Решение ввести миротворческий контингент ОДКБ в Казахстан для стабилизации там обстановки – веха в развитии всего постсоветского пространства.
Стёрта грань между внешними и внутренними обстоятельствами. Угрозу обвала государственного управления в одной из стран-членов, связанную с причинами внутреннего характера (накопление структурных социально-политических дисбалансов в сочетании с затянувшимся и всё более витиеватым транзитом власти), решено без всяких промедлений и размышлений интерпретировать в качестве агрессии «террористических банд» извне. Враг отныне – всегда внешний, даже если внутри. Это снимает барьер, сковывавший ОДКБ, даёт формальное основание для приглашения организации и её действий. Ни в Киргизии (а там повторяющиеся события такого рода – почти норма), ни в Армении три с половиной года назад такого не было. Тогда и ОДКБ (читай: Москва), и сами страны всячески подчёркивали внутренний характер процессов, и то, что нет необходимости привлекать силы извне.
Исчезновение границы между внешним и внутренним – процесс всеобщий. Любопытно, что в прежние десятилетия его приводным ремнём служил либеральный и правозащитный подход, – суверенитет не догма, если затронуты права и свободы человека. Сейчас мотивация охранительно-консервативная: вмешательство допустимо, если на кону безопасность и страны-источника нестабильности, и её соседей.
Справедливости ради, надо отметить, что запрос на введение миротворцев поступил от правительства, легитимность которого под сомнение не ставится, даже протестующие публично требовали ухода не нынешнего президента, а бывшего. В этом отличие ситуации, например, от Бишкека-2010 (свержение Курманбека Бакиева), когда к ОДКБ пыталась обратиться ставшая временным главой государства Роза Отунбаева. В Киргизии тогда наблюдался коллапс всех правомочных органов власти, так что формальная законность вмешательства была крайне сомнительна. Правовая основа прочнее и по сравнению с западными «гуманитарными интервенциями» – там речь шла о смене режимов, пусть со сложной репутацией, но признанных на международном уровне.
Подоплёку нынешних событий мы, вероятно, ещё узнаём, в частности, как принималось решение и в Казахстане, и в Москве, от кого исходила инициатива. Понятно, что российское руководство решило не ждать, пока пламя разгорится окончательно, а действовать на опережение. Это – развитие подхода, продемонстрированного полтора года назад в Белоруссии. Тогда прозвучало только предупреждение Путина о готовности российских силовиков вмешаться, и его хватило. Теперь обошлись без предупреждений, сразу к действиям, видимо, в Москве не было уверенности, что сами местные начальники способны удержать власть.
Диффузия внешнего и внутреннего не может быть полной.
У Москвы есть шанс занять наиболее выигрышную для себя позицию – физическое силовое присутствие на территории ключевого для России государства в роли гаранта, от позиции которого зависят дальнейшие события. Похожее имеет место в Армении после войны 2020 года. Это не финальная ситуация и не решение вопроса, но она предоставляет эффективный набор инструментов на предстоящий период.
Главное – не вовлекаться в местные дрязги, которые в значительной степени привели к кризису. Часто звучащие у нас призывы «работать не только с властью» по примеру США и ЕС, приваживать оппозицию, формировать выгодную для Москвы расстановку сил в интересующих государствах не учитывают, что в каждой политической культуре есть свои сильные и слабые стороны. Москва этого делать не умеет и никогда не умела, а когда пыталась – проигрывала.
Иными словами, всё равно, кто будет брать верх, любой власти придётся принимать во внимание объективные обстоятельства – российское военное присутствие.
Уже не раз доводилось писать: примерно четыре-пять лет назад территория, которую принято называть «постсоветским пространством», вступила в критически важный для всех расположенных на ней стран период – время доказательства собственной состоятельности как дееспособных суверенных государств. В 1992 г. все они были признаны в качестве таковых исключительно в силу упразднения СССР, а не по своему фактическому состоянию. Становление происходило по-разному, общим был контекст: большой внешний интерес – российский, западный, в меньшей степени региональный. Это (борьба внешних сил за наследство бывшего Советского Союза), как правило, играло дестабилизирующую роль, но придавало событиям определённую логику. И делало их частью больших международных процессов.
Но с некоторого момента значимость происходящего в «новых независимых государствах» (помните такой термин начала девяностых?) стала снижаться для грандов мировой политики. Это произошло из-за глобальных сдвигов и сосредоточения крупных стран на собственных проблемах, которых всё больше. Они, конечно, не совсем отвернулись от бывших союзных республик, но внимания и ресурсов им уделяли гораздо меньше. Это касается даже России, хотя она, понятно, в особом положении и ищет оптимальные формы влияния в условиях сужения спектра интересов.
На этом фоне политическое пространство постсоветских стран заполнялось внутренними процессами, отражавшими взаимодействие разных групп, национальную политическую культуру и специфику общественного устройства. Тем более что повсюду наступает период смены политического поколения. Потрясения последних лет в большинстве случаев (исключение, пожалуй, «заговор послов» в Молдавии в 2019 г.) – продукт самобытной эволюции. Армения-2018, Украина-2019 (приход Зеленского и «слуг народа»), Киргизия-2020, Белоруссия-2020, теперь Казахстан. Внешние силы вынуждены на это всё реагировать, в каких-то случаях вмешиваться или грозить вмешательством (как в белорусском), но не они выступают инициаторами перемен, скорее к ним приспосабливаются и стараются их использовать.
«Проверка на вшивость» серьёзная. И не все её благополучно пройдут. Пример Армении показывает, что последствия для нации могут быть крайне тяжёлыми. А ведь в армянском случае доминировало представление, что страна, несмотря на очевидные проблемы, обладает стойкой идентичностью перед лицом традиционного противника, способна успешно мобилизоваться и выживать. Казахстан тоже рискует оказаться примером разительного контраста между долго укреплявшимся благополучным фасадом и глубоко проблемным деформированным содержанием. Нет сомнений, что казус не последний.
Москва впервые использовала для проведения своей политики находящийся под её контролем институт. До сих пор считалось, что ценность в нём (них) сугубо декоративная. Понятно, что силы, размещённые в Казахстане, будут в подавляющем большинстве российскими. Во-первых, они гарантируют дееспособность. Во-вторых, если с российским военным присутствием Казахстан согласиться может, то с армянским или, господи прости, киргизским, конечно, нет. При этом само задействование коалиционного бренда даёт Москве дополнительные возможности и придаёт политический резон альянсу.
Накануне переговоров с США о системе безопасности всё случившееся своевременно. Россия напомнила о своей способности принимать быстрые и нестандартные решения в военно-политической сфере, воздействовать на происходящее в важных для неё частях мира. Конечно, с расширением сферы влияния расширяется и сфера ответственности – за происходящее в странах, где неприятностей произойдёт ещё изрядно. Но с последствиями этих неприятностей Москве пришлось бы разбираться в любом случае. Удобнее это делать, владея инициативой и набором разных инструментов.