07.06.2015
«Новая нормальность» Китая
Почему китайская экономика все еще на правильном пути
№3 2015 Май/Июнь
Ху Аньган

Профессор факультета публичной политики и управления в Университете Циньхуа

Опубликовано в журнале Foreign Affairs, № 3, 2015 год. © Council on Foreign Relations, Inc.

Сегодня уже ясно, что в предстоящие годы экономика Китая будет неизбежно замедляться, хотя экономисты расходятся во мнении по поводу темпов и длительности этого торможения. В прошлом году темпы роста ВВП упали до 7,4%, что стало самым низким показателем за четверть века, и многие полагают, что в 2015 г. цифра еще больше снизится. Множество стран отчаянно пытаются обеспечить хотя бы такой рост экономики, но большинству из них не придется в течение следующего десятилетия создавать сотни миллионов рабочих мест, как Китаю. Вот почему некоторые эксперты скептически настроены относительно его перспектив. Они доказывают, что модель роста, основанная на промышленном производстве, больше нежизнеспособна, и предупреждают, как это сделал Пол Кругман в 2013 г., что Китай «вскоре упрется в свою Великую cтену». Согласно такой точке зрения, вопрос не в том, рухнет ли китайская экономика, а когда это произойдет.

Подобное мнение ошибочно. Китай не приближается к краю обрыва, а вступает в новую стадию развития. Президент Си Цзиньпин назвал следующую фазу роста «новой нормальностью» – термин, использованный бывшим генеральным директором фирмы по глобальным инвестициям Pimco Мохаммедом Эль-Эрианом для описания болезненного восстановления экономики в странах Запада после финансового кризиса 2008 года.

Однако Си Цзиньпин имел в виду нечто иное: важное изменение баланса, предполагающее более диверсифицированную экономику, более устойчивый рост и более равномерное распределение выгод. «Новая нормальность» пока на раннем этапе становления, но если Пекин сумеет удержаться на обозначенных рубежах, граждане Китая могут рассчитывать на постоянный рост и улучшение материальных условий и качества жизни, а остальной мир – на более глубокую интеграцию Китая в глобальную экономику. Китайский век не находится в начале конца – скорее в конце начала.

В погоне за лидером

Правильное понимание «новой нормальности» Китая возможно лишь в историческом контексте. Как опоздавший член современного экономического сообщества, Пекин следует так называемой модели «догоняющего роста», которая предполагает быстрый подъем  экономики после долгих лет отставания. Например, с 1870 по 1913 гг. по той же траектории шла и экономика Соединенных Штатов, которая поднималась в среднем на 4% в год. С 1928 по 1939 гг. ВВП России рос в среднем на 4,6%, а японская экономика в период с 1950 по 1970 гг. увеличивалась в среднем на 9,3% в год. Тем не менее ни одна из этих стран даже близко не подошла к тому, чтобы повторить рекорд Китая: с 1978 по 2011 гг., или почти 33 года, ВВП страны в среднем увеличивался почти на 10% в год.

Это стремительное восхождение позволило экономике Китая приблизиться к экономике США и, возможно, даже превзойти ее. По паритету покупательной способности – единице измерения, которой пользуются экономисты для сравнения разных экономик, – китайский ВВП превысил ВВП Соединенных Штатов в 2010 г. или 2014 г. в зависимости от того, на какие данные ориентироваться: историческую статистику проекта Маддисона или сравнительную международную программу Всемирного банка. Но если за основу взять метод Атласа Всемирного банка, экономика Китая обгонит экономику США не раньше 2019 года.

ВВП Китая по-прежнему отстает от ВВП Соединенных Штатов, если считать в нынешних американских долларах. Однако лучший метод сопоставления двух экономик – потребляемое электричество, поскольку это объективный показатель, легко поддающийся измерению. Он во многом отражает уровень модернизации экономики, ведь без электричества невозможно управлять заводами или строить небоскребы, а это именно то, что сегодня делают китайцы. В 1900 г. Китай вырабатывал 0,01% электроэнергии, генерируемой в США. В 1950 г. показатель вырос до 1,2%, а в 2000-е гг. – до 34%. В 2011 г. КНР обошел Америку, так что по крайней мере по потреблению электричества Китай нагнал Соединенные Штаты.

Подъем привел также к росту благосостояния китайских граждан, хотя здесь предстоит еще немало сделать. Поскольку число жителей в четыре раза превышает население ближайшего конкурента в экономике, КНР вряд ли удастся до 2030 г. достичь хотя бы половины американского ВВП на душу населения. В других областях страна, безусловно, сделала гигантские шаги. Средняя ожидаемая продолжительность жизни (около 76 лет) приближается к американскому показателю (79 лет). Уровень образования двух стран сопоставим, а экономическое неравенство в Китае может быть даже ниже, чем в США, если использовать для расчета коэффициент Джини. Однако с 1979 г. большая часть прибыли от подъема Китая накапливалась городскими жителями, а также жителями прибрежных районов. Реализация главной цели – «всеобщее развитие и всеобщее процветание» – потребует не только более устойчивого роста, но и более равномерного распределения доходов.

Медленнее, но устойчивее

В какой-то мере замедление китайской экономики, наблюдаемое в последнее время, было неизбежным. После трех десятилетий головокружительного роста в Китае образовалась огромная экономика, и дальше наращивать ее все труднее. Даже если измерять по нынешнему заниженному курсу обмена китайской валюты, в 2014 г. ВВП уже превысил 10 трлн долларов. Другими словами, 10-процентный рост означал бы ежегодное увеличение экономики на 1 трлн долларов – сумму, превышающую весь ВВП Саудовской Аравии, одной из крупнейших экономик мира. Понятно, что бесконечно поддерживать такие темпы нереально, и в какой-то момент должно было начаться снижение. Столь высокие показатели роста требуют, по сути, неограниченных поставок энергоносителей и грозят серьезным ущербом окружающей среде. Китай уже выбрасывает больше двуокиси углерода в атмосферу, чем США и ЕС вместе взятые, и объем все время растет.

С учетом вышесказанного у Китая не было другого выбора, как только снижать темпы. Хотя рост экономики на 7% все еще превышает показатели подавляющего большинства стран, замедление позволит снизить потребность Китая в основных ресурсах, будь то уголь или чистая вода, до более управляемых уровней. Это также позволит внести вклад в борьбу с изменением климата, ратифицировав «Совместное заявление США и Китая об изменении климата» – соглашение 2014 г., требующее от КНР не позднее 2030 г. начать снижение эмиссии углерода в атмосферу. Благодаря замедлению экономического роста и новым методам энергосбережения Китай, скорее всего, добьется этой цели значительно раньше.

Сдвиг Пекина в сторону «новой нормальности» уже начался, и результаты впечатляют. Достаточно взглянуть на 12-летний план, одобренный в 2011 г., который охватывает в том числе и 2015 год. Хотя план реализуется в эпоху снижения темпов роста, пять из поставленных целей укрепляют экономику и улучшают жизнь граждан. Первая цель – создание 45 млн рабочих мест в городах. Пекин уже достиг ее, создав свыше 50 млн рабочих мест. Это настоящий подвиг, особенно на фоне проблем с безработицей в Соединенных Штатах и Европе в тот же период. Вторая цель – экономическая перестройка, расширение сектора услуг с 43% ВВП в 2010 г. до более чем 48% в 2014 году. И в этом случае правительство уже решило поставленную задачу, проведя диверсификацию экономики и заодно способствуя трудоустройству большого числа людей.

Третья цель – акцент на научных изобретениях – потребовала увеличения государственного финансирования научных исследований с 1,75% ВВП в 2010 г. до 2,2% – в 2015 году. И в этом Пекин также преуспел, выйдя на второе место в мире по объему инвестиций в научные исследования и развитие. (Эти вложения уже дают отдачу: в 2012 г., спустя менее трех десятилетий после того как Китай принял первый закон о патентах, в стране было зарегистрировано на 50% больше патентных заявок, чем в США.) Четвертая цель – социальное обеспечение, включая расширение системы здравоохранения, которая ныне охватывает более 95% всего населения. Последняя цель – сбережение энергии, забота о сохранении окружающей среды, улучшение восьми экологических показателей, таких как увеличение доли неископаемого топлива в первичном потреблении энергии и снижение выбросов двуокиси углерода в сопоставлении с ВВП.

Показатели роста, заложенные в плане, сравнительно скромны по меркам Китая. Центральное правительство поставило цель поддерживать ежегодный рост ВВП на уровне 7% и добиться к 2020 г. удвоения ВВП на душу населения относительно показателей 2010 года. Эти индикаторы посылают четкий и ясный сигнал, особенно правительству провинций, которые ожидают от Пекина конкретного руководства: когда речь идет о росте, главное не количество, а качество.

Средний доход горожан все еще более чем в два раза превышает доходы сельских жителей, но в предстоящие годы разрыв начнет неизбежно уменьшаться. Эта динамика будет поддерживать внутреннее потребление и способствовать дальнейшему росту ВВП. Конечно, сравнительное замедление экономики поставит перед страной трудные задачи, особенно в части создания рабочих мест и сельскохозяйственного производства, где темпы роста, скорее всего, замедлятся. Но это цена структурных преобразований, и ее имеет смысл заплатить, чтобы двигаться вперед.

Глобальные преимущества

«Новая нормальность» окажет воздействие не только на внутреннюю жизнь Китая: за счет изменения баланса в экономике он сможет играть более заметную роль на международной арене. КНР уже сегодня вносит крупнейший вклад в рост мирового ВВП, и если народное хозяйство продолжит расти на 7% в год, страна, вероятно, останется самым важным фактором роста глобальной экономики по паритету покупательной способности. С 2000 по 2013 гг. на долю Китая приходилось почти 23% мирового роста (тогда как вклад США составил около 12%).

По моим прогнозам, эта цифра достигнет 25% до 2030 г., что поможет поддерживать темпы роста мировой экономики на уровне, превышающем 3% в год.

Китай уже является лидером в глобальной торговле и будет продолжать наращивать торговые обороты. Согласно базе данных Статистического управления по торговле Международного валютного фонда, Китай – крупнейший торговый партнер 140 стран, и его торговый оборот обеспечил 13% роста мировой экономики с 2000 по 2012 годы. Но если Пекин хочет увеличить внутреннее потребление и уменьшить зависимость от экспорта, ему придется открыть границы, снизив таможенные пошлины, и стимулировать международную экспансию своих компаний, создавая больше зон свободной торговли и наращивая торговлю в секторе услуг. Для привлечения большего объема иностранных инвестиций Пекину придется осуществить базовые реформы, такие как либерализация счета капитала для ослабления ограничений на движение денежных средств через границу и создание так называемого «списка исключений» – единого документа, указывающего, какие секторы экономики закрыты для иностранных инвестиций. Это будет сигналом международным инвесторам, что все другие отрасли открыты для внешних инвестиций.

Китаю надлежит вносить более весомый вклад и в генерацию новых идей. Сегодня страна находится в числе крупнейших создателей интеллектуальной собственности; с 2000 по 2012 гг. на долю китайских изобретателей пришлось почти 62% мирового роста заявок на патенты (на долю изобретателей из США пришлось около 25%). Демонстрируя растущую приверженность инновационной экономике, Пекин, скорее всего, примет более строгие правила по защите интеллектуальной собственности, побудит китайские компании подавать заявки на международные патенты и распространять новые технологии, особенно в развивающихся странах.

Амбиции в области электроэнергии

 

 

 

Чем глубже китайская экономика интегрируется в международную, тем больше она будет служить стабилизирующей силой в мире, как это произошло после финансового кризиса 2008 года. Можно утверждать, что именно план агрессивного стимулирования экономики, осуществленный Пекином, внес наибольший вклад в восстановление глобальной экономики после кризиса, обеспечив темпы роста собственного народного хозяйства на уровне свыше 9% в год и тем самым не допустив ухода глобальной экономики в минусовые показатели роста. Китай будет и дальше играть роль локомотива мировой экономики, но также действовать по более формальным каналам – в основном через международные финансовые учреждения, такие как Всемирный банк и МВФ, чтобы реформировать мировой финансовый порядок на благо развивающимся странам.

По мере укрепления экономического лидерства КНР международное сообщество вправе ожидать от него и принятия большей ответственности. И во многих отношениях Пекин уже это делает, прекрасно понимая, что успех следующего этапа развития зависит от остального мира не меньше, чем от него самого. КНР не сможет процветать без сбалансированного международного порядка, основанного на четких правилах, поэтому страна продолжит отстаивать принципы свободной торговли, недопущения протекционизма и стимулирования регионального сотрудничества. Она будет также выступать за создание такой системы глобального управления, которая была бы выгодна развивающимся странам. В этом смысле «новая нормальность» предполагает достаточное укрепление Китая не только для того, чтобы сохранить и приумножать достигнутые успехи внутри страны, но и чтобы помогать другим.

Содержание номера
Государство – это кто?
Фёдор Лукьянов
Трансформация государства
Сильное государство: теория и практика в XXI веке
Андрей Цыганков
Социал-демократическое будущее Америки
Лейн Кенвэзи
Марксизм в эпоху постглобализации
Борис Кагарлицкий
Государство и цели
Политика для всех?
Андрей Скриба
Зачем нужны «национальные интересы»?
Михаил Троицкий
Идеи и их воплощение
Идеализм высокой пробы
Анатолий Адамишин
«Демократизм» против демократии
Александр Лукин
Последствия раскола между Россией и Западом. Логика российской внешней политики
Тома Гомар
Сила и ее проекция
Далеко ходить не надо?
Андрей Фролов
Как сдержать Китай
Эндрю Крепиневич
Неравнобедренный треугольник
Дмитрий Новиков
Эволюция Азии
«Новая нормальность» Китая
Ху Аньган
По заветам деда и отца
Валерий Денисов
Новые направления
Технологический альянс вместо Североатлантического
Андрей Ионин
Новая газовая революция?
Светлана Мельникова, Евгения Геллер