Нынешнее лето в российской и мировой политике не стало временем затишья. И дело не только в экономическом кризисе, хотя его дыхание ощущается повсеместно. Изменения на международной сцене происходят всё быстрее и носят всё более фундаментальный характер, что связано с глубокими переменами в глобальном соотношении сил и интересов. Об этом размышляет Джордж Ео. Он называет наше время эпохой великой переоценки – кардинальных сдвигов в балансе экономического, политического и культурного влияния. А Тимофей Бордачёв обращает внимание, что в распоряжении исследователей пока нет теоретического инструмента, который позволял бы анализировать глобальную экономику столь же глубоко, как глобальную политику.
Яркое событие минувшего лета – визит в Москву Барака Обамы, который официально открыл эпоху «перезагрузки». Практически все комментаторы сошлись во мнении, что переговоры были успешными, но ни один из по-настоящему трудных вопросов президенты пока не затронули. Скорее всего – сознательно, чтобы дать первый позитивный импульс. Доклад, подготовленный под руководством Сергея Караганова, посвящен тому, как расширить и дополнить предлагаемую повестку дня. По мнению авторов, ключ к настоящей перенастройке лежит в согласовании приоритетов обеих стран, и прежде всего по региональным проблемам. У каждой из сторон – свой список жизненно важных интересов, которые мало в чем совпадают, но и не обязательно противоречат друг другу.
Примечательно, что элементы подобного подхода можно найти в статье Збигнева Бжезинского. Так, он не исключает, что для обеспечения стабильности в Евразии НАТО могла бы взаимодействовать с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Правда, Бжезинский видит ОДКБ «субподрядчиком» Североатлантического альянса, что не устроит Москву, но ведь еще не столь давно на Западе не допускали вообще никакой кооперации с этой структурой. Евгений Савостьянов, откликаясь на статью, опубликованную на страницах нашего журнала Сергеем Дубининым, предлагает стратегический союз с Соединенными Штатами. Роберт Легвольд призывает Белый дом не ограничиваться косметической коррекцией политики, а установить качественно новые стратегические отношения с Россией.
За 20 лет после окончания холодной войны в Европе и Евразии так и не появилось системы безопасности, которой доверяли бы все участники. Между тем очагов реальных или потенциальных конфликтов по периметру континента становится все больше.
Олег Александров пишет об Арктике, которая превращается в зону соперничества сопредельных держав. Эксперт считает, что создание системы региональной безопасности на севере Европы могло бы стать прообразом и общеевропейской модели. Александр Орешенков обращает внимание на международно-правовой аспект арктической конкуренции. Россия накопила богатый опыт в этой части мира – как положительный, так и отрицательный.
Тигран Торосян уделяет пристальное внимание роли Турции как растущей региональной державы. От действий Анкары все больше зависит развитие событий на Южном Кавказе, на юге Европы и на Среднем Востоке. Признанием этого стал визит в Турцию нынешним летом премьер-министра России Владимира Путина, ставший вехой в отношениях между двумя странами. Александр Лукоянов анализирует итоги еще одного заметного события – президентских выборов в Иране. Хотя власть там не сменилась, эксперт уверен: серьезные перемены в исламской республике неотвратимы.
Леонид Григорьев и Марсель Салихов анализируют меры, принимаемые ведущими державами для выхода из кризиса. «Новая финансовая архитектура», по их мнению, будет мало отличаться от старой, но в недрах мировой экономики зреют изменения, которые будут происходить помимо желания и намерений игроков. Ярослав Лисоволик указывает на феномен «нового протекционизма», проявившийся в ходе нынешнего кризиса и поставившего под сомнение достижения торговой либерализации последних полутора десятилетий. В этом контексте автор предлагает рассматривать наделавшее в июне много шума заявление России об изменении ею формата переговоров о вступлении в Всемирную торговую организацию в прежнем формате.
Мария Кристина Капело и Луис Рубио напоминают об опыте Мексики, которая 15 лет назад присоединилась к Североамериканской зоне свободной торговли. Эксперты указывают, что сама по себе либерализация не решает экономических проблем, если у страны отсутствует продуманная стратегия развития.
Владимир Печатнов обращается ко Второй мировой войне, обстоятельства которой снова активно обсуждаются и в России, и в мире. Архивные материалы, связанные с перепиской Иосифа Сталина и Уинстона Черчилля, открывают любопытные особенности взаимоотношений внутри антигитлеровской коалиции.
Следующий номер будет в основном посвящен 20-летию событий в Европе и мире, символами которых стали падение Берлинской стены, перемены в Польше, «бархатная революция» в Чехословакии. В современной России взгляд на прошедший период отличается от того, который распространен в Европе, и мы постараемся представить широкую палитру мнений о прошлом, которое продолжается.