поэтапный и прогрессирующий характер и является гарантией их безопасности.
Большинство договоров, подписанных с Арменией, Абхазией и Южной Осетией, содержат в себе пункты по обеспечению охраны границ, дислокации российских военных баз, оказанию помощи в случае нападения на одну из сторон и проведению военно-технического сотрудничества, тогда как с азербайджанской стороной основное взаимодействие проходит по линии ВТС, а с недавнего времени налажено взаимодействие между службами внешней разведки России и Азербайджана. Абсолютно новой практикой в современной внешней политике России на Южном Кавказе стало заключение меморандумов в области биологической безопасности, к примеру, такой был подписан в 2021 г. с Арменией[10].
Россия обладает сетью военных баз, позволяющих оперативно реагировать на вызовы на южных границах. За последнее десятилетие эти объекты прошли процесс модернизации и усиления, особенно базы в Армении и Абхазии. Абсолютно все военные объекты Россия арендует бесплатно; материально-техническое обеспечение баз во многом возложено на принимающую сторону[11]. Лидером по российскому военному присутствию является Армения, на территории которой расположена 102-я база, оснащённая модернизированным оружием и насчитывающая от 3,5[12] до 5 тысяч военнослужащих[13]. Авиационная компонента 102-й базы расположена на военном аэродроме Эребуни под Ереваном. Аэропорт эксплуатируется ВВС Армении и ВКС России и является домом для российской 3624-й авиабазы. После Второй карабахской войны ВС РФ значительно увеличили и расширили своё присутствие в республике, заняв новые позиции в Сюникской области. Если же рассматривать Нагорный Карабах, как того требует международное право, а именно частью Азербайджана, то можно утверждать, что на территории и этой южно-кавказской республики присутствуют российские войска, представленные в виде миротворческого контингента численностью 1960 человек[14]. Всего за два года пребывания в Нагорном Карабахе России удалось возвести под Степанакертом полноценный военный городок и укрепить блокпосты траншеями и бетонными блоками. У ВС РФ также имеются свои стратегические объекты в Абхазии и Южной Осетии. Так, в Абхазии сегодня расположена 7-я военная база, включающая в себя 17 военных объектов вместе с аэродромом и портом на берегу Черного моря, а в Южной Осетии дислоцирована 4-я гвардейская военная база, насчитывающая семь военных объектов. На каждую из упомянутых баз приходится около 4 тысяч военнослужащих.
Южный Кавказ остаётся регионом, где конфликты решаются оружием советского или российского производства. Лишь Грузия смогла отказаться от российских поставок, закупая вооружения и ЗИПы у других постсоветских стран и бывших стран соцблока. Крупным покупателем российского оружия является Азербайджан, которому были поставлены современные системы тяжёлых вооружений: танки Т-90С, БМП-3, РСЗО «Смерч», ТОС-1А «Солнцепек» и другие. В 2011–2014 гг. Баку закупил у России 24 транспортно-боевых вертолёта Ми-35М и 71 многоцелевой вертолёт Ми-17-1В[15]. К 2018 г. Азербайджан приобрёл у России продукции военного назначения на сумму более 5 млрд долларов США, что является важной составляющей модернизации вооружённых сил республики[16]. Однако ближе к 2020 г. поставки из России в Азербайджан стали снижаться в связи с политикой диверсификации, проводимой Баку; российские позиции потеснили Израиль и Турция. Если в 2011–2020 гг. Россия поставляла в Азербайджан 60 процентов всего импортируемого южно-кавказской республикой вооружения[17], то в 2015–2019 гг. её доля составила 31 процент, а Израиля – 60 процентов[18].
Однако Россия остаётся основным поставщиком оружия в Армению: с 2011 по 2020 гг. на РФ приходилось 94 процента всего импортируемого республикой вооружения, осуществляя поставки либо в кредит под маленький процент, либо по внутрироссийским ценам[19]. За указанный период поставки в Армению включали в себя бронетранспортеры, системы ПВО, РСЗО и танки[20]. В 2016 г. Армения приобрела четыре ОТРК «Искандер» и 25 ракет к ним[21]. С 2018 г. Армения стала закупать более современное вооружение – ЗРК «Тор-М2КМ»[22] и многофункциональные истребители Су-30СМ[23]. Наконец, абхазская и южноосетинская армии, интегрированные в российское военное планирование, полностью зависят от финансовой и военной помощи со стороны России, что делает Москву главным и единственным стратегическим союзником республик.
Широко распространены кадровые связи России с государствами региона. Москва проводит активную политику по вовлечению военнослужащих из стран Южного Кавказа в российские военные учебные заведения, организовывает совместные учения, отработку тактических действий и так далее. Если с Абхазией и Южной Осетией мероприятия подобного рода стали проводиться не так давно, то с Азербайджаном и Арменией имеется большой опыт взаимодействия, а сами учения носят регулярный характер. Известно, что в 2018 г. подготовку в России проходило 132 азербайджанских военнослужащих, в 2019 г. к ним присоединилось ещё 74[24]. Однако лидером остаётся Армения, откуда в 2018 г. на переобучение и получение военного образования прибыло 215 офицеров и курсантов[25]. Данное направление является важной составляющей военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, поскольку таким образом из них формируют будущую военную элиту. Всё это развивается в комплексе с совместными военными учениями, ежегодно проходящими как на территории РФ, так и на территориях южно-кавказских республик. Более того, все страны Южного Кавказа, за исключением Грузии, ежегодно соревнуются в Армейских международных играх, что служит своего рода объединяющим фактором.
Таким образом, российское военно-политическое присутствие на Южном Кавказе весьма обширно и развито. Единственная страна, с которой Россия не имеет каких-либо отношений в военно-политической сфере – Грузия. Хотя Азербайджан поддерживает широкие связи со странами НАТО, в особенности с Турцией, он является покупателем российских вооружений и сохраняет по отношению к России «дружественный нейтралитет». Несмотря на похолодание в отношениях, Армения остаётся стратегическим союзником России и сильно зависит от Москвы в военно-технической сфере. Абхазия и Южная Осетия де-факто – продолжение официального военного присутствия России в регионе.
В целом Россия вовлечена в конфликты на Южном Кавказе больше остальных акторов; по сути, она является их стороной. В настоящее время Россия – гарант сохранения послевоенного статуса-кво в Карабахе. Подобная роль позволяет РФ оказывать влияние на обе стороны конфликта, однако ставит перед ней крайне непростую задачу сохранения баланса сил, который активно пытаются нарушить другие страны, в особенности Турция.
Помимо прочего, проходят проверку на прочность структуры, во главе которых де-факто стоит Россия, в частности ОДКБ.
Военно-политическое присутствие Турции на Южном Кавказе: тактическая или стратегическая угроза?
Военно-политическое присутствие Турции в регионе гетерогенно. С Баку Анкара, начиная с 1990-х гг., выстраивала глубокие, стратегические отношения, окончательно оформившиеся в последнем десятилетии в военный альянс. Первые договоры между Турецкой и Азербайджанской республиками были заключены в 1992 г. и касались подготовки азербайджанских офицеров турецкими военными[26]. Следующий пакет договорённостей был заключён в 1996 и 1997 гг., когда стороны договорились о сотрудничестве на уровне генеральных штабов[27] и приняли совместную декларацию об углублении стратегического сотрудничества соответственно[28].
Договорная база существенно расширилась в 2000-е гг., когда было подписано несколько протоколов: о сотрудничестве в области военной топографии, о создании военно-учебного центра в Баку, о совместных военных закупках и о военно-промышленном сотрудничестве. В 2010 г. Турция и Азербайджан подписали соглашение о стратегическом партнёрстве и взаимопомощи, окончательно оформившее военный союз двух стран и открывшее новый этап в их взаимодействии[29]. Именно в этом десятилетии институциональные рамки турецко-азербайджанского сотрудничества наполнились военно-политическим содержанием в виде интенсифицировавшихся военных поставок и программ обучения. Тогда же заработал и координационный орган турецко-азербайджанского сотрудничества – Высший совет стратегического сотрудничества[30].
По своему содержанию турецко-азербайджанские отношения являются уникальными по сравнению с взаимодействием других крупных держав с южно-кавказскими государствами. Это две страны, объединённые языком, культурой и историей. Во многом с помощью Турции Азербайджан смог создать современную, профессиональную армию, которая одержала победу в 44-дневной войне. Так, успех турецко-азербайджанского сотрудничества в ходе Второй карабахской войны вылился в подписание Шушинской декларации, призванной ознаменовать новый этап стратегического альянса Баку и Анкары[31]. Кроме того, подписание декларации де-юре открывает возможность создания турецкой военной базы в Азербайджане.
Военно-политическое сотрудничество Турции и Грузии не является широкомасштабным, по типу турецко-азербайджанского, однако сконцентрировано в ряде ключевых областей (охрана инфраструктурных объектов, кадровая подготовка и совместные учения). Особенностью грузино-турецкого взаимодействия является то, что с Грузией Анкара предпочла выстраивать отношения в гибком формате с подключением Азербайджана. Создание подобного треугольника обусловлено позицией Грузии в геополитическом воображении Турции, отводящей ей роль пространства, выводящего Анкару к ресурсам Каспия, а в широком смысле – к евразийскому «Новому Шёлковому пути».
В 2002 г. в Трабзоне было подписано соглашение между Турцией, Азербайджаном и Грузией; стороны обязывались сотрудничать в сфере безопасности инфраструктурных сооружений[32]. Новый толчок турецко-грузинским отношениям в сфере безопасности придало подписание в 2012 г. Трабзонской декларации[33]. В документе подчеркнуто желание расширять сотрудничество в политической и оборонной областях. Кроме того, в 2013 г. на Батумском саммите был принят Трёхсторонний план действий на 2013–2015 годы[34]. На трёхстороннем саммите в Габале в 2016 г. стороны договорились о проведении совместных учений[35]. Наконец, в 2018 г. на очередном трёхстороннем саммите министров обороны был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности[36]. В целом трёхсторонний формат можно признать успешным внешнеполитическим инструментом Анкары, ярко иллюстрирующим факт транзитного характера Грузии. В то же время нельзя назвать Турцию значимым игроком в сфере безопасности на грузинском направлении. Не является Анкара и проводником интересов НАТО в отношении Тбилиси.
Ключевым и наиболее эффективным элементом военно-политического присутствия Турции на Южном Кавказе являются программы военной подготовки и совместные учения. Турецкие военные академии, выпустившие тысячи азербайджанских военнослужащих, сформировали облик современной армии Азербайджана, привели к доктринальным изменениям в Вооружённых силах республики и создали феномен тюркского «военного братства». По состоянию на 2019 г. через турецкие военные академии прошло более 7 тысяч азербайджанских военных[37]. Каждый год в Турции обучается более двухсот азербайджанских офицеров в рамках зонтичной структуры турецкого Национального университета обороны. В 2022 г. Азербайджан и вовсе заявил о реорганизации системы военного образования на турецкий манер, объявив о создании собственного Национального университета обороны[38]. Помимо прочего, принципы управления войсками и тактика общевойскового боя ВС Азербайджана приближены к стандартам НАТО в их турецком прочтении.
Однако не менее значимым элементом стратегического партнерства Анкары и Баку являются военные учения, которые последние десять лет носят системный характер. Так, в 2018 г. прошло семь совместных учений, а в 2019 г. – тринадцать. Основной задачей таких учений является повышение оперативного взаимодействия между ВС Турции и Азербайджана. Проведение регулярных учений продолжилось и после 44-дневной войны: в октябре 2021 г. в Нахичевани; в сентябре 2022 г. – учения ВВС “TurAz Qartali” («Турецко-азербайджанский орёл»)[39].
С Грузией Турция работает преимущественно в сфере подготовки элитных подразделений сил специальных операций, а также стремится расширить пространство взаимодействия с грузинскими ВС, в основном опирающимися на западные программы обучения. Первые совместные учения с названием «Кавказский орёл» стартовали в 2017 году[40]. В учениях были задействованы силы специальных операций Азербайджана, Грузии и Турции. Подобные учения также прошли в 2019 и 2021 годах. Кроме того, Баку, Тбилиси и Анкара с 2021 г. проводят ежегодные общевойсковые учения “Eternity”[41]. В 2016 г. на саммите в Габале стороны договорились о создании специальных курсов для ССО в Грузии, на базе Сачхерской школы горной подготовки[42]. В целом трёхсторонние учения имеют ярко выраженный специализированный характер (ССО).
Поставки турецкого оружия в Азербайджан, хоть и кратно уступают российским, получили широкую медийную раскрутку в ходе Второй карабахской войны, особенно – турецкие ударные беспилотники. В настоящее время Турция предоставляет ограниченный спектр вооружений: лёгкие бронемашины, РСЗО, БПЛА, стрелковое оружие, приборы связи, наведения и ночного видения. Примечательно, что первой сферой турецко-азербайджанского военно-технического сотрудничества стало лёгкое и стрелковое оружие, системы наведения и связи. В 2000 г. Турция передала ВМС Азербайджана сторожевой катер AB-34 типа AB-25[43], а в 2013–2014 гг. Азербайджан приобрёл 200 снайперских винтовок “Bora” 12 калибра[44]. Помимо этого, Анкара поставляла Баку колёсные бронемашины типа «Кобра», произведённые компанией “Otokar”[45]. По состоянию на начало 2022 г. в ВС Азербайджана таких ББМ насчитывалось 35 единиц[46].
Важным приобретением для азербайджанской армии стали РСЗО турецкого производства. Баку приобрёл 30 РСЗО Т-107, 40 РСЗО Т-122 “Sakarya” и 21 РСЗО Т-300 “Kasirga”[47]. Однако наиболее медийным элементом военно-технического сотрудничества стали поставки турецких беспилотников “Bayraktar TB2” и барражирующих боеприпасов STM “Kargu-2”[48]. Совместно с другими беспилотниками преимущественно израильского производства турецкие БПЛА сыграли значительную роль в обеспечении огневого подавления армянских позиций и уничтожении ПВО Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. После войны Баку принял решение расширять сотрудничество в сфере БПЛА с Анкарой: ведутся переговоры об открытии совместного производства беспилотников в Азербайджане, в том числе новых тяжелых ударных БПЛА “Akinci”[49].
Что касается Грузии, Турция не является значимым поставщиком оружия для этой южно-кавказской республики. В 2001 г. Анкара передала Тбилиси два вертолёта Bell UH-1H Utility Helicopter[50]. В период 2008–2009 гг. Тбилиси закупил 76 БТР “Nurol Ejder”, 100 бронемашин “Otokar Cobra”, два патрульных корабля типа MRTP 33 Class Patrol Boat и один MRTP 21 Class Patrol Boat[51]. С 2020 г. Турция начала регулярные безвозмездные поставки нелетальных вооружений грузинской армии. В 2020 г. было передано 12 бронированных экскаваторов и четыре грузовика; в 2021 г. – дальномеры и инженерное оборудование[52]. Сегодня турецкая военная помощь Грузии больше носит символический характер.
Таким образом, Турция имеет свою роль и вес в региональных делах; она выступает важным партнёром для Азербайджана и Грузии и предлагает южно-кавказским республикам альтернативу России, США и другим странам Запада в занятых ими областях военно-технического сотрудничества. Это и является конкурентным преимуществом Турции, позволяющим Анкаре играть существенную роль на Южном Кавказе в свете конфронтации между Россией и Западом. Но, несмотря на то, что Шушинская декларация имплицитно предполагает возможность создания турецких военных баз на территории Азербайджана, как таковых военных объектов у Анкары на Южном Кавказе пока нет. Тем не менее Турция регулярно размещает свои силы на территории Азербайджана в ходе совместных учений, что свидетельствует о запуске процесса освоения азербайджанской территории Анкарой.
В целом турецкая политика в сфере безопасности на Южном Кавказе разнопланова. В то время как с Баку Анкара выстроила полноценный стратегический союз, с Тбилиси Турецкая Республика взаимодействует в более гибком и специализированном формате, привязывая сотрудничество с Грузией к своим отношениям с Азербайджаном и общим интересам в регионе.
Турецкое сотрудничество с Грузией само по себе значительной угрозы не представляет, однако втягивание Тбилиси в ведомые Анкарой трёхсторонние форматы является вызовом: конвергенция позиций Тбилиси и Баку в сфере безопасности невыгодна Москве.
Заключение
Три региональных игрока – Россия, Иран и Турция – стремятся выстроить три различных модели присутствия в регионе для реализации собственных интересов. Россия как преемница СССР и Российской империи имеет наиболее многообразное и глубокое присутствие. Однако Москва вовлечена во все текущие конфликты на Южном Кавказе, что вместе с проникновением других игроков сильно ограничивает пространство для манёвра. Обязательства Москвы в отношении союзников – Абхазии, Южной Осетии и Армении – устанавливают предел сближения с Азербайджаном и Грузией. В то же время миротворческая роль России зачастую неверно трактуется в Ереване, что осложняет российско-армянские отношения. Тем не менее среди региональных игроков нет государств, способных полностью заместить Москву в сфере поставок оружия и в целом как актора, способного проецировать силу.
Иран пользуется сложившейся после 2020 г. обстановкой в регионе для укрепления собственных позиций, выстраивая в первую очередь отношения с Арменией. Еревану Тегеран может предложить оружие в условиях, когда возможности российских поставок ограничены из-за спецоперации. Однако интересы Ирана заключаются в недопущении усиления как турецкого (тюркского) влияния, так и западного (американо-израильского). Иран заявил о готовности военным путём противодействовать силовому открытию Зангезурского коридора. Ещё большую озабоченность у Тегерана вызывает военно-техническое сотрудничество Азербайджана и Израиля. Текущая ситуация даёт ИРИ возможность занять более проактивную позицию, пользуясь ограниченностью манёвра Москвы и однозначной позицией Анкары. В перспективе усиление иранского влияния бьёт по российским интересам, однако в краткосрочной перспективе в сфере безопасности РФ и Иран являются ситуативными партнёрами.
Турция проводит крайне активную политику на Южном Кавказе, пытаясь получить максимальные дивиденды от победы Азербайджана в 44-дневной войне. Анкара продолжает развивать военно-техническое сотрудничество с Баку, стремится вовлечь Тбилиси в многосторонние форматы. Вместе с тем однозначная позиция Турции по карабахскому кризису и вопросу Зангезурского коридора не позволяет ей выступить в качестве миротворца и гаранта региональной стабильности. В целом в текущих реалиях Анкара близка к достижению предела своего влияния в регионе. Тем не менее в долгосрочной перспективе продолжающееся проникновение турецкого влияния в Азербайджан представляет собой угрозу интересам РФ, поскольку речь идёт о медленном поглощении азербайджанского суверенитета.
Действия трёх региональных игроков во многом формируют новый баланс сил на Южном Кавказе. Активность трёх держав, исторически присутствовавших в регионе, теоретически может способствовать его выводу из логики российско-западной конфронтации. Однако в настоящий момент взаимодействие России, Турции и Ирана скорее является фактором эскалации, нежели деэскалации. Это связано с тем, что Южный Кавказ более интересен государствам региональной тройки в качестве транзитного пространства, обеспечивающего связность с Азией, Ближним Востоком и Причерноморьем. Эти соображения лежат в основе формируемого на Южном Кавказе нового баланса сил.
Авторы:
Екатерина Энтина, д.полит.н., профессор НИУ ВШЭ, Руководитель Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН.
Сабина Давранова, аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ.
Тигран Мелоян, аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ.
Александр Наджаров, аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ.
[1] ՀՀ ՊՆ պատվիրակության այցը Իրան [Визит делегации Министерства обороны Армении в Иран] // ՀՀ ՊԱՇՏՊԱՆՈՒԹՅԱՆ ՆԱԽԱՐԱՐՈՒԹՅՈՒՆ [Министерство обороны Армении]. 18.06.2016. URL: https://mil.am/hy/news/4152 (дата обращения: 12.12.2022).
[2] Iran, Armenia Sign Demining MoU // Tasnim News Agency. 19.09.2022. URL: https://www.tasnimnews.com/en/news/2022/09/19/2776333/iran-armenia-sign-demining-mou (дата обращения: 12.12.2022).
[3] ВМС Ирана и Азербайджана проводят совместные военные учения // Regnum. 17.10.2016. URL: https://regnum.ru/news/polit/2193564.html (дата обращения: 12.12.2022).
[4] Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (вступила в силу для Российской Федерации 12 августа 2006 г.) // АО «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/420383107 (дата обращения: 12.12.2022).
[5] Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море // Президент России. 18.11.2010. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/785 (дата обращения: 12.12.2022).
[6] Конвенция о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 г. // Президент России. 12.08.2018. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5328 (дата обращения: 12.12.2022).
[7] Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования // Правовой департамент МИД России. 30.09.1992. URL: https://uic.am/wp-content/uploads/2015/01/paym-sahmanapah-1992-rus.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
[8] Декларация о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой от 22 февраля 2022 г. // Президент России. 22.02.2022. URL: http://kremlin.ru/supplement/5777 (дата обращения: 05.08.2022).
[9] Службы внешней разведки Азербайджана и России подписали соглашение о сотрудничестве // ТАСС. 19.07.2022. URL: https://clck.ru/32KkBn (дата обращения: 05.08.2022).
[10] Армения и Россия подписали меморандум о биологической безопасности // Sputnik Армения. 06.05.2021. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20210506/Armeniya-i-Rossiya-podpisali-memorandum-o-biologicheskoy-bezopasnosti-27441291.html (дата обращения: 03.09.2022).
[11] О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о финансовом обеспечении российской военной базы на территории Республики Армения // Законодательство России. 17.07.1996. URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=3&nd=102042417 (дата обращения: 11.09.2023).
[12] The Military Balance 2022. International Institute for Strategic Studies. L.: Routledge, 2022. P. 182.
[13] Medvedev Secures Long-Term Foothold in Armenia // The Moscow Times. 08.22.2010. URL: https://www.themoscowtimes.com/2010/08/22/medvedev-secures-long-term-foothold-in-armenia-a796 (дата обращения: 05.08.2022).
[14] Стало известно, чем вооружены российские миротворцы в Нагорном Карабахе // Московский Комсомолец. 10.11.2020. URL: https://www.mk.ru/politics/2020/11/10/stalo-izvestno-chem-vooruzheny-rossiyskie-mirotvorcy-v-nagornom-karabakhe.html (дата обращения: 05.08.2022).
[15] Новичков Н., Федюшко Д. От «Иглы» до авианосца – часть IV // Военно-промышленный курьер. 27.10.2015. URL: https://vpk-news.ru/articles/28050 (дата обращения: 05.08.2022).
[16] Азербайджан купил у России оружия на пять миллиардов долларов, заявил Алиев // РИА Новости. 01.09.2018. URL: https://ria.ru/20180901/1527658900.html (дата обращения: 05.08.2022).
[17] Smith J., Wezeman P.D., Kuimova A. Arms Transfers to Conflict Zones: The Case of Nagorno-Karabakh // SIPRI. 30.04.2021. URL: https://www.sipri.org/commentary/topical-backgrounder/2021/arms-transfers-conflict-zones-case-nagorno-karabakh (дата обращения: 05.08.2022).
[18] Trends in International Arms Transfers, 2019 // SIPRI. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2020-03/fs_2003_at_2019.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
[19] Smith J., Wezeman P.D., Kuimova A. Op. cit.
[20] Ibid.
[21] Nazaretyan H. Arms Supplies to Armenia and Azerbaijan // EVN Report. 17.02.2021. URL: https://evnreport.com/spotlight-karabakh/arms-supplies-to-armenia-and-azerbaijan/ (дата обращения: 05.08.2022).
[22] Армения приобрела российские ЗРК «Тор-М2КМ» // ТАСС. 21.12.2019. URL: https://clck.ru/32KmFb (дата обращения: 03.09.2022).
[23] Пашинян признал покупку у России Су-30СМ без ракет // РБК. 21.03.2021. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/03/2021/6056f0509a794781c3b24cc9 (дата обращения: 03.09.2022).
[24] Более 70 военных Азербайджана начнут обучение в военных вузах России в 2019 году // ТАСС. 14.08.2019. URL: https://clck.ru/32Kkc9 (дата обращения: 05.08.2022).
[25] Более 200 военнослужащих Армении планируется принять в российские военные вузы в этом учебном году // Министерство обороны РФ. 02.08.2018. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12189079@egNews (дата обращения: 05.08.2022).
[26] Амуева У., Рехимов Р. «Одна нация, два государства»: 30 лет назад Турция и Азербайджан восстановили дипотношения // Anadolu Agency. 14.01.2022. URL: https://goo.su/oGbv (дата обращения: 28.09.2022).
[27] Öztarsu M.F. Military Relations of Turkey and Azerbaijan // Strategic Outlook. 2011. Vol. 1. No. 2. C. 70–85.
[28] Ibid.
[29] Azerbaijan, Turkey Sign Document on Strategic Partnership and Mutual Support // Azertac. 16.08.2010. URL: https://azertag.az/en/xeber/AZERBAIJAN_TURKEY_SIGN_DOCUMENT_ON_STRATEGIC_PARTNERSHIP_AND_MUTUAL_SUPPORT-594895 (дата обращения: 28.09.2022).
[30] Алекперова Дж. Создан Высший совет стратегического сотрудничества // Эхо. 16.09.2010. URL: http://anl.az/down/meqale/exo/2010/sentyabr/133361.htm (дата обращения: 28.09.2022).
[31] Опубликован полный текст Шушинской декларации, подписанной между Азербайджаном и Турцией // Trend News Agency. 16.06.2021. URL: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3440708.html (дата обращения: 28.09.2022).
[32] Важный этап в сотрудничестве между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Визит президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева в Трабзон // Azertac. 01.05.2002. URL: https://goo.su/dxPdUSU (дата обращения: 28.09.2022).
[33] Епифанцев А. Трабзонское будущее Кавказа // Ноев Ковчег. URL: https://noev-kovcheg.ru/mag/2012-14/3374.html (дата обращения: 28.09.2022).
[34] Двали Г. Азербайджан, Грузия и Турция встали на общий путь сообщения // Коммерсантъ. 29.03.2013. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2156905 (дата обращения: 28.09.2022).
[35] Турция, Грузия и Азербайджан договорились о проведении совместных военных учений // EADaily. 15.05.2016. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/05/15/turciya-gruziya-i-azerbaydzhan-dogovorilis-o-provedenii-sovmestnyh-voennyh-ucheniy (дата обращения: 28.09.2022).
[36] Азербайджан, Турция и Грузия подписали меморандум о взаимопонимании в сфере обороны // Министерство обороны Азербайджанской Республики. 31.03.2018. URL: https://mod.gov.az/ru/news/azerbajdzhan-turciya-i-gruziya-podpisali-memorandum-o-vzaimoponimanii-v-sfere-oborony-22160.html (дата обращения: 28.09.2022).
[37] Bağırova G. Azərbaycan-Türkiyə hərbi əməkdaşlığının inkişaf dinamikası // Geostrategiya. 25.11.2019. URL: https://geostrategiya.az/news.php?id=12 (дата обращения: 28.09.2022).
[38] Турция создает в Азербайджане военный университет по стандартам НАТО // Radar Armenia. 20.05.2022. URL: https://radar.am/ru/news/world-2506087728/ (дата обращения: 28.09.2022).
[39] «TurAz Qartalı – 2022» təlimi başa çatıb // TRT Azerbaycan. 10.09.2022. URL: https://www.trt.net.tr/azerbaycan/turk-dunyasi/2022/09/10/turaz-qartali-2022-t-limi-basa-catib-1878186 (дата обращения: 28.09.2022).
[40] Чхеидзе И. Учения «Кавказский орел – 2017»: какие угрозы региону таит полет «орла» // EADaily. 19.06.2017. URL: https://eadaily.com/ru/news/2017/06/19/ucheniya-kavkazskiy-orel-2017-kakie-ugrozy-regionu-tait-polet-orla (дата обращения: 28.09.2022).
[41] Экберова Э. В Грузии стартовали учения «Eternity – 2021» // Anadolu Agency. 04.10.2021. URL: https://goo.su/G9WG (дата обращения: 28.09.2022).
[42] Basic Mountain Training Summer Course // Ministry of Defence of Georgia. 02.05.2015. URL: https://mod.gov.ge/en/news/read/2961/basic-mountain-training-summer-cours (дата обращения: 28.09.2022).
[43] Макиенко К.В. В ожидании бури: Южный Кавказ. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2018. С. 33.
[44] Макиенко К.В. Указ. соч. С. 181.
[45] Bağırova G. Azərbaycan-Türkiyə hərbi əməkdaşlığının inkişaf dinamikası // Geostrategiya. 25.11.2019. URL: https://geostrategiya.az/news.php?id=12 (дата обращения: 28.09.2022).
[46] The Military Balance 2022: The Annual Assessment of Global Military Capabilities and Defence Economics. The International Institute for Strategic Studies. L.: Routledge, 2022. 504 p.
[47] Макиенко К.В. Указ. соч. С. 20.
[48] Мураховский В. Небо Карабаха // Арсенал Отечества. Информационно-аналитический журнал. 18.01.2021. URL: https://arsenal-otechestva.ru/article/1385-nebo-karabakha (дата обращения: 28.09.2022).
[49] Ведутся переговоры о совместном с Азербайджаном производстве БПЛА “Akıncı” // Armiya.az. 26.05.2022. URL: https://armiya.az/ru/news/188173 (дата обращения: 28.09.2022).
[50] SIPRI Arms Transfers Database // SIPRI. 2023. URL: https://www.sipri.org/databases/armstransfers (дата обращения: 28.09.2022).
[51] Ibid.
[52] Ibid.