В прошлом году американский политолог Леон Арон, прогнозируя на страницах нашего журнала развитие отношений между Россией и США, призвал «пристегнуть ремни» и приготовиться к «зоне турбулентности». В последние месяцы внешняя политика и вправду заложила пару крутых виражей. Сначала показалось, что мы уверенно выруливаем на маршрут холодной войны, потом штурвал резко развернулся – и вот уже все озадачены «мирным наступлением» Кремля.
Что же все-таки происходит между Россией и ведущими государствами Запада? Чем больше вникаешь в суть событий, тем отчетливее представляется вся сложность и неоднозначность ситуации.
Переломная эпоха, начавшаяся с падением коммунизма в конце 1980-х годов, далека от завершения, она чревата серьезными потрясениями; в самом разгаре находится и процесс формирования новой модели мировой системы, пишет Тимофей Бордачёв.
Том Грэм, недавно оставивший службу в Белом доме, считает, что найти общий язык Москве и Вашингтону так трудно в первую очередь по психологическим причинам. Россия ощущает себя сильнее, чем она есть на самом деле (и подсознательно чувствует это противоречие). При этом Соединенные Штаты, напротив, не верят в свои силы, хотя особых оснований для самоуничижения нет. Преодолеть эту обоюдную неуверенность, по мнению автора, можно только на путях тесного сотрудничества.
Важность взаимодействия США и России подчеркивает и глава Совета по международным отношениям Ричард Хаас. Он признаёт наличие глубоких разногласий, но считает возможным «изолировать» их, активно работая вместе в остальных областях.
Все твердят о том, что «игра с нулевой суммой» недопустима. Но когда дело доходит до конкретных проблем, то за различием в подходах немедленно угадывается геополитическая конкуренция. Роналд Асмус намечает контуры евро-атлантической политики в Причерноморье. Признавая наличие там российских интересов, он призывает Запад определить, какие из них законны. Александр Лукин подробно анализирует другой потенциально конфликтный регион – Центральную Азию, где пересекаются интересы России, Китая и Соединенных Штатов.
Всеобъемлющей концепцией «сдерживания России» радует читателей экс-глава правительства Украины Юлия Тимошенко. Ее дебют на концептуальном поприще приурочен к 60-летию появления летом 1947 года знаменитой публикации Джорджа Кеннана, в которой формулировались принципы холодной войны. О статье «отца сдерживания» и некоторых уроках того времени вспоминает профессор Владимир Печатнов.
Наконец, о еще одном поле идеологических сражений – трактовке событий прошлого – размышляют Константин Ранкс, Даниэль Гроцки и Ирис Кемпе. Они отмечают, что история активно влияет на европейскую политику, и предлагают способы преодоления связанных с этим трудностей.
Всякое ужесточение политической риторики заставляет встрепенуться военных по обе стороны воображаемой «линии фронта». Непростые взаимоотношения между американской администрацией и армейским руководством описывает Майкл Дэш. А Виталий Шлыков предлагает новому российскому министру обороны – первому по-настоящему гражданскому руководителю военного ведомства – вспомнить при строительстве Российской армии полезный советский и американский опыт.
Наш собеседник в рубрике «Разговор по существу» – Ханс Бликс, бывший глава МАГАТЭ и самый известный из тех, кому было поручено обнаружить оружие массового уничтожения в Ираке. Ветеран мировой дипломатии рассуждает о психологии генералов и спецслужб, а также берет под защиту ООН и Договор о нераспространении ядерного оружия.
Пока политики, военные и пропагандисты пикируются друг с другом, экономисты рассуждают об объективных процессах. Мартин Гилман анализирует шансы рубля потеснить доллар в качестве международной резервной валюты. А Влад Иваненко рассматривает способность России превратиться в центр экономического притяжения.
В рубрике «Продолжение темы» статья Луиша Амаду, министра иностранных дел Португалии, которая на полгода принимает председательство в ЕС, а также материал Алека Эпштейна о так и не реализованном потенциале российско-израильского сотрудничества.
В следующем номере мы обсудим феномен успеха авторитарных режимов в современном мире, уделим внимание растущей роли Индии, обратимся к нашим постоянным темам – взаимоотношениям России и Евросоюза, а также месту ислама в формирующейся международной системе.