Отмена Портсмутского мира в 1945 г. с позиций сегодняшнего дня теряется на фоне судьбоносных событий победного года. Между тем она ставила жирный крест на сорокалетнем наследии Русско-японской войны, поражение в которой сильно повлияло на российскую идентичность. Некоторые уроки поражения и последующего реванша востребованы и сегодня.
2025 г. отметился серией юбилеев. Главными среди них можно считать окончание Второй мировой войны и последующее образование ООН. Восемьдесят лет назад сформировался фундамент мирового порядка, наследие которого сохраняется вплоть до настоящего времени. Одним из важных результатов Второй мировой для нашей страны стало «обнуление» итогов Русско-японской войны.
События 1904–1905 гг. на Дальнем Востоке принято относить к мрачным страницам нашей истории. Современники восприняли поражение как один из символов слабости и отсталости России. Неудачи на фронте подогревали охватившие страну революционные события. Советская историография к Русско-японской войне была беспощадна: поражение – результат близорукой политики прогнившего царизма и предвестник его катастрофы в Первой мировой. Из войны выхватывались отдельные героические события. Иконой стал бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с превосходящей японской эскадрой адмирала Уриу при попытке прорыва из корейского порта Чемульпо. Подвиг «Варяга» получил широкий резонанс непосредственно в период войны, а затем отмечался и в советский период – экипаж «Варяга» был удостоен и советских наград. Однако в целом о войне предпочитали не вспоминать. Оборона Порт-Артура, действия Владивостокского отряда крейсеров и другие события оставались скорее нишевой темой, лишь изредка отражаясь в массовой культуре и политике памяти. Морское сражение 1905 г. в Цусимском проливе вообще превратилось в чёрную страницу, на что были свои очевидные причины.
Начавшись с «частно-государственных» походов ХVII века, исследовательская и военная деятельность России на Дальнем Востоке приобретает системный характер в имперский период. Несмотря на малочисленность российского присутствия, географическую отдалённость, суровый климат и противоречивость экономической отдачи от дальневосточных владений, Петербург настойчиво сохраняет интерес к региону.
До определённого момента задача облегчалась тем, что остальные претенденты едва ли горели желанием вкладывать силы и средства в борьбу за российские владения. Многим они представлялись скорее бесполезной обузой. Своеобразным рубежом становится Крымская война, когда британская эскадра атаковала Петропавловск. Малочисленный русский гарнизон оказывает упорное сопротивление значительно превосходящим силам. Несмотря на тактические успехи, выбить Россию с Дальнего Востока не получается. Более того, российское присутствие там после Крымской войны существенно усиливается. Становится очевидным, что в новую эпоху угля и стали, революции в военном деле сохранить русский Дальний Восток без радикального усиления там своего присутствия и одновременной модернизации страны будет всё сложнее. Это допущение хорошо иллюстрировал упадок Китая, который столкнулся с технически более развитыми европейскими державами, а затем и Японией. Последняя стремительно развивалась, в считанные десятилетия конца ХIХ века добившись значительных успехов в осовременивании своей экономики, военной организации и политической системы.
Во второй половине ХIХ века Россия сделала три важнейших шага для укрепления своих позиций на Дальнем Востоке. Во-первых, заметно расширяется практика военно-морского присутствия в регионе. Россия закупает за рубежом и самостоятельно строит океанские корабли, осуществляющие на ротационной основе постоянные походы с Балтики на Дальний Восток. В случае конфликта с Англией или иной европейской державой они могли выполнять крейсерские функции, угрожая морской торговле противника. Россия тогда вряд ли смогла бы переиграть Англию в войне на море, но рейдеры в отдалённых уголках вполне могли причинить немалый ущерб, оставаясь в числе инструментов российской внешней политики.
Во-вторых, Россия ведёт активную исследовательскую работу в бассейне Амура, а результатом дипломатических усилий становится закрепления на более выгодных географических позициях. Основывается Владивосток, который впоследствии станет ключевым российским портом в регионе. Базирование флота во Владивостоке в технических условиях второй половины XIX и начала ХХ веков осложнялась суровым климатом. Порт был замерзающим. Поиск незамерзающего порта составлял одну из основных задач дальневосточной политики того времени и стал одним из факторов столкновения с Японией.
В-третьих, российское правительство принимало энергичные меры по соединению тихоокеанского побережья страны с её европейскими регионами посредствам железной дороги. Масштабы Транссибирской магистрали поражают воображение даже сегодня. Её пропускная способность в начале ХХ века оставляла желать лучшего. Но даже в тех условиях она позволяла концентрировать на Дальнем Востоке силы, которые в иных условиях туда не могли бы быть доставлены и обеспечены всем необходимым. Правительство исходило из разумного на тот момент плана, предполагавшего замыкание Транссибирской магистрали как на Владивосток, так и на новый незамерзающий порт. Составной частью железнодорожного пути стала Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), прорезающая Маньчжурию и имеющая ответвление к Ляодунскому полуострову на Жёлтом море. Сам полуостров арендуется у Китая на срок 25 лет. На нём создаётся российская военно-морская база в Порт-Артуре и торговый порт в Даляне (Дальнем).
Именно здесь образуется узел столкновения России с Японией.
Решающим аргументом стала русская эскадра, с которой японский флот в тот момент соперничать не решился. После Боксёрского восстания в Маньчжурии появляются русские войска, что также вызывает раздражение Японии. Россия вплотную приблизилась к возможности реализовать все ключевые задачи своей дальневосточной политики того времени: незамерзающая база флота и торговый порт, коммерческое присутствие в Китае, транспортная связность европейской и азиатской частей страны.
Уступив русским требованиям, Токио начал деятельно готовиться к схватке с Россией. Подготовка начинается и с российской стороны. Разворачивается локальная, но вместе с тем стремительная гонка вооружений. Япония реализует амбициозную программу модернизации флота. В Англии, Франции и США заказываются передовые на тот момент броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсеры, иные типы кораблей. Вовремя перекупаются заказанные Аргентиной у Италии броненосные крейсеры типа «Гарибальди». Россия строит или достраивает собственные корабли: однотипные броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь», гибриды броненосцев и крейсеров «Ослябя», «Пересвет» и «Победа», отличавшиеся высокой мореходностью, но более слабой броней и вооружением, броненосные крейсеры «Россия» и «Громобой» (развитие передового для своего времени крупного крейсера – истребителя торговли «Рюрик»), бронепалубные крейсеры «Аврора», «Диана» и «Паллада» и так далее. Но отечественная промышленность не успевает обновить флот сопоставимыми темпами. Русская промышленная база слабее. Корабли строятся медленно. Ряд их характеристик (скорость, бронирование, количество и качество артиллерии) уступает новейшим японским единицам.
Стремясь наверстать отставание, Петербург также заказывает ряд кораблей за рубежом. Во Франции строится современный броненосец «Цесаревич», на основе которого уже на русских заводах создаются однотипные «Бородино», «Суворов», «Александр III», «Орел» и «Слава». На французской верфи готовится броненосный крейсер «Баян», также получивший впоследствии аналоги российского производства. В Германии заказываются бронепалубные крейсеры «Аскольд», «Богатырь» (его копии также строятся в России) и крейсер второго ранга «Новик», в Дании – крейсер второго ранга «Боярин». В США – броненосец «Ретвизан» и бронепалубный крейсер «Варяг» (неудачный проект с дефектами машины и слабой защитой артиллерии).
К тому же создана плотная сеть портов и стоянок, которые могут использоваться для ремонта, бункировки и иных задач. У России собраны на первый взгляд внушительные силы. Но большая часть кораблей уступает японским или слабо приспособлена для эскадренного боя. Две базы – Порт-Артур и Владивосток – разделены более чем тысячей морских миль и узостью Корейского пролива. Современные броненосцы типа «Бородино» находятся на Балтике в достройке. Укрепления Порт-Артура не достроены, а фортификационные сооружения Владивостока слабы. То же касается ремонтной базы: она существует, но недостаточна. Транссиб только введён в эксплуатацию, а его пропускная способность низка. В сухом остатке у Токио открывается короткое временное окно для наступательной эскалации. Прошёл бы ещё один мирный год, и преимущество было бы на стороне России. Японцы действуют на опережение.
Историки будут ещё долго спорить о том, могла ли Россия выиграть войну даже в тех неблагоприятных условиях. Военное счастье на ряде этапов сопутствовало японцам: им удалась внезапная атака на Порт-Артур, позволившая захватить инициативу. Фактор внезапности позволил нейтрализовать «Варяг». В результате подрыва на минах погиб флагманский «Петропавловск» с талантливым адмиралом Степан Макаровым. На камни наскочил современный «Богатырь». Однако неудачи преследовали и японцев. На русских минах гибли современные броненосцы («чёрный день японского флота»).
Владивостокский отряд крейсеров сумел нанести ущерб японским морским коммуникациями, и поймать его долго не получалось, несмотря на превосходство японских кораблей. Свой баланс случайностей был и в Цусимском сражении: перегрузка некоторых русских кораблей, определившая их быструю гибель. Разорвавшиеся пушки некоторых японских кораблей, воспламенение боеприпасов от русских попаданий и тому подобное. Однако в балансе случайностей везёт сильнейшему. И в коротком промежутке начала ХХ века Япония оказалась сильнее.
С материальной точки зрения Россия вполне могла продолжать войну. На суше армия оправилась от поражений и не была разгромлена. Была собрана внушительная группировка, вполне способная к контрнаступлению в Маньчжурии независимо от ситуации на море. Сама Япония испытывала сложности, будучи более уязвимой экономикой. На длинной дистанции у России были возможности истощить противника. Ключевым фактором, помешавшим России, стала революция, сопровождавшаяся проникновением смуты в армию и на флот. Затягивание войны в условиях внутреннего разброда становилось по-настоящему опасным. В моменте Россия оказалась слабее и с точки зрения организации своей политической системы. Портсмутский мир стал в тех условиях лучшим из зол.
Просчёты русской промышленной политики и подходов к организации армии и флота перед войной с Японией являются предметом критики вплоть до настоящего времени. Такие просчёты, действительно, были. Но их хорошо рефлексировать задним числом, сидя в удобном кабинете. Строго говоря, подобные ошибки допускали все державы просто потому, что скорость технических изменений и новаций заведомо опережала стратегическую мысль. Отдельные виды вооружений или типы кораблей устаревали ещё на этапе заказа или закладки. Русский крейсер «Рюрик» был новейшим на начало 1890-х гг. как в техническом, так и в концептуальном плане. Спустя лишь десять лет он был слабым звеном Владивостокского отряда. Новейшие японские броненосцы и броненосные крейсеры устарели буквально через год после войны после постройки в Англии корабля нового типа «Дредноут». Он воплотил в себе все ключевые новации того времени – турбинную силовую установку, многочисленную артиллерию главного калибра (All-Big-Gun), централизованную систему управления огнём, более высокую живучесть и так далее. Устарели не только японцы, но и собственно английские броненосцы, которые строились вместе с «Дредноутом», равно как и все остальные корабли старых типов других стран. Сам «Дредноут» станет устаревшим спустя лишь несколько лет – появятся более скоростные и мощные линкоры и линейные крейсеры, дополняемые развитием таких принципиально новых вооружений, как подводные лодки, самолёты и тому подобное.
Дальнейшая модернизация Транссиба гарантировала концентрацию сил в случае необходимости. Его возможности проявились среди прочего в ходе конфликта на Халхин-Голе, когда Советский Союз в короткие сроки смог сконцентрировать внушительную механизированную группировку, комбинируя в её снабжении различные виды путей сообщения и транспортной коммуникации. В 1941 г. транспортная связность позволила быстро задействовать дальневосточные и сибирские дивизии в битве за Москву. А в 1945 г. вновь сосредоточить крупные силы для войны с Японией на излёте Второй мировой.
Спустя сорок лет после Портсмутского мира Советский Союз смог во многом компенсировать поражение Российской империи. Москва использовала как наработанный материальный задел, так и сложившуюся военно-политическую обстановку: союз с США, ослабление Японии, начало народно-освободительной войны в Китае и успехи китайской Коммунистической партии. Советские войска разгромили японскую Квантунскую армию, взяли Порт-Артур, высадились в Корее, десантировались на Курильских островах, заняли южную часть Сахалина.
Интересна и показательна судьба держав, которые в период Русско-японской войны смотрели на Россию свысока, смакуя её неудачи. Позиции Англии серьёзно подорвут во Вторую мировую поражения от Японии, флот которой ковался накануне Русско-японской войны. Германия утратит Циндао и другие свои базы по результатам Первой мировой. Франция будет выбита из Индокитая после Второй мировой. Ни одной европейской державы не осталось в регионе. Сама Япония будет растоптана Соединёнными Штатами, до сих пор оставаясь младшим союзником Вашингтона. Сегодня региональным конфликтным нервом становятся два колосса – США и Китай. Россию трудно назвать претендентом на гонку за доминирование в регионе. Но и свои рубежи она уступит едва ли, опираясь на заделы давнего и недавнего прошлого. В том числе – на опыт своего поражения, и опыт его компенсации.
Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Автор: Иван Тимофеев, кандидат политических наук, доцент МГИМО МИД России, генеральный директор Российского совета по международным делам, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай».