24.06.2007
На пути к балансу и стабильности
№3 2007 Май/Июнь
Луиш Амаду

Министр иностранных дел Португалии (2006–2011).

Во втором полугодии-2007 Португалия
председательствует в Совете Европейского союза. Нашей стране
доводилось уже дважды исполнять эту миссию – в 1992 и 2000 годах. С
тех пор и Россия, и ЕС существенно продвинулись в своем
развитии.

Самой заметной из множества примечательных перемен
стало увеличение числа государств – членов Евросоюза: в 1992-м их
было двенадцать, в 2000-м – пятнадцать, а сегодня уже двадцать
семь. Одновременно растет и сфера компетенции Европейского союза:
теперь она распространяется не только на бЧльшую часть секторов
экономики, но и на широкий круг вопросов внешней политики,
внутренних дел и судопроизводства. Соответственно повестка дня
страны-председателя стала намного более сложной и обширной, а это
требует особого мастерства при ведении переговоров, цель которых –
добиться устойчивого баланса между позициями и интересами
государств-членов.

Существует мнение, что в условиях кризиса, который
переживает ЕС, возглавлять объединение как никогда трудно. Я с этим
не согласен, хотя негативные результаты референдумов о
Конституционном договоре, состоявшихся во Франции и Нидерландах,
вызвали некоторую неопределенность. Тем не менее Евросоюз
по-прежнему способен принимать важные решения. Достаточно,
например, вспомнить о далеко идущих мерах в области энергетики и
изменения климата, одобренных недавно Европейским советом. Они
позволят Европейскому союзу занять лидирующую позицию в том, что
касается поиска ответов на важные вызовы эпохи глобализации.

Число государств, которые стремятся присоединиться к
ЕС, доказывает привлекательность проекта. О том же свидетельствует
и стремление большинства стран мира расширить свои контакты с
Евросоюзом.

В период португальского председательства предстоит
заняться решением ряда важных задач. Работая на основе «дорожной
карты», которую Европейскому совету предстоит принять в июне, мы
приложим все усилия, дабы добиться прогресса по «конституционному»
вопросу. Преодолеть конституционный тупик необходимо не только по
внутренним причинам: без этого не удастся сосредоточиться на
внешнеполитических вызовах.

Международное сообщество стоит перед лицом растущего
числа рисков и угроз, и Европейский союз нуждается в
инструментарии, который наиболее адекватным образом обеспечивал бы
эффективную роль ЕС на мировой арене. Международное сообщество ждет
от Евросоюза поддержки в преодолении масштабных кризисов и вообще
активного участия в мировых делах. Причем речь идет не только об
экономическом влиянии (Европейский союз – крупнейший донор), но и о
политической роли. Она могла бы проявляться как посредством
использования «мягкой силы», так и – при необходимости – путем
развертывания на месте своих воинских формирований.

После 11 сентября 2001 года и последующих событий,
прежде всего войны в Ираке, наш долг – вносить постоянный вклад в
дело установления мира, стабильности и процветания во всех уголках
планеты. Стать полноценным фактором глобального баланса ЕС сможет
только в том случае, если столь же страстную приверженность
принципам стабильности и равновесия продемонстрируют Россия и США.
Несмотря на значимость других региональных игроков, именно на
Соединенные Штаты, Евросоюз и Российскую Федерацию ложится главная
ответственность в мировой политике. Поэтому в случаях масштабных
кризисов они не могут не выступать партнерами по принятию
стратегических решений. Действенные подходы и долгосрочные успехи
попросту невозможны без договоренности между этими тремя мировыми
субъектами.

Работа над всеми основными темами в период
португальского председательства предполагает взаимодействие с
американскими и российскими коллегами. Без прямого участия России
невозможно сближение конфликтующих сторон на Балканах, Ближнем
Востоке, Африканском Роге, Корейском полуострове или Кавказе.

В одиночку Европейскому союзу не под силу принять
эффективные меры по борьбе с изменением климата, обеспечению
энергетической безопасности или противостоянию терроризму и
распространению ядерного оружия. ЕС не может взять на себя ведущую
роль и по другим глобальным вопросам, которые особенно волнуют
мировое общественное мнение.

Отвечая на современные вызовы безопасности, Евросоюз,
Россия и Соединенные Штаты не только возлагают на себя большую
ответственность, но и используют исторический шанс развить
политический диалог и предложить конструктивные и долгосрочные
решения по возникающим вопросам – от разоружения до
нераспространения ядерного оружия и борьбы с терроризмом.

Я воспользовался возможностью изложить эту точку
зрения российскому коллеге Сергею Лаврову во время регулярных
встреч в последние месяцы. Уверен, что он ее разделяет, и твердо
убежден: дальнейшее углубление двусторонних отношений между
Европейским союзом и Российской Федерацией также способствовало бы
достижению стоящих перед нами целей. Ведь чем прочнее наши
отношения, тем с большей готовностью мы будем противостоять общим
вызовам, а также трудностям, которые испытывают третьи страны,
рассчитывающие на нашу помощь.

Вот почему чрезвычайно важно приступить, наконец, к
переговорам о новом стратегическом соглашении между ЕС и РФ. Это
позволило бы выйти за пределы уже сложившихся форм сотрудничества,
основанного на «четырех общих пространствах», – ведь со времени
принятия «дорожных карт» (2005) достигнут значительный
прогресс.

Мы должны продвинуться вперед во всех сферах обоюдных
интересов, полностью используя возможности существующих институтов.
Эксперты, госслужащие высокого ранга, члены правительства, главы
государств и правительств имеют все основания стремиться к
дальнейшему сближению Евросоюза и России. Основой служит диалог в
рамках общего экономического пространства, и до сих пор он
развивался удовлетворительно, но важно углубить его, особенно в
вопросах энергетики.

В ходе дебатов между членами Европейского совета и
президентом России Владимиром Путиным, которые состоялись прошлой
осенью в Лахти, определились базовые правила наших будущих
отношений. Теперь следует повышать уровень транспарентности и
начать совместные консультации, дабы упрочить стабильные и выгодные
связи. В условиях взаимозависимости в выигрыше от сотрудничества
должны быть и поставщики, и потребители, поскольку речь не идет об
игре с нулевой суммой. В наших общих интересах создать механизм
раннего предупреждения по нефти и газу.

Общее пространство свободы, безопасности и правосудия
– такое же необходимое условие для решения вопросов, привлекающих
пристальное внимание граждан. В этом смысле полезно укреплять
сотрудничество во всех сферах, включая свободное перемещение лиц,
пограничный контроль, миграционный контроль и правила
предоставления политического убежища, борьбу с организованной
преступностью.

Оценивать результаты совместной деятельности
административных структур должны сами граждане, поскольку от их
поддержки зависит создание подлинно стратегических отношений.
Поэтому готов полностью признать важность достижения соглашений,
позволяющих упростить визовый режим и процедуры по возврату
нелегальных мигрантов, что облегчит контакты между нашими народами,
особенно молодежью.

Общее пространство научных исследований, образования
и культуры помогает лучше узнать историю и традиции друг друга. В
период португальского председательства мы намерены созвать
Постоянный совет партнерства по культуре, а накануне саммита Россия
– Европейский союз, который состоится в Мафре в октябре 2007 года,
правительство Португалии будет иметь честь в присутствии президента
России открыть выставку произведений искусства из Эрмитажа. Такие
события способствуют сближению народов. Важная веха – недавнее
открытие Института европейских культур в Москве. Португалия имеет
непосредственное отношение к проекту: наш посол в Москве Мануэл
Марселу Курту является вице-президентом Института, а первый
зарубежный семинар был организован Фондом Мариу Суариша.

Сближение позиций на внешнем фронте потребует
активного диалога, и я готов участвовать в консультациях с
российскими коллегами в любое удобное время. Наиболее
безотлагательным остается косовский вопрос. Совершенно необходимо
обеспечить выполнение решения, которое получит поддержку Совета
Безопасности ООН.

ЕС готов сыграть положительную роль не только
посредством своего будущего присутствия в Косово, но и путем
принятия четкой стратегии в отношении Сербии. Она, естественно,
должна включать европейскую перспективу для Белграда при условии
безоговорочного сотрудничества сербского правительства с
Международным трибуналом по бывшей Югославии. Сплоченности
международного сообщества нет альтернативы, и я надеюсь, что Россия
продолжит конструктивную работу по сближению позиций сербов и
косоваров.

Подобная же активность Москвы требуется и в рамках
мирного процесса на Ближнем Востоке. Такая возможность, кажется,
открылась вновь благодаря прямым консультациям между палестинцами и
израильтянами, а также возобновлению участия арабских стран. Мы и
далее должны поддерживать этот процесс дипломатическими усилиями.
Международное сообщество, в частности ближневосточный «квартет»
(ООН, Евросоюз, Россия, США. – Ред.), должно быть в состоянии
правильно отреагировать на новую динамику.

Мы высоко ценим сотрудничество с Россией по
стабилизации Афганистана. Португалия стремится всячески
содействовать урегулированию – и в качестве председателя
Европейского союза, и как участник вооруженной коалиции,
дислоцированной в этой стране. Сколь отдаленным ни казался бы
Афганистан, Португалия понимает всю важность его умиротворения.
Именно поэтому мы продолжим работу, которая велась под
председательством Германии с целью развития отношений между ЕС и
Центральной Азией. Страны этого региона стремятся к более активному
сотрудничеству с Евросоюзом, но мы не забываем и об интересах
России. Мы будем поддерживать полную прозрачность в отношениях с
Москвой, оставаясь доступны для консультаций и координации действий
в рамках Европейского союза и ОБСЕ.

Наконец, не в последнюю очередь хотел бы подчеркнуть
важность продолжения диалога между ЕС и РФ в том, что касается
разработки европейской стратегии безопасности и обороны, а также в
контексте Совета НАТО – Россия. Мы сумеем адекватно ответить на
вызовы нового стратегического окружения лишь в том случае, если
будем следовать политике всестороннего сотрудничества.

Содержание номера