Уходящая в ближайшее время в отставку Еврокомиссия согласовала очередной пакет санкций в отношении РФ. Помимо уже традиционного расширения «черного списка» российских физических лиц и компаний, ЕС ограничит экспорт в Россию оборудования для нефтяной промышленности, а также электроники двойного назначения. Кроме того, российским государственным банкам будет закрыт доступ к европейским финансовым рынкам. Теоретически эти санкции могут быть сняты через 3 месяца, но при определенных условиях. «Европейский Союз готов отменить свои решения и возобновить сотрудничество с Россией, когда она активно и без двусмысленности начнет способствовать поиску решения украинского кризиса», — заявил глава Евросовета Херман ван Ромпей.
Между тем, санкционная политика Евросоюза выглядит как минимум неразумной. Мало того, что санкции не приведут к нужному Европе изменению позиции России в украинскому вопросе, так они еще и нанесут серьезный удар по интересам Евросоюза и Запада в целом.
Так, введенные ограничения для развития российского энергетического сектора косвенно ударят и по Европе. Западные экономисты признают, что широко разрекламированная в ЕС идея снижения зависимости от поставок российского газа оказалась труднореализуема. «»Газпром» будет оставаться жизненно важным поставщиком газа в Европу, несмотря на конкурентное и политическое давление. Европейские потребители российского газа ограничены в своих возможностях диверсификации условиях высоких мировых цен на СПГ и падения собственной добычи газа в Европе», — говорится в сообщении рейтингового агентства Fitch.
Проблема в том, что российские поставки (при условии либо стабилизации ситуации на Украине, либо ввода «Южного Потока» и снятия ограничений с «Северного Потока») являются для Евросоюза наиболее оптимальными с точки зрения сочетания цены и качества. Любые поставки с Ближнего Востока Северной Африки крайне ненадежны (учитывая происходящие в регионе события), а увеличение транзита через Турцию будет означать увеличение возможности турецкого премьера Реджепа Эрдогана влиять на позицию ЕС, в частности в вопросе вступления Анкары в организацию. В свою очередь, вариант поставок из США также ненадежен, не говоря уже о его высокой стоимости и неготовности Вашингтона поставлять значительные объемы в ущерб внутреннему американскому рынку (как известно, администрация Обамы использует фактор дешевого газа для стимулирования экономического роста в стране).
Отлучение России от Запада нанесет последнему урон и в глобальном плане. И дело даже не в том, что западные компании потеряют масштабный и привлекательный российский рынок, и не в том, что Россия, до недавнего времени исправно закупавшая американские и европейские облигации, может потребовать выплаты по ним или даже обратиться в ВТО с требованием снять незаконные санкции и выплатить компенсацию. А в том, что США и Европа усиленно толкают Москву к сближению с Пекином. Китаю, готовящемуся к битве с США за Юго-Восточную Азию, союз с Россией крайне выгоден — он обеспечит китайские тылы, а также обеспечит бесперебойный поток ресурсов для китайской экономики при отсутствии всяких транзитных рисков. Для России же подобный союз — обуза, однако Москве попросту не оставляют иного выбора.
Кроме того, санкции окажут деструктивное влияние и на украинскую ситуацию. Российское руководство откровенно устало от того, что его умеренная позиция по вопросу непризнанных республик Донбасса не получает должной оценки на Западе.
С самого начала украинского кризиса российская сторона проводила достаточно осторожную линию. Помогая материально и морально ДНР и ЛНР, Россия тем не менее всячески стремилась побудить Киев и ополченцев сесть за переговоры и решить конфликт мирным путем. Принципиальная позиция Москвы состояла и состоит в федерализации и сохранении территориальной целостности «посткрымской» Украины (именно поэтому Кремль призывал ополченцев не проводить референдум и не провозглашать независимость Донбасса) и одновременном недопущении полного поражения ополченцев и реализации антироссийского проекта — прозападной Украины. Проводить такую политику Владимиру Путину крайне непросто, а в рейтинговом плане даже накладно — его линия встретила резкую критику со стороны ряда патриотических кругов России, подогретых «крымским прецедентом», и требовавших либо ввести войска на Донбасс, либо полностью открыть границу с ДНР и ЛНР и передать ополченцам значительные объемы тяжелой техники. И если сейчас Запад продолжит политику непризнания российских усилий, то в Кремле могут рассудить, что нечего больше находиться под огнем с двух сторон. Поскольку сдача Новороссии для России неприемлема, а любая даже относительно умеренная позиция все равно повлечет за собой санкции, то не исключено, что Россия усилит помощь ополченцам Донбасса и (в случае принятия жесткого варианта санкций), посчитает, что тянуть дальше смысла нет и введет миротворческие войска.
Игра для Старого Света в принципе не стоит свеч. Европа портит отношения с Россией во имя государства-банкрота — в экономическом, политическом, идейном и даже военном плане. Даже если ЕС удастся заставить Россию отступить, то по итогам Евросоюз получит на своих границах несостоявшееся государство с радикализированным населением, разрушенным промышленным юго-востоком и большими финансовыми запросами к Евросоюзу, которые в Брюсселе удовлетворить попросту не смогут. Победа на Украине окажется попросту пирровой.
В свою очередь, в России растет понимание того, что за отказ Запада вводить санкции нужно будет платить слишком большую цену. Санкции — инструмент многоразовый, и классический размен «действие России» на «отказ от санкций» тут не работает, поскольку сразу же после уступок России Запад начинает требовать новых уступок, угрожая вводом тех же самых санкций. Более того, очевидно, что даже если Россия максимально уступит по Донбассу, западные страны будут использовать уже апробированную стратегию санкций для того, чтобы заставить Россию отступить и в других вопросах — по Крыму, Сирии, Ирану. В этой ситуации США и ЕС выступают в роли банального шантажиста. А всем известно, что шантажистам платить нельзя ни в коем случае- заплатишь один раз, и придется затем платить всю жизнь.
| Эксперт