10.01.2023
Новые страницы интеграции в Евразийском экономическом союзе
№2 2023 Март/Апрель
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-207-218
Михаил Мясникович

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси.

Владимир Ковалёв

Кандидат юридических наук, советник Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Для цитирования:
Мясникович М.В., Ковалёв В.С. Новые страницы интеграции в Евразийском экономическом союзе // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. С. 207–218.

2022 г. – один из самых непростых в истории Евразийского экономического союза. С одной стороны, это период больших экономических потрясений и международной напряжённости, а с другой – старт нового прогрессивного этапа самодостаточного развития ЕАЭС.

Несмотря на беспрецедентное санкционное давление на ряд государств-членов Евразийского экономического союза, совместными усилиями национальных правительств, Евразийской экономической комиссии и бизнеса нам удалось обеспечить положительную динамику реального сектора экономики.

Для оперативного реагирования и обеспечения стабильности экономической ситуации Евразийская экономическая комиссия совместно с министерствами экономик и финансов, а также национальными банками стран Союза создала рабочую группу высокого уровня и подготовила перечень первоочередных мер по повышению устойчивости экономик государств-членов ЕАЭС.

С марта 2022 г. принимаются оперативные антикризисные меры, что позволило несколько смягчить влияние санкций на экономику Союза. В частности, обнулены ввозные таможенные пошлины в отношении более чем 465 видов товаров (более 1300 кодов ТН ВЭД ЕАЭС), обеспечен более высокий порог (1000 евро) для беспошлинного ввоза товаров для личного потребления физлицами, оказывается содействие «параллельному» импорту и многое другое. Эти и другие меры – реальная поддержка компаний и граждан на сумму около 2 млрд долларов.

В 2022 г. был задан высокий темп работы органов Союза: проведено 12 заседаний Совета Евразийской экономической комиссии и 50 заседаний Коллегии ЕЭК, по итогам которых принято более 400 решений и порядка 300 распоряжений по вопросам, переданным на союзный уровень. Создаётся наднациональное право, непосредственно регулирующее экономические правоотношения во всех странах ЕАЭС.

Несмотря на некоторое снижение ВВП ЕАЭС (ориентировочно на 2% по итогам 2022 г.), по результатам трёх кварталов 2022 г. ВВП Армении увеличился на 12,6%, Кыргызстана – на 7,2%, Казахстана – на 3,0%, а ВВП России и Беларуси хоть и сократился, но незначительно. «Шапкозакидательские» прогнозы многочисленных аналитических центров, предрекавших в начале года спад отдельных экономик стран Союза вплоть до 10% и выше, провалились. Евразийский экономический союз продемонстрировал способность успешно проходить через серьёзные испытания. Темп промышленного производства ЕАЭС составил 99,4% к январю – декабрю 2021 г., наращивание промпроизводства наблюдалось в Кыргызстане (+11,4%), Армении (+7,8%), Казахстане (+1,1%). Производство продукции сельского хозяйства в ЕАЭС в 2022 г. увеличилось на 9,4%. Рост зафиксирован во всех странах: в Армении – на 1,6%, в Беларуси – на 3,6%, в Казахстане – на 9,1%, в Кыргызстане – на 7,3%,
в России – на 10,2%.

Весьма успешную динамику продемонстрировала торговля. Во внешней торговле ЕАЭС в 2022 г. констатировано увеличение экспорта товаров на 21%, а во взаимной торговле – более чем на 14 процентов. При этом существенно выросли кооперационные поставки внутри Союза, а это значит, что у нас есть резервы.       

Положительные темпы достигнуты и в инвестиционной сфере. За январь – сентябрь 2022 г. индекс физического объёма инвестиций в основной капитал по ЕАЭС составил 105,3% к соответствующему периоду 2021 года. А по данным платёжных балансов государств-членов Союза, отмечен приток прямых иностранных инвестиций в экономику Армении (в 3,1 раза), Беларуси (в 1,6 раза), Казахстана (в 2,0 раза), Кыргызстана (в 1,5 раза). Объединение усилий прогрессивного международного инвестиционного сообщества оказывает влияние на экономический рост не только отдельных стран нашего Союза, но и всего интеграционного объединения в целом. Этот позитивный тренд свидетельствует о создании «задела» для повышения темпов экономического развития ЕАЭС в будущем.

Сегодня необходимо сконцентрировать коллективные усилия на новых перспективных направлениях интеграционного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе.

Как справедливо отметил в своей статье «Остров Россия» спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, «жизнь меняется, условием выживания в прямом смысле этого слова любой крупной страны в ближайшее десятилетие будет достижение этой страной технологического суверенитета»[1]. У государств-членов ЕАЭС в этом отношении определённо есть конкурентное преимущество. Для достижения технологической независимости необходимо объединение промышленного, торгового и банковского потенциалов стран Союза. Полагаем, что новый этап нашего развития, как это предусмотрено в Стратегии-2025 и следует из политической воли глав наших государств, будет связан с усилением инвестиционно-инновационного сотрудничества и проектной интеграцией[2].   

Соответствующее направление как один из приоритетов российского председательства в органах ЕАЭС в 2023 г. обозначил президент России Владимир Путин: «В качестве одного из таких векторов рассматриваем укрепление технологического суверенитета государств-членов ЕАЭС и формирование нашими странами общей инновационной и промышленной базы в ключевых индустриальных и сельскохозяйственных отраслях… Предлагаем сосредоточить работу “пятёрки” на наращивании инвестиционного сотрудничества, создании благоприятных условий для взаимных капиталовложений, упрощении соответствующих административных процедур и повышении гарантий защиты прав инвесторов»[3].

Решение видится в разработке единой Евразийской программы развития и импортозамещения. Долгосрочный режим для создания условий инвестиционного бума возможен в случае заключения отдельного договора в рамках ЕАЭС.

Он может быть подписан тремя и более заинтересованными государствами-членами Союза и оставаться открытым для присоединения других государств-членов ЕАЭС, государств-наблюдателей при ЕАЭС и дружественных третьих стран.

Основа создана – ЕЭК сформировала карту индустриализации ЕАЭС. Это 185 проектов сметной стоимостью более 300 млрд долларов в более чем 21 отрасли и по 550 технологическим направлениям. В ней присутствуют проекты всех пяти государств-членов. Ключевое внимание следует уделить высокотехнологичным отраслям, где имеется серьёзная импортозависимость и есть необходимая ресурсная база и компетенции. Например, фармацевтика, микроэлектроника, авиастроение, станкостроение.

Не стоит списывать со счетов потенциал недозагруженных производственных мощностей. Их качественное технологическое обновление существенно повышает средний уровень эффективности. По оценке ЕЭК, в обрабатывающей промышленности такое повышение на 10 процентов способно привести к повышению темпа роста объёмов промышленного производства в странах ЕАЭС на 6–15 процентных пунктов в зависимости от структуры национальных экономик.

Евразийская экономическая комиссия инициировала разработку Межгосударственной программы по развитию полупроводниковой сферы в ЕАЭС. Отметим, что в ЕС и США в 2022 г. приняты решения о выделении на эти цели 43 млрд евро и 52 млрд долларов соответственно. Работа в рамках Союза позволит создать оптимальные условия для производства отечественных чипов (элементной базы), что жизненно необходимо в машиностроении, медицине, ВПК и других областях. Потребуется также создание мощностей по разработке и производству электронного машиностроения и укрепления отечественных конструкторских бюро. В связи с этим Комиссия провела необходимые консультации с ведущими производителями микроэлектроники в Союзе – АО «Микрон» и ОАО «Интеграл», а также заинтересованными и ответственными частными инвесторами. Предложения направлены в правительства стран ЕАЭС.

Повышение наукоёмкости базовых отраслей промышленности – это основа успешного будущего нашего Союза. Реализовать важнейшую задачу технологического развития ЕАЭС невозможно без активного участия делового сообщества. Мы в Евразийской экономической комиссии очень внимательно относимся к интересам бизнеса и находимся в постоянном контакте. Устойчивые партнёрские связи установлены с союзами нанимателей и торгово-промышленными палатами наших стран. Это позволяет оперативно получать обратную связь на те решения и нормативно-правовые акты, которые мы принимаем. Председатель и члены Коллегии ЕЭК регулярно проводят выездные встречи с бизнесом. Например, в октябре 2022 г. состоялась встреча председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича с казахстанскими предпринимателями на площадке национальной палаты «Атамекен» в Астане. Функционирует Консультативный совет по взаимодействую ЕЭК и Делового совета ЕАЭС. Всё это  формирует позитивный деловой и инвестиционный климат в ЕАЭС.

По итогам организованных ЕЭК в 2022 г. двух масштабных научно-практических конференций – 20 июня 2022 г. в Минске «Научно-техническое сотрудничество как основа развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях новых экономических вызовов: проблемы и пути их решения» и 8 декабря 2022 г. в Бишкеке «Научно-техническое сотрудничество как основа развития ЕАЭС в условиях новых экономических вызовов: тенденции и перспективы развития» – мы предлагаем создание в рамках Союза единого научно-инновационного пространства. Это позволит нивелировать имеющиеся разночтения нормативно-правовой базы стран ЕАЭС, регулирующей сотрудничество между научным сообществом и бизнесом.

Некоторые результаты уже достигнуты. Разработан долгосрочный прогноз научно-технического развития ЕАЭС, а также определены приоритеты научно-технического развития Союза. Это, например, цифровизация экономики и создание собственной ИКТ-инфраструктуры; биотехнологии и биоинженерия; инновационное машиностроение; технологии производства новых материалов и топлива и другие.

Одним из ключевых вопросов развития прикладной науки является финансирование исследований. Страны Запада всё ещё производят более половины мирового ВВП и почти 60 процентов мировых НИОКР. Активно работает Китай, который планирует до 2025 г. направить 1,4 трлн долларов на развитие технологий.

Важно отдавать себе отчёт в том, что полученные результаты уже не станут «мировым достоянием», а будут работать только на экономики данных государств. Нам нужно генерировать собственные «ноу-хау».

Всё это проводится в том числе в рамках Научно-технического совета при председателе Коллегии ЕЭК. Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. предусмотрена реализация государствами-членами ЕАЭС совместных масштабных высокотехнологичных проектов, способных стать символами евразийской интеграции. В 2022 г. на площадке НТС были рассмотрены более 15 таких инновационных проектов, включая вопрос создания суперкомпьютерной сети ЕАЭС.

Для реагирования на новые вызовы, связанные с колоссальной технологической трансформацией, в рамках Союза была создана Рабочая группа высокого уровня по выработке предложений по сближению позиций по климатической повестке. 20 октября 2022 г. на заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване принят первый пакет мероприятий («дорожная карта») по сотрудничеству государств-членов ЕАЭС в рамках климатической повестки, предусматривающий реализацию 13 мероприятий в сфере зелёного финансирования, технического регулирования, доступных технологий, совместных промышленных инициатив, разработки совместных механизмов в соответствии с Парижским соглашением и международным сотрудничеством в целом. Исходим из того, что климатическая повестка не должна быть инструментом, ограничивающим экономическое развитие, а наоборот, ускоряющим его.

В 2022 г. государства-члены ЕАЭС поддержали инициативу Комиссии по реализации совместного проекта по ускоренным железнодорожным и мультимодальным перевозкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия «Евразийский агроэкспресс». Перевозки сегодня осуществляются в направлении КНР и, учитывая обратную загрузку, демонстрируют хорошие результаты: с 1 января по 31 декабря 2022 г. перевезено 525,5 тысяч тонн продукции, в том числе экспорт составил более 372 тысяч тонн, из которых почти 283 тысячи тонн рефрижераторных грузов.

В средствах массовой информации постоянно присутствует тема продовольственной безопасности. Мы выполнили расчёты балансов основных продовольственных товаров. Результаты свидетельствуют, что зерном страны ЕАЭС обеспечены на 148% к потребности, мясом – на 98,5% (говядина – 91,5%; свинина – 101,6%), молоком – на 97%, сахаром – на 98,5%, растительным маслом – на 194%. Сформированы индикативные балансы товаров. Поэтому никаких потрясений на товарном и ценовом рынке продовольствия быть не должно.

Полагаем, что с учётом трансформации мировой финансовой системы целесообразно форсировать создание собственной финансовой системы ЕАЭС на базе национальных валют за счёт следующих инструментов:

  • осуществление расчётов в национальных валютах государств-членов ЕАЭС (по итогам 2022 г. мы уже достигли показателя в 80%);
  • обеспечение формирования контрактных цен на энергоносители, а также иные товары в национальных валютах;
  • создание общего биржевого товарного рынка;
  • обеспечение прямых взаимных котировок национальных валют, создание общего интегрированного валютного рынка и системы валютного регулирования;
  • формирование преференциальных условий для использования национальных валют государств-членов ЕАЭС посредством дифференциации рисков, использование инструментов поддержки ликвидности между Центробанками, а также региональными институтами развития ЕАЭС в национальных валютах для поддержки операций, связанных с движением капитала внутри Союза;
  • необходимо стремиться к объединению потенциалов платёжной и расчётных систем ЕАЭС, БРИКС и ШОС.

 

Стоит признать, что к переходу на единую валюту в рамках Союза мы сегодня не готовы, однако применение новых подходов к осуществлению расчётов назрело.

Это могут быть различные решения, начиная от введения расчётной единицы по примеру ЭКЮ и заканчивая внедрением общей крипто- или цифровой валюты на территории Союза. Комиссия уже прорабатывает вопросы цифровой валюты (альтернативных расчётов) в ЕАЭС и платёжно-расчётной системы «ЕАЭС+БРИКС».

Следует подчеркнуть тесную связь данного направления работы с национальными и союзной цифровыми повестками. Этот вопрос подробно осветил в выступлении на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) в Бишкеке 9 декабря 2022 г. президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев: «Казахстан достаточно далеко продвинулся в этом направлении и, по данным Организации объединённых наций, наша страна входит в тридцатку самых оцифрованных государств мира. Более 90% госуслуг в Казахстане предоставляется в электронном формате. Созданы законодательные основы для конкурентного развития IT-технологий и инноваций, функционирует международный технопарк IT-стартапов, развивается криптоиндустрия, внедряется цифровой тенге. Считаю, что этот опыт можно было бы использовать для развития интеграции и создания проектов общего евразийского масштаба. Наша задача как Союза – стать ведущим игроком в сфере новых цифровых технологий, криптоэкосистемы, финтеха. И эта задача вполне выполнима, тем более что Россия, Беларусь, Армения исторически имеют значительный опыт в таких сферах»[4]. Проводимая в рамках ЕАЭС масштабная работа по развитию интегрированной информационной системы (ИИС), подключению стран к общим процессам, реализации таких важных цифровых проектов, как «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», «Экосистема цифровых транспортных коридоров», и других всецело направлена на осуществление представленного президентом Казахстана предложения и будет активизирована в 2023 году.

Полагаем, что кардинальных изменений требует транспортная сфера. Данный вопрос в течение 2022 г. прорабатывался ЕЭК совместно с Шанхайской организацией сотрудничества в рамках действующего двустороннего меморандума. Евразийская экономическая комиссия предлагает формирование единого каркаса евразийского макрорегиона через реализацию транспортно-логистического мегапроекта. Он включает в себя:

  • синхронизированное развитие конкретных международных транспортных коридоров в ЕАЭС и ШОС (в ЕАЭС принят перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, который включает семь приоритетных проектов, направленных на развитие евразийских транспортных коридоров и маршрутов, а также транзитного потенциала в рамках Союза и транспортной инфраструктуры, входящей в международные транспортные коридоры в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Пояс и путь»; в свою очередь, на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Самарканде 15–16 сентября 2022 г. утверждена Концепция по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров);
  • цифровизацию транспортных коридоров и маршрутов в Большой Евразии;
  • создание единой системы таможенного транзита в евразийском макрорегионе по типу «5+».

 

Как уже отмечалось выше, 9 декабря 2022 г. в Бишкеке состоялось очное заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств Евразийского экономического союза – премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна, президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова, президента Российской Федерации Владимира Путина, а также руководства государств-наблюдателей при ЕАЭС – президента Республики Куба Мигеля Диас-Канеля Бермудеса (в формате видеообращения) и премьер-министра Республики Узбекистан Абдуллы Арипова.

Высший Евразийский экономический совет принял знаковое решение о создании нового формата финансирования проектов промышленной кооперации. Ускоренное промышленное развитие, основанное на собственных компетенциях, в новых геополитических реалиях делает тему кооперации в промышленности действительно сверхприоритетной. Экономикам наших стран необходим запуск новых совместных программ, а также создание необходимых условий их реализации.

Комиссия совместно с государствами-членами подготовила предложения по конкретным источникам и механизмам финансовой поддержки промышленных кооперационных проектов:

  • из бюджета Комиссии будет субсидироваться ставка банкам по выданным кредитам под кооперационные проекты (в размере не более ключевой ставки);
  • статья бюджета будет сформирована от специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин (10% от пошлин за предыдущий год утверждения бюджета); это позволит сформировать фонд субсидирования в размере 20 млн долларов в год и поддержать проекты на сумму около 16–17 млрд рублей в год;
  • Евразийский межправсовет утверждает критерии и порядок отбора проектов (участие трёх и более сторон, формирование добавленной стоимости в кооперационной цепочке, финансовая эффективность и устойчивость, рост объёмов взаимной торговли и инвестиций и так далее), а также порядок взаимодействия Комиссии и финансирующей организации;
  • протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС и решение ВЕЭС о принципах и форматах использования бюджетных средств планируется подписать в мае 2023 г. на заседании ВЕЭС. В таком случае можно будет начать финансирование с 2024 г. Перечень проектов для возможного финансирования с применением льготного механизма уже прорабатывается.

 

Помимо этого, ВЕЭС принял важное решение о начале переговоров c Объединёнными Арабскими Эмиратами о заключении соглашения о свободной торговле. Это результат работы Совместной исследовательской группы (СИГ), а также подписанного в рамках XXV Петербургского международного экономического форума 16 июня 2022 г. Меморандума о взаимодействии между ЕЭК и правительством ОАЭ. Напомним, что в мае 2022 г. ВЕЭС одобрил начало аналогичных торговых переговоров с Республикой Индонезия, которая является крупнейшей экономикой в АСЕАН и четвёртой по численности населения страной в мире. Комиссия продолжает работу с Египтом, Ираном, Индией и другими приоритетными партнёрами.

Данному направлению работы уделил особое внимание президент Республики Беларусь Александр Лукашенко: «В то время как нас пытаются расколоть и изолировать, мы планомерно расширяем торговое сотрудничество с нашими партнёрами… Последние события показали, что далеко не все согласны с дальнейшим существованием однополярного мира. Как следствие, растёт роль таких интеграционных объединений, как ШОС, БРИКС. И наш Союз должен идти с ними в ногу. Более того, полагаю, настало время для проведения саммита стран-членов ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Эти страны разделяют наши подходы о необходимости уважения разных культур, взглядов, политических систем. Возможно, отдельные государства АСЕАН захотят принять участие в такой встрече. Стержневыми пунктами повестки саммита могли бы стать вопросы экономического взаимодействия. Например, формирование региональных торговых блоков, использование национальных валют, а также темы энергетики и безопасности»[5]. Предложенный Александ­ром Лукашенко подход в полной мере отражает суть идеи Большого Евразийского партнёрства, которая в настоящее время активно прорабатывается в ЕАЭС. Полагаем логичным позиционировать Союз в качестве открытого интеграционного объединения – ядра Большого евразийского партнёрства, основанного на взаимовыгодном и взаимоуважительном сотрудничестве, как это неоднократно подчёркивалось президентом России Владимиром Путиным[6].

Следует отметить большое внимание научного и экспертного сообщества к Большому евразийскому партнёрству. В 2022 г. отдельные исследования о нём были подготовлены представителями МГИМО, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, СПбГЭУ, РАН, Валдайского клуба. Тема получила своё развитие на площадке XXV Петербургского международного экономического форума, X международного форума «Евразийская экономическая перспектива» и других. Фундаментальную статью по данной теме опубликовал российский государственный деятель и учёный Михаил Кротов[7]. Рассчитываем, что в 2023 г. такая активность будет только набирать обороты.

Высший евразийский экономический совет 9 декабря 2022 г. также подробно рассмотрел вопрос о формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза, принял решение о расширении единого рынка услуг ЕАЭС, утвердил Основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2023 г., а также создал вспомогательный орган – Совет руководителей уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС в сфере энергетики. Были согласованы и другие документы.

Работа Евразийской экономической комиссии в 2023 г. в рамках российского председательства в органах ЕАЭС будет направлена на создание максимально выгодных условий для экономического развития экономик стран Союза на основе синергетического подхода. Преодолеть вызовы, обеспечить поступательный экономический рост и благосостояние граждан наших стран мы можем только вместе. Это наша объективная реальность: мы должны учесть уроки истории и открыть новые страницы интеграции в ЕАЭС.

От созвучия риторики к практическим шагам
Андрей Маслов, Всеволод Свиридов
Большинство стран Африки не станут подставлять под удар вторичных санкций собственные, успешно функционирующие финансовые институты, однако не будут и возражать против создания новых, с участием России и дружественных ей государств.
Подробнее

Сноски

[1]       Песков Д.Н. «Остров Россия» // РБК. 09.06.2022. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/09/06/2022/62a0e95b9a79472d8b713207 (дата обращения: 21.12.2022).

[2]      Подробнее см.: Мясникович М.В. и др. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции в контексте глобальных вызовов. Минск: Беларуская навука, 2022. С. 7–44.

[3]      Владимир Путин принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке // Президент России. 09.12.2022. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70058 (дата обращения: 21.12.2022).

[4]      Президент Казахстана принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета // Акорда. 09.12.2022. URL: https://www.akorda.kz/ru/prezident-kazahstana-prinyal-uchastie-v-zasedanii-vysshego-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soveta-911715 (дата обращения: 21.12.2022).

[5]      Участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке // Президент Республики Беларусь. 09.12.2022. URL: https://president.gov.by/ru/events/aleksandr-lukashenko-primet-uchastie-v-sammite-eaes-v-bishkeke (дата обращения: 21.12.2022).

[6]      Владимир Путин в режиме видеоконференции выступил на пленарной сессии I Евразийского экономического форума // Президент России. 26.05.2022. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/68484 (дата обращения: 21.12.2022).

[7]      Кротов М.И. Россия и Евразийский экономический союз в условиях глобального экономического противостояния // Проблемы современной экономики. 2022. T. 82. No. 2. C. 9–14.

Нажмите, чтобы узнать больше
Содержание номера
Нам глупо ломать комедию друг перед другом. Вместо вступления
Эрленд Лу
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-5-6
Карма (закон воздаяния)
Шагнуть за порог глобального мира
Дмитрий Евстафьев
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-8-21
Продовольствие как оружие и оружие как помощь
Игор Пелличчиари
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-22-35
Либеральная демократия и ветер перемен
Ильтер Туран
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-36-53
Образ многополярного мира
Алексей Дробинин
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-54-62
Дао (путь)
О консервативном балансе и традиционных ценностях
Александр Гиринский
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-64-75
Соблазн готовых ответов
Леонид Фишман
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-76-87
Новейшая история: краткий курс
Алексей Миллер
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-88-103
Зеркало друг для друга
Виктор Таки
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-104-118
Жэнь (человеколюбие)
Верховенство мнимости
Владимир Малявин, Артём Казанцев
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-120-138
Конфликты в Восточной Азии: в чём отличие от Европы?
Дмитрий Стрельцов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-140-151
Индийская дилемма России
Ниведита Капур
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-152-165
«Незаменимый» партнёр для «незаменимой» супердержавы
Максим Сучков
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-166-178
I and I, Bro (братство)
Новая эра девестернизации
Ван Вэнь
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-180-183
Сердечно, но мучительно
Павел Лешаков, Александр Соловьёв
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-184-196
От созвучия риторики к практическим шагам
Андрей Маслов, Всеволод Свиридов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-197-206
Новые страницы интеграции в Евразийском экономическом союзе
Михаил Мясникович, Владимир Ковалёв
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-207-218
Рецензии
Не уступка, не реверанс, но необходимость
Анатолий Антонов
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-220-222
Sic semper tyrannis
Кирилл Телин
DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-2-223-229