25.02.2014
Опасный вакуум легитимности
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Кит Дарден

Профессор Школы международной службы Американского университета в Вашингтоне.

Кит Дарден – специально для «России в глобальной политике»

Прошедшая неделя была насыщены важными событиями для тех, кто надеется на стабилизацию в Киеве. После нескольких месяцев ожесточенного, но ограниченного противостояния между протестующими и полицией, оно вылилось в открытое вооруженное столкновение в четверг, в результате которого погибло свыше 70 человек (почти все убиты правительственными силами). Но после того, как оппозиция и правительство подписали соглашение 21 февраля, было похоже на то, что положение в стране начинает стабилизироваться. Все необходимое для этого было.

Президент Янукович и три лидера парламентской оппозиции договорились о возвращении Конституции 2004 г. и внесении соответствующих поправок, о разоружении вооруженных группировок, а также о досрочных выборах. Соглашение было засвидетельствовано действующими западными посредниками – тремя министрами иностранных дел ЕС, а также одобрено Российской Федерацией и Соединенными Штатами. Соглашение фактически сводилось к разделу власти и было призвано помочь избежать дальнейшего кровопролития и возможной гражданской войны. Обычно именно такие документы подписываются после вооруженного конфликта и долгих посреднических усилий. Это было крупное достижение дипломатии. 

К сожалению, действовала договоренность менее 24 часов. Хотя страна вроде бы вернулась к Конституции 2004 г., другие пункты не соблюдались. Парламент объявил импичмент Януковичу в нарушение предписанной Конституцией процедуры. Он по-прежнему ссылается на свои президентские полномочия, но его нигде не могут найти, и оппозиция призывает к расследованию убийств людей и возможному уголовному преследованию Януковича за приказ стрелять по людям на Майдане. Более того, вчерашняя оппозиция быстро сформировала новое правительство, где все министры представляют оппозиционные партии «Батькивщина», «Свобода» и УДАР. Нет никаких признаков того, что оппозиция собирается делиться властью.

Что же случилось? Многие указывают на роль сил Самообороны, протестующих и вооруженных формирований Майдана и на их нежелание признавать соглашение. Это, конечно же, часть общей картины. Вскоре после подписания соглашения Самооборона взяла под свой контроль и охрану основные правительственные здания в Киеве и дала ясно понять, что для них неприемлемо никакое соглашение, если оно не предусматривает отставку Януковича. Как и в случае ранее достигнутого «перемирия», которое они отказались признавать, «Правый сектор» и Самооборона продолжили выдвигать свои силы на ключевые объекты. Лидеры оппозиции ничего не сделали для того, чтобы их остановить. То же самое можно сказать о полиции и службах безопасности.

Но это не главная причина, по которой соглашение провалилось. Главная же заключалось в согласии представителей оппозиции с тем, что Янукович останется у власти, и что под его контролем остаются войска, которые могут применять оружие на поражение для подавления восстания. В течение нескольких часов после подписания соглашения стало понятно, что Майдан с этим не согласен. Оглядываясь назад, мы понимаем, что соглашение представляло собой сделку между двумя сторонами – президентом и лидерами оппозиции, хотя ни одна из этих сторон не обладала достаточными полномочиями для ее заключения. США, ЕС и Россия надеялись на то, что в стране останется президент и парламент, которые смогут обеспечить стабильность и мирное урегулирование кризиса. Никто не ожидал, что власть Януковича будет демонтирована с такой скоростью и решительностью. Это не государственный переворот, а полный распад и дезертирство.

Что означает для Украины отказ от соглашения? С одной стороны, уход Януковича открывает возможность более благоприятного долгосрочного решения для Украины. Непродуманными, бессистемными и ненужными репрессивными действиями, своей некомпетентностью и чрезмерной алчностью он создал предпосылки для собственного падения и свержения. В своей родной Украине он попросту слишком много воровал, посягая, вместе с членами своей семьи, даже на имущество потенциальных союзников, и это оставило его в полной изоляции. На международной арене Янукович не был особенно ценным партнером для Москвы, не говоря уже о Вашингтоне или Брюсселе. Украина и ее партнеры будут намного лучше себя чувствовать без него.

Однако соглашение, подписанное в пятницу, обеспечило бы горазд более мирный и спокойный отход Януковича от власти на Украине и более стабильный конституционный переход для Украины. Вместо законного переходного периода, в течение которого Янукович мог бы передать бразды правления после законных выборов, его крах создает вакуум в верхних эшелонах власти и несбалансированность в деликатной внутренней политике Украины. Янукович мог использовать свое положение для личного обогащения, но его Партия регионов и их союзники-коммунисты в парламенте представляли интересы значительной части украинского населения, прежде всего, жителей Юга и Востока страны. Отход Януковича от власти и крах Партии регионов оставляют эти пророссийские избирательные округа без представителей в такое важное время, и новое правительство проявило непрошеную прыть, пользуясь сложившейся ситуацией для проталкивания своей политики в области языков, которая способна вызвать раскол в украинском обществе.

Протестующие на Майдане также недовольны действиями новых властей. Они утверждают, что пролитая кровь дает им моральное право на большее представительство во властных структурах, чем предложено, и большее представительство, чем они, скорее всего, получат на честных и открытых выборах. В итоге сложилась нестабильная ситуация, когда ни у кого нет легитимности, но все считают себя вправе претендовать на большую власть.

На данном этапе главная надежда на выход из кризиса – майские выборы, но чтобы эти выборы были честными и легитимными, потребуются значительные усилия международного сообщества. «Правый сектор» уже объявил «запрет» на Партию регионов и КПУ и призвал своих членов (и другие силы) использовать все необходимые средства для подавления этих организаций. Правительство, созданное из вчерашней оппозиции, пока не желает усмирять наиболее экстремистские вооруженные группировки на Майдане и, похоже, заигрывает с идеей навязывания обществу избирательного «правосудия победителя». Ирония в том, что Украина стоит на пороге банкротства, и новой власти потребуется внешняя финансовая поддержка для выживания. Это дает внешним силам и державам определенный рычаг, которым следует воспользоваться мудро, на основе постоянных консультаций, для обуздания экстремистских действий и обеспечения справедливых выборов. США, ЕС и Россия могут только выиграть в случае справедливых выборов на Украине наподобие тех, которые состоялись в 2010 году и привели к власти Януковича. В этом случае к власти придет легитимное правительство, независимо от того, какие у него будут геополитические предпочтения.