Если в России космос и экология и дальше не будут восприниматься в категориях экономики, то нам, наверное, опять придётся искать «асимметричный ответ». Может быть, в сложившейся ситуации лучше вовремя встроиться в процесс и начать бить противника его же оружием?
В первый же день на посту президента Джо Байден подписал указ, подтверждающий присоединение США к Парижскому соглашению по климату. На следующий день НАСА объявило об учреждении новой должности старшего советника по климату, на которую в качестве исполняющего обязанности был назначен Гэвин Шмидт, директор Института космических исследований имени Годдарда НАСА в Нью-Йорке.
На сайте НАСА прямо говорится, что учреждение новой должности позволит обеспечить агентству эффективное выполнение поставленных администрацией Байдена задач в области климатологии. Как отметил исполняющий обязанности руководителя НАСА Стив Юрчик, сотрудник на этой должности предоставит критические идеи и рекомендации для всего спектра научных, технологических и инфраструктурных программ, связанных с климатом, что позволит агентству более эффективно координировать усилия для достижения целей администрации по борьбе с изменением климата.
В частности, в обязанности старшего советника по климату войдут следующие задачи:
- Привлечение инвестиций, связанных с климатическими проектами.
- Содействие развитию аэронавтики и других технологических инициатив, направленных на сокращение выбросов углекислого газа и широкое воздействие на климат.
- Продвижение информации о социальных эффектах и размерах инвестиций НАСА в проекты, связанные с климатом.
- Развитие коммуникаций, координация по данной тематике внутри НАСА и взаимодействие с научным сообществом за пределами агентства.
- Активизация исследований и технологических разработок агентства, связанных с климатом.
Как отмечено в сообщении, старший советник по климату в рамках стратегических целей НАСА должен отвечать за климатические инвестиции агентства в контексте более широких правительственных программ и тесно сотрудничать с Управлением научно-технической политики Белого дома и Управлением по вопросам управления и бюджета.
Вне зависимости от того, было ли учреждение этой должности «выстрелом на упреждение» или состоялось по сигналу из Белого дома, такой шаг отвечает политическим установкам предвыборной платформы и декларируемым планам об увеличении инвестиций в климатические проекты. Тема климата и космоса в предвыборной программе (2020 Democratic Party Platform) сформулирована следующим образом: «Демократы поддерживают укрепление миссий НАСА и Национального управления океанических и атмосферных исследований по наблюдению Земли, чтобы лучше понять, как изменение климата влияет на нашу родную планету».
Что касается инвестиций в климатические проекты, то НАСА не может оставаться в стороне уже потому, что, в отличие от других правительственных ведомств, способно оценить масштаб планируемых денежных вливаний, о которых заявлено в «Плане Байдена за чистую энергетическую революцию и экологическую справедливость» (The Biden Plan for a Clean Energy Revolution and Environmental Justice). На сайте предвыборной кампании отмечается, что Байден сделает крупнейшие в истории инвестиции в исследования и инновации в области чистой энергетики, которые в два раза превзойдут в сегодняшних ценах расходы по отправке человека на Луну по программе «Аполлон».
Закономерно возникает вопрос, а насколько на самом деле важна роль космических технологий в том, что получило название «чистой энергетической революции»? Дело в том, что космос в его научном и индустриальном аспектах пронизывает буквально все направления жизнедеятельности, хотя большинство населения планеты не представляет возможности того же дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) в части улучшения жизни и безопасности человечества.
Дальше жить на Земле уже невозможно без космоса
Индустрия наблюдения Земли постоянно развивается, и в перспективе нас ожидает интеграция новых информационных технологий и методов дистанционного зондирования с переносом обработки данных на космические платформы. Растёт спрос на данные наблюдений Земли для решения глобальных проблем населения, изменения климата, стихийных бедствий, а также для предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями и техногенными катастрофами. Есть потребность в сборе данных ДЗЗ в различных масштабах, включая малые и большие, увеличивается необходимость в сокращении временных интервалов по наблюдению за одним и тем же участком поверхности Земли или объектом. То есть человечество нуждается в точной информации, основанной на больших данных ДЗЗ, без которой невозможно построить цифровую Землю.
В настоящее время на разных околоземных орбитах находится порядка двухсот работающих космических аппаратов (КА) гражданского назначения, оснащённых радиолокаторами, скаттерометрами, радиометрами, спектрорадиометрами, альтиметрами и оптической техникой, работающими в разных частотных диапазонах. Все они выведены на орбиту специально для получения разносторонней метеорологической и геофизической информации, необходимой для оценки состояния окружающей среды, мониторинга погоды и климата, а также для исследований состояния природных ресурсов и поиска полезных ископаемых. Эти спутники принадлежат нескольким десяткам национальных и международных космических агентств. По количественному составу и объёму передаваемой информации лидируют американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и Европейское космическое агентство (ЕКА).
Спутники ДЗЗ используются в том числе для таких целей, как оценка ущерба во время стихийных бедствий, оценка урожайности сельскохозяйственных культур, картирование геологии поверхности и месторождений полезных ископаемых, обнаружение источников воды. Космические аппараты дистанционного зондирования работают на разных высотах на околоземной орбите и дают ценные данные о химических, физических и биологических аспектах земной системы.
Приведём некоторые направления ДЗЗ:
- мониторинг и прогноз состояния атмосферы и океана;
- мониторинг ледяного покрова;
- информационное обеспечение гелиогеофизической службы;
- оценка вероятности возникновения, мониторинг и оценка последствий опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций;
- изучение климатических, океанических и ландшафтных изменений на основе наблюдений за облачным покровом, концентрацией парниковых газов, озоновым слоем, снежным и ледяным покровами, температурой и цветностью океана, растительным покровом, радиационным балансом;
- изучение климата и климатообразующих факторов;
- картирование параметров загрязнения атмосферы, суши и океана;
- оценка зон риска распространения загрязнений, в том числе радиоактивных;
- измерение температуры поверхности и уровень океана и его загрязнения;
- оценка состояния лесных ресурсов, возрастной и видовой состав лесов;
- воздействие климата на северные леса России;
- мониторинг незаконных вырубок леса и наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий.
Стоит отдельно отметить, что возможности ДЗЗ в случае оперативного обеспечения качественными данными по всей территории Российской Федерации могут принести потенциальный эффект и для различных отраслей экономики. Сюда можно отнести, прежде всего, нефтегазовую промышленность, добычу и переработку полезных ископаемых, крупные перерабатывающие предприятия, сферу транспорта, сельское хозяйство. Ниже лишь малая часть направлений, по которым могут быть востребованы продукты и услуги с использованием данных ДЗЗ:
- мониторинг, оценка состояния и уровня эксплуатации почв и объектового фонда;
- услуги по контролю состояния сырья и готовой продукции;
- обеспечение контроля за рекультивационными мероприятиями и оценка состояния растительности;
- поддержка проведения топографических и геофизических исследований;
- оценка мировых запасов полезных ископаемых и активности добычи для анализа и прогнозирования рыночных тенденций;
- поддержка исследования и классификации районов текущей и планируемой добычи и расположения объектов;
- мониторинг геологической среды и состояния подъездных путей;
- постоянный мониторинг работ на предприятиях и добывающих площадках;
- контроль состояния промышленных и инфраструктурных объектов и оборудования, обеспечение промышленной безопасности;
- контроль соблюдения лицензионных соглашений при освоении месторождений и проведении геологоразведки;
- мониторинг развития внешней природной и антропогенной среды вокруг промышленных и инфраструктурных объектов;
- экологический мониторинг в районах добычи и производства, контроль реализации рекультивационных и восстановительных мероприятий и работ по промышленному использованию отходов в собственном производстве.
По экспертным оценкам, мировой рынок коммерческих данных и услуг с использованием данных ДЗЗ, который на сегодня составляет порядка 2 млрд долларов, к 2030 году вплотную приблизится к 10 млрд долларов. Такой взрывной рост произойдёт не за счёт увеличения количества «сырых» снимков, а в результате увеличения самых различных сервисов, разработанных с использованием данных ДЗЗ. За последние годы несколько десятков компаний объявили о своём намерении создать группировки наблюдения Земли, общее количество которых уже может достигать несколько тысяч малых космических аппаратов. Эти новые созвездия будут конкурировать с действующими игроками за большую точность и более высокую скорость обработки данных. По мере снижения цен на данные, особенно на снимки с разрешением менее одного метра, будет расти и количество разнообразных сервисов, доступных в виде мобильных приложений.
Говоря о перспективах, которые видятся на этом направлении в нашей стране, стоит отметить, что для получения данных используется информация с 11 российских космических аппаратов и 24 зарубежных спутников ДЗЗ. Важно отметить, что при этом до 80 процентов информационной продукции гидрометеорологического, океанографического, геофизического назначения и мониторинга окружающей среды подготавливается с использованием данных с зарубежных космических аппаратов, что недопустимо с точки зрения информационной безопасности России. Что касается оставшихся 20 процентов, то, увы, здесь неприменим закон Парето, так как ни качество данных, ни периодичность их получения не позволяют в полной мере решать целевые задачи в интересах российской науки и промышленности. Возможно, что-то изменится с принятием закона «О дистанционном зондировании Земли из космоса», о начале общественного обсуждения которого недавно было объявлено.
Из космоса виднее, кто газует сильнее
Мониторинг и измерения парниковых газов в атмосфере Земли из космоса является одним из видов ДЗЗ. В этом случае, в отличие от снимков поверхности Земли в различных диапазонах, с помощью спектрометра путём измерения поглощения света молекулами CO2 и CH4 вычисляется содержание парниковых газов в атмосфере. Углекислый газ (CO2) является важнейшим антропогенным парниковым газом, и за последнее столетие на фоне роста общего содержания CO2 в атмосфере Земли в среднем отмечается увеличение уровня температур. Регулярные измерения содержаний CO2, с помощью как наземных (локальных и дистанционных), так и спутниковых наблюдений, ведутся уже несколько десятилетий, и начались эти исследования ещё раньше, чем климатическая повестка стала настолько актуальной. В нашей стране в 1977–1979 гг. были проведены спектроскопические измерения на спутниках серии «Метеор», и, что интересно, в то время даже наземных измерений CO2 было относительно мало.
Сейчас в мире всего восемь спутников имеют на борту аппаратуру, которая позволяет измерять содержание парниковых газов в атмосфере земли, и только три созданы специально для решения этой задачи. Специализированные спутниковые эксперименты по измерениям содержания CO2 реализуются на спутниках GOSAT, (Greenhouse Gases Observing Satellite) и OCO (Orbiting Carbon Observatory). GOSAT-1 был запущен в начале 2009 г., и в том же году в результате неудачного запуска был потерян первый американский OCO-1. С 2014 г. на орбите работает второй из этой серии OCO-2, а в 2018 г. на смену GOSAT-1 пришёл GOSAT-2. Китайский TanSat работает на орбите с конца 2016 года.
GOSAT-1 был разработан в Японии – Японским агентством аэрокосмических исследований, Министерством охраны окружающей среды и Национальным институтом по изучению окружающей среды. Цель проекта GOSAT заключается в получении более точных оценок потоков CO2 и CH4 в субконтинентальном масштабе. GOSAT уникален тем, что в нём используется спектрометр с преобразованием Фурье (FTS), который позволяет выделить 10000 цветов. FTS записывает отражённый солнечный свет в ближней ИК-области и тепловых выбросах путём измерения поглощения света молекулами CO2 и CH4 в атмосфере.
Что касается OCO-2, то, как как было отмечено в сообщении НАСА по случаю запуска в 2014 г., космический аппарат способен обнаруживать повышенные уровни углекислого газа над крупнейшими городами мира. Как считают в НАСА, проведённые исследования таких агломераций, как Лос-Анджелес и Париж, позволяют распространить экспериментальные разработки в рамках концепции глобальной системы мониторинга углерода и на другие источники выбросов углерода, мегаполисы, города поменьше и большие электростанции. Такая система предполагает создание сетей наземных измерений в репрезентативных районах с одновременным использованием преимуществ более широкого охвата спутниковых наблюдений, дополненных, например, данными о дорожном движении. При этом оговаривается, что прозрачный обмен данными спутниковых наблюдений может оказаться жизненно важным в городах развивающихся стран, где наземные данные о выбросах отсутствуют. О тем, что данные, получаемые от наземной инфраструктуры, и соответствующие методики не дают полной картины, говорят представители профильных организаций и учреждений в США. «Измерение выбросов парниковых газов в городах является серьёзной проблемой», – так прокомментировал сообщение НАСА Джеймс Уэтстоун, специальный помощник директора по измерениям парниковых газов американского Национального института стандартов и технологий (NIST). NIST решает проблему необходимости разработки и демонстрации эффективности передовых методов измерения парниковых газов, которые могут быть применены к городам и мегаполисам.
Европейские эксперты проявляют не меньшую активность в обсуждении климатической повестки и также обращают внимание на необходимость задействовать космические технологии. В статье «Отслеживая CO2 из космоса» (CO2 Tracking in Space) Корнелия Зогг из швейцарского научно-исследовательского института ЕMPA (Swiss Federal Laboratories for Material Science and Technology) пишет, что города действительно являются источниками CO2, но невозможно достоверно определить, сколько выбросов происходит на самом деле. Текущие оценки основаны на статистике и данных о деятельности транспорта, промышленности, теплоснабжения и производства энергии. Оценка этих данных сложна, результаты доступны только с большой задержкой. Такие оценки имеют большую степень неопределённости, поскольку точные цифры часто отсутствуют, и приходится делать упрощённые предположения, например, в случае отопления помещений. По мнению Корнелии Зогг, нынешняя сеть наземных станций полезна для отслеживания увеличения содержания CO2 в атмосфере, но она недостаточно хороша, чтобы обеспечить надёжную информацию о выбросах отдельных стран или городов.
По этой причине в ЕС совместно с ЕКА разрабатывается система мониторинга выбросов CO2. Ключевым компонентом этого является спутниковая миссия CO2M по мониторингу антропогенного углекислого газа (Copernicus Anthropogenic Carbon Dioxide Monitoring). Планируется, что в 2025 году первые космические аппараты CO2M должны быть отправлены на орбиту для создания глобальных карт атмосферных концентраций CO2 с использованием спектроскопических измерений. С помощью таких аппаратов в ЕС намерены определить, где и сколько CO2 выбрасывается промышленными предприятиями, городами и странами. Реализация этой спутниковой программы практически совпадает с планами ЕС ввести в 2023 г. так называемое «трансграничное углеродное регулирование». Оно предусматривает налог на ввозимую продукцию, основанный на объёме парниковых газов, выделяемых при производстве продукции. Как декларируется ЕС, основная цель такого налога (пошлины) уравнять меры климатического законодательства в отношении внутренних и внешних производителей, их продаж в Евросоюзе.
ЕКА в начале марта 2021 г. сообщило о том, что европейский технологический стартап Kayrros успешно разработал инструмент для точного обнаружения индивидуальных выбросов метана (CH4) из космоса. Авторы комментария пишут, что количество метановых шлейфов, выбрасываемых российской газовой инфраструктурой, выросло на 40 процентов в 2020 г., что вызывает опасения по поводу последствий глобального потепления.
Что интересно, новый стартап объявил о создании платформы, которую можно использовать для отслеживания выбросов метана вдоль газопроводов, например, в Сибири. По данным Kayrros, были зарегистрированы 33 случая выбросы до 291 тонн в час на трубопроводе «Дружба», который проходит по территории России, Украины и Словакии. Отмечается, что объединив данные миссий Copernicus Sentinel-5P и Sentinel-2, а также алгоритмы искусственного интеллекта, ученые Kayrros обнаружили 13 случаев выброса метана со скоростью до 164 тонн в час в 2019–2020 гг. вдоль трубопровода «Ямал – Европа». «Примечательно, что количество выбросов в России, обнаруженных Kayrros, в 2020 г. увеличилось на 40 процентов по сравнению с 2019 г., хотя пандемия COVID-19 привела, по данным МЭА, к сокращению экспорта российского газа в Европу примерно на 14 процентов», – резюмируется в сообщении.
Действительно, основными «поставщиками» метана не природного происхождения являются нефтегазодобывающие компании, и в нашей стране отсутствует полноценная отечественная группировка ДЗЗ, способная покрывать потребности отечественных заказчиков и оперативный доступ к отечественным снимкам. Интересно, станут ли покупателями информации у Kayrros наши нефтегазовые компании или же они предпочтут закупить подобный продукт у отечественного разработчика?
На фоне дискуссий о том, что увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, включая углекислый газ, метан и другие виды, которые обычно рассматриваются как основной триггер наблюдаемого изменения климата, особенно заметный в Арктическом регионе, наши учёные обращают внимание на то, что в вопросе нужен комплексный подход и более активное использование космических технологий.
Руководитель Лаборатории инфракрасной спектроскопии МФТИ Александр Родин считает, что в целях измерения парниковых газов в атмосфере Земли, необходимо наладить серийное производство большого количества космических аппаратов и научной полезной нагрузки, что, в свою очередь, подразумевает лёгкие и недорогие решения как для платформы космического аппарата, так и для датчиков.
В дополнение к традиционной космической визуализации многоспектральные и гиперспектральные наблюдения в видимом и инфракрасном спектральных диапазонах очень востребованы во многих областях применения – от защиты лесов до национальной безопасности. Требуются не только новые инструменты, но и методы обработки данных, основанные на машинном обучении, доступе к данным с нулевой задержкой и поддержке принятия решений на основе ограниченных наборов данных. Быстрое развитие радиолокационной техники открывает возможность использования космических радаров с синтезированной апертурой для мониторинга морского льда в Северном Ледовитом океане, что крайне востребовано для навигации по Северному полярному маршруту.
По мнению директора Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, члена-корреспондента РАН Анны Романовской, в отличие от стандартного расчётного метода по балансу выбросов и поглощения на определённой территории, используемого для подготовки Национального кадастра выбросов и поглощений парниковых газов, данные ДЗЗ позволяют получить пространственное распределение этих потоков, оценить временную изменчивость и их общую интенсивность, а также выполнить независимую верификацию расчётных данных. При этом спутниковые наблюдения за потоками парниковых газов и короткоживущих климатически-активных веществ (например, чёрного углерода) критически важны, учитывая протяжённость территории Российской Федерации. С помощью методов обратного моделирования данных ДЗЗ возможно восстановление траекторий и выявление источников выбросов. Спутниковые методы позволяют отслеживать в реальном времени перенос частиц чёрного углерода от природных и техногенных источников выброса в Арктический регион.
Вопрос о необходимости увеличения группировки космических аппаратов со специальной техникой для измерения содержания парниковых газов в атмосфере поднимается и на международном уровне, в частности в ходе заседаний Координационной группы по метеорологическим спутникам (Coordination Group for Meteorological Satellites, CGMS). Так на 48-м пленарном заседании CGMS в августе 2020 г. Европейский центр среднесрочных прогнозов погоды (European Centre for Medium-Range Weather Forecasts) представил доклад, в котором говорится о важности применения комплексного подхода к размещению аппаратуры в космическом пространстве. В докладе рекомендуется запустить большее количество космических аппаратов с спектрометрами на борту на низкую околоземную орбиту, а также проработать возможность установить соответствующие датчики на спутниках на геостационарной орбите, увеличив их чувствительность.
Несмотря на то, что аппаратура, разработанная в нашей стране, может давать данные на порядок выше тех, что поставляют зарубежные партнёры, у нас отсутствует понимание, как подойти к решению этой задачи с наибольшим народно-хозяйственным эффектом. Нет планов по созданию специализированной спутниковой группировки по мониторингу основных парниковых газов, наземной инфраструктуры, понятных отечественных методик, принятых на международном уровне, программного обеспечения по обработке данных и моделированию.
В будущих сражениях на климатическом фронте будет иметь значение не только то, сколько выбрасывает парниковых газов экономика той или иной страны, но и какими поглотительными способностями парниковых газов она располагает. В этом случае речь идёт прежде всего о том, какое количество CO2 способны поглощать леса.
Идите в лес…
Вопросы точности данных, репрезентативности, методик обработки и, как следствие, получение наиболее объективной экологической картины с использованием космических технологий становятся всё более актуальными. Актуальность определяется не только провозглашённой президентом США экологической повесткой, но и результатами новых исследований американских учёных.
В декабре прошлого года на сайте НАСА, в разделе, посвящённом климатической тематике, был размещён материал под названием «Наземные экосистемы становятся всё менее эффективными в поглощении углекислого газа» (Land Ecosystems Are Becoming Less Efficient at Absorbing Carbon Dioxide). Сообщение было посвящено результатам исследования международной группы учёных, которая обнаружила после обработки данных дистанционного зондирования, что «снижение способности лесов поглощать углерод является более существенным, чем показывают современные модели поверхности Земли». Данные, включая индекс растительности, были получены с помощью усовершенствованного радиометра очень высокого разрешения НАСА (AVHRR) и спектрорадиометра изображения умеренного разрешения (MODIS), установленных на американских космических аппаратах. Как отметил один из соавторов, сотрудник Центра космических полетов имени Годдарда Бен Поултер, зафиксировано, что средний уровень способности лесов поглощать CO2 в последние десятилетия неуклонно снижается и по сравнению 1982 г. упал с 21 до 12 процентов на 1 кубический сантиметр атмосферы.
Согласно исследованиям, публикуемым НАСА и другими расположенными в США научными центрами, данные мониторинга лесов из космоса дают информацию, отличную от той, которую мы получаем в результате создания поверхностных моделей не только в отношении абсолютных цифр, но и способности растительности планеты поглощать CO2. По мнению Нэнси Харрис, директора по исследованиям Лесной программы Института мировых ресурсов (World Resources Institute (WRI) Forests Program), леса – это двусторонняя магистраль в климатической системе. Используя данные ДЗЗ, полученные с американских спутников, WRI составил карту лесов планеты под названием «Леса: поглотители или источник углерода?».
Эта карта потока углерода в лесах из веб-приложения Global Forest Watch приводится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change 21 января 2021 г. – на следующий день после того, как Байден подписал указ о возвращении США в Парижское соглашение по климату. Как отмечает Сассан Саатчи, сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии и соавтор исследования, эти колебания углерода в лесах с видны беспрецедентной детализацией, а «новый подход помогает определить, какие типы лесов имеют более высокую неопределённость, выделив тропические леса, а также умеренные леса в Северном полушарии».
Специалисты НАСА отмечают, что новая методология, на основе которой они пришли к вышеуказанным выводам, объединяет базы данных из многочисленных источников, включая наземные отчёты, аэрофотоснимки и спутниковые наблюдения, которые позволили создать первую глобальную основу для оценки потока углерода специально для лесов. По их мнению, это шаг вперёд по сравнению с нынешним порядком предоставления ежегодных данных о национальных лесных ресурсах, которые всё ещё имеют значительные неточности, несмотря на стандартизированные руководящие принципы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК). Делается вывод, что отсутствие единообразия в данных МГЭИК означает, что глобальные оценки выбросов углерода могут содержать значительную степень неопределённости.
Продвигая свою методику, американские специалисты ссылаются на то, что оценки биомассы для исследования были основаны на данных спутника NASA серии Ice, Cloud and Land Elevation Satellite (ICESat). Космический аппарат имеет ограничения в покрытии земной поверхности и предназначается для отслеживания изменений в покрытии ледяного покрова, а данные о топографии и растительности предоставляются с дополнительно установленной на ICESat аппаратуры. Для оценки крупномасштабной биомассы и изменения биомассы применяются данные о высотах растительного покрова, которые являются высокоточными благодаря использованию многолучевой системы и технологии микроимпульсного лидара (подсчёта фотонов) в усовершенствованной топографической лазерной системе высотомера (ATLAS).
То, что приводимые оценки имеют некоторую степень неопределённости, допускают и сами авторы исследования. По словам Лолы Фатойнбо из Центра космических полётов НАСА имени Годдарда, все оценки приходят с неопределённостью, которая будет становиться всё меньше и меньше по мере того, как мы получаем лучшие наборы данных. Пилотная программа NASA по углеродному мониторингу биомассы Carbon Monitoring Systems Biomass использует данные с КАК ICESat-2 и оснащённого лазером прибора Global Ecosystem Dynamics Investigation (GEDI) на борту Международной космической станции. В НАСА считают, эти наблюдения помогут продвинуть модели для более реалистичного учёта экосистемных процессов, климата и обратных связей CO2.
По мнению учёных из Института космических исследований РАН (ИКИ РАН), мониторинг бюджета углерода в лесах требует регулярно обновляемой информации об их характеристиках и протекающих процессах. Недостаток необходимых данных приводит к трёх-четырёхкратной неопределённости различных оценок способности лесов России по поглощению CO2. Порой данные Росстата значительно разнятся в части общего количества и площади погибших лесов на территории нашей страны. По информации ДЗЗ, площадь лесов в России сокращается ежегодно примерно на 3 млн га, а почти «прямая линия» на графиках Росстата по потерям от лесных пожаров удивительно отличается от волнообразной линии, полученной в результате обработки спутниковых снимков зарубежного производства.
Дистанционное зондирование позволяет охватить всю страну и регулярно обновлять информацию о лесах России, включая данные о площади, запасах, породно-возрастной структуре, продуктивности, а также о воздействии на леса деструктивных факторов, лесовозобновлении. Использование данных ДЗЗ с в сочетании с моделями динамики лесов и данными выборочных наземных измерений открывает принципиально новые возможности мониторинга углерода в лесах России. Имея многолетний опыт в обработке данных ДЗЗ в части мониторинга лесов, учёные ИКИ РАН считают, что необходимо создание отечественной специализированной группировки спутников ДЗЗ с ежедневной частотой съёмки, с возможностью глобального охвата территории нашей страны и с разрешением 10–50 метров. В совокупности с технологиями по автоматической обработке данных это позволило обеспечить углеродный мониторинг лесов России и мира в целом.
Климатический суд идёт: предъявите ваши снимки
В статье Международного дискуссионного клуба «Валдай» «Климатический манифест» Байдена: глобальные игры вокруг углеродного следа» подробно описаны меры, которые планирует реализовать 46-й президент США на международной арене. Одна из особенностей американской политической жизни состоит в том, что чем активнее звучит та или иная тема во внутриполитической повестке, тем сильнее она находит своё отражение во внешней политике США.
В «Плане Байдена за чистую энергетическую революцию и экологическую справедливость» содержится широкий набор мер и инициатив, которые, по мнению президента США, приведут мир к решению климатической чрезвычайной ситуации, а Соединённые Штаты обязаны послужить примером, обеспечив достижение стопроцентно чистой энергетической экономики и нулевых выбросов не позднее 2050 года. Предполагается, что меры, описанные в плане Байдена, затронут все отрасли экономики страны, всю территорию и все слои населения. «Поскольку США предпринимают шаги, чтобы заставить отечественных загрязнителей покрывать полную стоимость их углеродного загрязнения, администрация Байдена введёт сборы за корректировку выбросов углерода или квоты на углеродоёмкие товары из стран, которые не выполняют свои климатические и экологические обязательства», – подчёркивается в документе. Тут же отмечается, что это позволит американским рабочим и их работодателям не оказаться в невыгодном конкурентном положении и одновременно побудить другие страны повысить свои климатические амбиции. Что касается будущих торговых соглашений, то Байден намерен включать в них обязательства партнёров по достижению расширенных Парижских климатических целей.
Было бы неправильно полагать, что это лишь декларации, за которыми нет конкретики. Работа ведётся как в направлении поиска подходящих внутригосударственных механизмов, так и инструментов на международном уровне. В этом отношении полезно обратиться к рекомендациям аналитиков из Центра новой американской безопасности, большое количество представителей которого заняли значимые посты в новой администрации США, включая Совет национальной безопасности, государственный департамент, Пентагон, структуры разведывательного сообщества и Министерство финансов.
Питер Харрелл, представленный на сайте ЦНАБ как ведущий эксперт по вопросам экономической политике США, санкциям, экспортному контролю и торговой политике, рекомендует «сторонникам агрессивного ограничения глобальных выбросов» для ускорения принятия нормативных актов воспользоваться приёмами Дональда Трампа, который «продемонстрировал весьма эффективный способ обойти законодательный процесс». Как бывший заместитель помощника госсекретаря по борьбе с финансовыми угрозами и санкциями в госдепартаменте (2012–2014) Харрелл хорошо понимает бюрократический процесс и потому рекомендует новому президенту нетривиальный путь для решения «проблемы изменения климата, даже если на уровне Конгресса возникнут какие-либо затруднения».
По мнению Харрелла, «есть по крайней мере четыре области, в которых президент-демократ мог бы использовать любимые инструменты национальной безопасности Трампа для решения климатического кризиса: тарифы на продукцию и в отношении стран с интенсивным выбросом парниковых газов; требования к отчётности по международным инвестициям; ограничения на инвестиции в углеродоёмкие отрасли; санкции и экспортный контроль в отношении наиболее разрушительных проектов».
Далее эти направления конкретизируются, и Министерству торговли в качестве одного из вариантов предлагается провести анализ углеродоёмкого импорта с целью определить, что он наносит ущерб национальной безопасности США. Автор рекомендаций не видит на этом пути никаких проблем, так как основополагающий закон США о санкциях – Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях, уполномочивает президента вводить широкий спектр ограничений в ответ на «любую необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике или экономике Соединённых Штатов». Обращаясь к Байдену ещё в августе прошлого года, Питер Харрелл, отмечает, что точно так же, как администрация Барака Обамы ограничила новые инвестиции в некоторые российские энергетические проекты в ответ на «вторжение» России на Украину в 2014 г., будущий президент-демократ мог бы использовать закон для ограничения частных инвестиций США в различные проекты с высоким уровнем выбросов парниковых газов.
Что касается международных механизмов, то у аналитиков из ЦНАБ есть мнение и на этот счёт. Ещё до выхода рекомендаций Харрелла в американских СМИ появилась статья сотрудника ЦНАБ Нила Бхатия «Почему пресечение экологических преступлений является вопросом национальной безопасности» (Why Stopping Environmental Crime Is a Matter of National Security). Автор предлагает задействовать Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ (The Financial Action Task Force on Money Laundering – FATF). ФАТФ является межправительственной организацией, в задачи которой входит выработка международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов и, кроме того, занимается оценкой законодательства и национальных стандартов в этой области и их соответствия принятым международным нормам.
В прошлом году ФАТФ опубликовала доклад «Незаконная торговля дикими животными» (Money Laundering and the Illegal Wildlife Trade), где, помимо торговли дикими животными, упоминаются незаконные лесозаготовки, незаконная добыча полезных ископаемых, незаконный промысел и индустрия обращения с отходами как источники доходов государственных и негосударственных субъектов. В этом контексте Нил Бхатия отмечает, что как бы ни была важна сама по себе борьба с экологическими преступлениями, её значение выходит далеко за рамки блага для окружающей среды. Намеренно или нет – автор ставит в один ряд борьбу с организованной преступностью и с «противниками США, которые вовлечены в торговлю дикими животными и совершают другие экологические преступления, чтобы обойти санкции». «Такие страны также практикуют экологические преступления для финансирования своей деятельности и уклонения от международных санкций», – утверждает сотрудник ЦНАБ. В самих же США рекомендуется задействовать Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network – FinCEN) для разработки конкретных методологий, помогающих отслеживать подозрительные операции по счетам, чтобы побудить финансовые организации предоставлять информацию, которая может привести к уголовному расследованию или введению санкций.
Соображения аналитиков ЦНАБ так или иначе присуствуют в «Плане Байдена за чистую энергетическую революцию и экологическую справедливость». Тема пандемии, пока ещё превалирующая во внутренней повестке США, тормозит начало реализации «климатического плана Байдена» в полной мере и даёт остальному миру передышку и возможность перегруппировать свои силы перед началом наступления США на экологическом фронте.
Рынок есть, рынок будет
По экспертным оценкам, в ближайшие пять лет рынок решений по управлению выбросами составит от 10 до 26 млрд долларов. План Байдена и Европейский зелёный курс оказывают давление на бизнес, который обязывают управлять своими выбросами углерода. Это рождает спрос на решения по мониторингу выброса парниковых газов и других проявлений негативного воздействия на окружающую среду. Помимо приведённых выше примеров по активизации деятельности на уровне правительственных агентств, а частности НАСА и ЕКА, которые разрабатывают аппаратуру для получения более точных данных ДЗЗ, на рынок выходят ИТ-компании с предложениями платформенных решений по автоматизированному мониторингу выбросов основных парниковых газов. В стартапы инвестируют банки, промышленные компании и фонды. Так, например, в Европе в этот процесс уже включились Société Générale, GANNI, AlbionVC, BMW Foundation, BCG Digital Ventures.
Банки начинают выводить деньги из компаний, занятых производством и переработкой ископаемого топлива, и направляют инвестиции в проекты устойчивого развития (ESG). Ещё в прошлом году Citigroup, Societe Generale, DNB, ABN Amro, Amsterdam Trade Bank, Credit Agricole CIB, Danish Ship Finance, Danske Bank, DVB, ING и Nordea заявили, что при принятии решений и предоставлении кредитов судоходным компаниям будут приниматься во внимание усилия клиентов по сокращению выбросов углекислого газа.
Не так давно было объявлено, что французская Total подписала стратегическое рамочное соглашение с Национальной нефтяной компанией Абу-Даби (ADNOC) для изучения совместных возможностей партнёрства в области исследований, разработок, развёртывания в области сокращения выбросов CO2 и улавливания, использования, хранения углерода (CCU). В соответствии с условиями соглашения, ADNOC и Total планируют совместно изучать возможности сокращения выбросов CO2, повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии в нефтегазовой промышленности. В области CCU компании намерены продолжать совместные исследования в области новых технологий, охватывающих улавливание углерода, решения для хранения и проекты повышения нефтеотдачи пластов на основе использования CO2.
* * *
Рассматривая раскручивание в мире маховика климатической повестки и использование в этом контексте космических технологий, мы, прежде всего, обращаемся к политике США в этой области. Во время своего президентства Трамп придал новый импульс теме превращения космоса в бизнес. Байден же хочет сделать бизнес из климата. Их подход можно свести к простым и похожим формулам: космос х экономика = национальная безопасность и экология х экономика = национальная безопасность. Понятно, что американцы – народ рациональный. Они стремятся, чтобы результаты были со знаком плюс, и, следовательно, при сложении общее значение ещё больше выросло. Под другими составляющими «национальной безопасности» в США понимают в том числе уровень своего влияния на международной арене и подчинение собственным экономическим интересам. Оставив в стороне разговоры о стремлении США называться передовой страной мира и навязывать свои правила, все крупные страны поняли смысл приведённых выше формул и готовятся использовать новые тренды в своих интересах.
Если в нашей стране космос и экология и дальше не будут восприниматься в категориях экономики, то нам, наверное, опять придётся искать «асимметричный ответ». Может быть, в сложившейся ситуации лучше вовремя встроиться в процесс и начать бить противника его же оружием?