Мы живём в эпоху, когда факты больше не определяют общую для всех реальность. Вместо этого нас окружает множество разных реальностей. Это напоминает период «Бури и натиска», который наступил в Германии после рационализма Просвещения. Основу ему положили Гёте и Шиллер, и его отличительной чертой было преобладание сильных эмоций, субъективного опыта и индивидуального гения над разумом и порядком. Внутренним реалиям больше не было нужды приспосабливаться к внешним нормам или фактам. И эти внутренние реалии стали всеохватными и чрезвычайно многообразными.
Сегодня такое положение вещей касается не только того, как устроены социальные медиа, оно распространяется и на геополитические процессы. Образ событий в Газе или на Украине в очень большой степени зависит от того, кого мы слушаем. Сюжеты, которые нам рассказывают политики или средства массовой информации, в основном сфокусированы на поиске виновного, который, соответственно, и должен изменить своё поведение. Практически с любой стороны конфликтов отсутствуют признания собственных промахов и ошибок, зато имеется ни в чём не совпадающее изложение того, что, собственно, происходит.
Если Биньямин Нетаньяху и Майк Хаккаби, посол США в Израиле, считают, что в Газе нет голода, они не будут ломать себе голову, что с этим делать, даже если большое количество свидетельств разного рода утверждают обратное. Для них имеет значение собственная субъективная истина. И изменить такое положение не в силах ни решения международных судов, ни увещевания со стороны ООН, ни предупреждения арабского мира или Европы.
В описанном мире всегда господствует неочевидное толкование, что является реальной целью.
Намерения Израиля – тоже предмет интенсивных спекуляций. Два наиболее радикальных члена израильского правительства – министр внутренних дел Итамар Бен-Гвир и министр финансов Бецалель Смотрич – недвусмысленно призывают к этническим чисткам в Газе и дальнейшей аннексии палестинских земель на Западном Берегу. Смотрич заявил о начале работ по строительству новых поселений, которые отрежут Западный Берег от Восточного Иерусалима, что окончательно похоронит возможность создания двух государств. Как бы ни протестовал остальной мир, эти действия будут продолжаться.
Биньямин Нетаньяху сказал в интервью iTV, что его очень вдохновляет идея Земли Обетованной и Великого Израиля. Так он ответил интервьюеру Шарону Галу, в прошлом члену Кнессета правых взглядов, который в конце разговора показал премьер-министру свой амулет с картой той самой Земли Обетованной. Этот эпизод вырезали из официального видео, размещённого в YouTube, и из английской версии, но он по-прежнему доступен на сайте телекомпании.
Как на такое реагировать? Ведь это же не реальность, а мессианские грёзы. Многие предпочтут просто игнорировать их, списав на жанр популистской пропаганды. Но невозможно отрицать, что некоторые процессы, способствующие превращению «сказки в быль», уже запущены. Разрушение Газы и сохранение там ситуации голода, как и аннексия на Западном Берегу – их часть.
Некоторые европейские страны в одностороннем порядке предпринимают шаги, чтобы ввести санкции против еврейских поселенцев и их продукции, принимают решение признать государство Палестина или официально приравнять происходящее в Газе к геноциду. Последнее призвано вернуть ситуацию в поле международного права. Но такие действия не восстановят единую для всех картину событий до тех пор, пока Израиль видит её иначе и ведёт себя в соответствии с собственным представлением.
Точно так же, как у Европы нет сил и ресурсов, чтобы способствовать Украине одержать победу над Россией. Более того, европейские действия вполне способны подтолкнуть Израиль к шагам, противоположным тем, которых мы хотели бы от него добиться. Реальность иногда больно жалит.
Eurointelligence
Автор: Вольфганг Мюнхау, в прошлом журналист Financial Times, ведущий блога Eurointelligence.