08.12.2023
Когда наступает новый миропорядок
Валдайские записки
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Гун Цзюн

Вице-президент по исследованиям и стратегии израильского филиала Университета международного бизнеса и экономики, эксперт China Forum.

Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Есть причина, по которой в Йоханнесбурге к БРИКС присоединились шесть новых членов и по которой на данный момент более двадцати стран подали заявки на вступление в БРИКС. Их устремления перекликаются с темой создания новой мировой системы.

Вспомним один из ключевых основополагающих принципов БРИКС, чтобы рассмотреть природу этой будущей системы. Его смысл в общем стремлении «перестроить глобальную политическую, экономическую и финансовую архитектуру, чтобы она была справедливой, сбалансированной и представительной, опирающейся на главные основы многосторонности и международного права».

Очевидно, что это заявление подчёркивает несправедливость нынешней мировой системы, её несбалансированность и нерепрезентативность. Эти её черты сохранялись веками. Четверо из пяти первоначальных членов БРИКС были жертвами европейского колониализма на протяжении большей части последних трёхсот лет. Период с эпохи Великих географических открытий и до конца Второй мировой войны можно назвать самой мрачной и несправедливой главой в истории человечества, несмотря на огромный прогресс в науке и технике, которого добился Запад. Распространение сахарных плантаций, кофейных плантаций, работорговля – всё это породила европейская колонизация.

Окончание Второй мировой войны не изменило ситуацию по существу, хотя победители могли это сделать. Даже создание коалицией во главе с США международных институтов, включая ООН, ВТО, МВФ, Всемирный банк и многие другие, не только не исправило историческое зло, но, наоборот, закрепило несправедливость, хотя на сей раз и не с помощью неприкрытого насилия.

Так называемый международный порядок, основанный на правилах, обманул надежды жертв колониализма. В результате возникает фундаментальный вопрос: о чьих правилах, о каком порядке мы говорим?

Да, у нас есть Организация Объединённых Наций и её устав. Но достаточно подсчитать, сколько раз Соединённые Штаты меняли режим в других странах без одобрения ООН. Да, у нас есть ВТО. Но достаточно подсчитать, сколько раз решения комиссии ВТО по урегулированию споров категорически отвергались и игнорировались Соединёнными Штатами. Назначение новых членов этой комиссии они могут даже блокировать. Да, у нас есть МВФ. Но достаточно подсчитать, сколько раз его пакеты помощи действовали как инструмент политического удушения суверенных стран по идеологическим соображениям. Да, у нас есть Всемирный банк. Но достаточно подсчитать, сколько портов, мостов, железных дорог и автомагистралей на деле помог построить Всемирный банк в рамках так называемого наращивания потенциала, которым он так любит заниматься.

Архитекторы нынешней системы глобального управления подвели существующий мир. Лидеры богатейших стран мира не только не искупили грехи своих предков, но и навязывают остальному миру свой «порядок, основанный на правилах», причём эти правила похожи на одноразовые салфетки: используются по мере необходимости, а потом выбрасываются. По сути, этот порядок сводится к разделению власти между несколькими столицами западной части Северного полушария. Подавляющее большинство стран Глобального Юга, жертвы колониальной эпохи, оттеснены на обочину и маргинализованы. Глобальная система фундаментально противоречит их экономическим и политическим интересам. Развивающиеся страны Юга продолжают испытывать экономические и политические трудности.

Коренная причина недостатков нынешней системы во многом связана с однополярным миром, возникшим после холодной войны. Однополярность порождает гегемонию, а гегемония не обещает ни мира, ни процветания. У американского государственного деятеля создания новой мировой системыесть теория равновесия в международной политике. А те, кто разбирается в теории игр, понимают, что не бывает равновесия с доминирующим игроком, ибо это означает, что он может действовать в своих интересах, не учитывая интересы других сторон.

Подъём БРИКС и расширение БРИКС+ означают наступление новой эры, в которой однополярности больше не будет. Глобальный Юг призывает «починить» систему. Усилия БРИКС+ по реструктуризации глобальной политической, экономической и финансовой архитектуры опираются на принципы многосторонности и международного права. БРИКС+ и Глобальный Юг в целом не стремятся к полному пересмотру нынешней системы. Они не придерживаются по отношению к Западу конфронтационного или революционного подхода. Глобальный Юг признаёт и уважает многие международные правила и законы, разработанные за последние семь десятилетий. Он создаёт многостороннюю структуру для работы и сотрудничества с Западом, чтобы постепенно исправить недостатки нынешней системы и сдвинуть её в сторону многополярности, системы сдержек и противовесов и, будем надеяться, мирного равновесия.

Глобальный Юг перестаёт стесняться
Фёдор Лукьянов
Череда незападных государств во главе «двадцатки» на выходе может качественно сдвинуть повестку. Тем более что западные страны понимают – прежней способности определять характер обсуждения у них уже нет, надо адаптироваться. Для России такая эволюция «Группы двадцати» уместна и даже желательна. Хотя ждать от этого сообщества «пророссийской» позиции не нужно.
Подробнее

В этом смысле, как и учёные из мира БРИКС, мы призываем лидеров Запада рассматривать БРИКС не через антагонистическую геополитическую призму, а как равноправного партнёра, заслуживающего понимания и уважения. Мир изменился. Глобальный Юг больше не готов выслушивать напыщенные и снисходительные поучения Запада. Сегодня БРИКС+ представляет почти пятьдесят процентов населения мира и 36 процентов мирового ВВП. Пришло время задуматься об истинном состоянии мира, в котором мы живём, и действовать соответственно.

Укажем на некоторые направления развития БРИКС, в основном в экономической сфере, необходимые для создания нового глобального порядка.

Во-первых, в основе всего лежит экономическое развитие.Чтобы БРИКС могла эффективнее защищать интересы Глобального Юга в отношениях с Западом, НБР, который является аналогом Всемирного банком в рамках БРИКС, должен продолжать бесперебойно выдавать проектные кредиты, особенно на инфраструктурные проекты, в соответствии с собственным набором стандартов кредитования.

Во-вторых, необходимо продолжать поддерживать китайскую инициативу «Пояс и путь» и все инициативы других стран, которые обеспечивают связность инфраструктуры, а также культурные, социальные и межличностные обмены.Излишне говорить, что инфраструктура обеспечивает основу для экономического развития.

В-третьих, нужно найти способы развивать торговые и инвестиционные потоки внутри БРИКС и Глобального Юга в целом.Нынешняя глобальная торговля претерпевает структурную переориентацию из-за конфликта на Украине, конкуренции крупных держав Америки с Китаем и других причин. Хорошим примером выглядит китайско-российская торговля, которая в этом году выросла на 70 процентов в годовом исчислении. Торговые и инвестиционные потоки внутри группы укрепляют экономическую базу БРИКС, которая, в свою очередь, трансформируется в политическую базу.

И последнее, но не менее важное: мировая финансовая система отчаянно нуждается в реформе.Мы видели немало стран, компаний и частных лиц, которые подвергаются произвольным санкциям из-за уникальной роли одной страны в глобальной финансовой системе.У БРИКС есть некоторые разработки, позволяющие обойти эту власть в том, что касается торговой валюты, механизмов перевода валют и расчётов и так далее.

Короче говоря, доминирование Запада в мировой политике в последние несколько сотен лет основано на экономическом и технологическом превосходстве.Чтобы БРИКС действительно стала силой, с которой нужно считаться в мировой политике, ей необходимо активизировать свои усилия и в этих областях.

Автор: Гун Цзюн, вице-президент по исследованиям и стратегии израильского филиала Университета международного бизнеса и экономики, эксперт China Forum.

Международный дискуссионный клуб «Валдай»
И вширь, и вглубь
Кирилл Бабаев, Сергей Лавров
Россия не заинтересована в том, чтобы расширение стало основным способом поддержания динамики развития БРИКС, отодвинув на второй план задачи внутренней консолидации и превращения в полноценную организацию.
Подробнее