25.09.2025
Обвинять Израиль в нарушении моральных основ иудаизма ошибочно и несправедливо
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Яков Рабкин

Заслуженный профессор истории, научный сотрудник Центра международных исследований (CERIUM) Монреальского университета.

Многие, евреи и неевреи, обвиняют Израиль в нарушении библейских заповедей. А чтобы обосновать свою точку зрения, некоторые эрудиты ссылаются на Пятикнижие, Пророков, Талмуд и даже кодексы иудейского права. Это не только ошибочно, но и несправедливо. Основатели Израиля, в основном выходцы из черты оседлости в Российской империи, иудейскую мораль – как и иудаизм в целом – с презрением отвергали. Они строили новое общество для нового типа еврея: мускулистого и бесстрашного, свободного от бремени религии и накладываемых ею моральных ограничений. И им это удалось.

Давид Бен-Гурион, руководивший преобразованием Палестины в сионистское государство, предупреждал почти столетие назад: «Мы не ешиботники [ученики ешивы], обсуждающие тонкости самосовершенствования. Мы – завоеватели земли, перед нами железная стена, и мы должны пробиться сквозь неё».

Сионистские деятели, создавшие современный Израиль, гордились тем, что порвали с прошлым.

Снова процитируем Бен-Гуриона: «Сионизм по своей сути – революционное движение… Сущность сионистского понимания жизни еврейского народа и еврейской истории в основе своей революционна – это восстание против многовековой традиции». Он восхищался Лениным, а Октябрь 1917-го считал «великой революцией, фундаментальным переворотом, призванным с корнем вырвать существующую действительность, сокрушить её опоры, не оставить камня на камне от всего этого упадочного и прогнившего общества». Израильский историк и дипломат Эли Барнави заметил: «Как и все революции, сионизм стремился “разрушить до основания”, а затем опустить занавес над всем, что имело несчастье ему предшествовать»[1].

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Йешаяху Лейбович, который лично знал Бен-Гуриона, считал, что тот «рассматривал иудаизм как историческое несчастье еврейского народа и препятствие на пути его превращения в нормальную нацию»[2].

Нередко слышится ещё один упрек: как евреи, которые столько лет подвергались массовым убийствам и изгнаниям в христианской Европе, могут убивать, морить голодом и изгонять из своих домов и земель мирных жителей? Ещё в 1910 г. Владимир Жаботинский, будущий поклонник Муссолини и основатель политической партии, которую в настоящее время возглавляет Биньямин Нетаньяху (его отец был секретарем Жаботинского), ответил на это в статье под выразительным названием “Homo homini lupus” («Человек человеку волк»): «Мы часто строим самые розовые надежды именно на том, что такой-то народ сам много вытерпел – “значит”, он будет сочувствовать и понимать, ему совесть не позволит обидеть слабого тою же обидой, под которою недавно кряхтел сам. Но и это, на поверку, одни словеса… Это только в Ветхом Завете написано: “Не притесняй инородца, ибо и ты был инородцем в земле Египетской”. В теперешней морали этому слюнявому гуманизму нет больше места».

Верные идеям своих наставников, последователи Бен-Гуриона и Жаботинского вот уже больше века продолжают их дело.

Разрыв с еврейской традицией, который представляет собой сионизм, хорошо известен и очевиден. Отцы-основатели Израиля этим гордились, противники их за это осуждали. Однако сегодня многие, путая сионизм с иудаизмом, обвиняют Израиль в нарушении иудейских принципов морали.

Некоторых вводит в заблуждение то, что Израиль называет себя «еврейским государством», другие – особенно евангельские христиане – видят в Израиле воплощение библейских пророчеств о Втором пришествии, а многие в силу своих сентиментальных представлений об Израиле ожидают иного и разочарованы тем, что он ведёт себя «не по-еврейски».

В отместку за нападение на юг Израиля в октябре 2023 г. израильтяне убили в Газе десятки тысяч женщин и детей. Однако уже задолго до этого израильские раввины Ицхак Шапира и Йосеф Элицур писали, что «имеет смысл наносить поражение детям, если становится ясным, что они вырастут и будут наносить его нам. В таких обстоятельствах именно они становятся законной [военной] целью». Эти раввины принадлежат к движению национал-иудаизма (на иврите дати-леуми), относительно новой разновидности иудаизма, набравшей силу после победы Израиля в июне 1967 года. Национал-иудаизм, придавая сионизму религиозное обоснование, позволяет таким образом устранять сомнения морального свойства в действиях, направленных против палестинцев.

Хотя только один из пяти израильских евреев – последователь национал-иудаизма, многие израильтяне – будь то светские или ультраортодоксы, – даже если они не придерживаются принятого в рамках национал-иудаизма образа жизни, разделяют его политическую идеологию. В 2019 г., ещё не будучи министром в правительстве Нетаньяху, видный последователь национал-иудаизма Бецалель Смотрич говорил: «Мы стали ядерным реактором, который обеспечивает энергией весь народ Израиля». 

Предвидение его оправдалось, но энергия эта имеет мало общего с традиционным иудаизмом, который развивается на протяжении последних двух тысяч лет. Последователи национал-иудаизма имеют больше общего с идеалистами и энтузиастами, ставшими в первой половине прошлого века в Германии, Прибалтике и на Украине радикальными националистами. Многие из них в итоге оказались участниками погромов и геноцида. Ещ` в 1982 г. Лейбович метко назвал таких израильтян «иудео-нацистами». В том же году писатель Амос Оз взял интервью у одного из них, который откровенно заявил: «Как говорится, лучше быть живым иудео-нацистом, чем мёртвым святым». Как и отцы-основатели сионизма, этот откровенный фашист в том же интервью выразил глубокое презрение к еврейской традиции и иудейской морали.

Необходимо открыть глаза на современный Израиль и увидеть его таким, какой он есть и всегда был: воплощением безжалостного этнического национализма из Европы, а не прискорбным отклонением от иудаизма и морали, заповеданной на горе Синай.

Только тогда можно будет положить конец исключительной безнаказанности Израиля.

Адаптированный и авторизованный перевод оригинала статьи, опубликованной здесь: https://blogs.timesofisrael.com/dont-blame-israel-for-violating-jewish-ethics/

Автор: Яков Рабкин, заслуженный профессор истории Монреальского университета, автор сотен статей и нескольких книг, две из которых опубликованы в русском переводе: «Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму» и «Израиль, война и мiръ».

Российские корни поселенческого сионизма и политики Израиля
Яков Рабкин, Яаков Ядгар
Влияние радикализма революционного подполья царской России остаётся в Израиле весьма сильным. Первые колонисты проецировали на палестинскую реальность российские воспоминания. Сопротивление местного населения, что истолковывалось как «арабская угроза», часто ассоциировалось с погромом.
Подробнее

Новый взгляд на Израиль, его основы и действия
Артём Кирпичёнок
Израиль вызывает острые споры во всём мире. Отсюда и название книги – «Израиль. Война и мiръ», ибо в старом правописании слово «мiръ» однозначно понимается как пространство. Израиль уже много десятилетий оказывает влияние на свой регион и даже за его пределами.
Подробнее

«Мировому сообществу следует подтолкнуть израильтян к преодолению потребности в мести»
Рамзи Рамзи
Каким может быть урегулирование палестино-израильского конфликта? Почему переговоры и услуги посредников сегодня не пользуются большим спросом? Как к ХАМАС относятся в арабском мире? Как к действиям Израиля относятся его соседи? Что нужно сделать, чтобы восстановить влияние ООН? Об этом Фёдору Лукьянову рассказал Рамзи Рамзи в интервью для программы «Международное обозрение».
Подробнее

Сноски

[1] Барнави Э., Фридлендер С. Евреи и ХХ век. Аналитический словарь. М.: Текст/Лехаим, 2004. С. 218.

[2] Leibowitz Y. Peuple, Terre, État. Paris: Plon, 1995. P. 144.

Нажмите, чтобы узнать больше