В мае 2015 г. главы Российской Федерации и Китайской Народной Республики приняли «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути». Объединение двух крупнейших евразийских проектов создаст новые условия для социально-экономического развития всех стран-участниц.
Строительство Экономического пояса – часть разрабатываемого в КНР плана 13-й пятилетки (2016–2020 гг.). Данная инициатива рассчитана на долгосрочную перспективу, по некоторым оценкам, на ее реализацию понадобится около 30 лет. Для финансирования строительства панъевразийской инфраструктуры создано несколько международных финансовых институтов: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (100 млрд долларов), Банк развития БРИКС (100 млрд долларов), Фонд Шелкового пути (40 млрд долларов).
В дальнейшем планируется создание семи «поясов»: транспортного, энергетического, торгового, информационного, научно-технического, аграрного и туристического. Отдаленным результатом может стать возникновение масштабной зоны свободной торговли от северо-западных провинций Китая, Центральной Азии до Центральной и Восточной Европы. Данный внешнеэкономический проект в первую очередь направлен на решение комплекса внутренних проблем КНР. Экономический пояс Шелкового пути закладывает фундамент для ускоренного развития западных районов Китая путем переноса туда производств из прибрежных регионов, а также развития сопутствующих производств и сферы услуг (логистические центры, терминалы) как в Китае, так и в государствах Центральной Азии.
Одной из особенностей реализации этого общегосударственного проекта является вовлечение в него всех провинций Китая в полном соответствии с государственной стратегией «Один пояс – один путь», предложенной председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года. Так, например, в столице северо-восточного Китая Харбине в начале 2015 г. принят «План строительства экономического пояса Шелкового пути на суше и на море провинции Хэйлунцзян экономического коридора Китай, Монголия, Россия». В его рамках выдвинуты шесть ключевых задач:
- Создание трансграничной железнодорожной транспортной системы Харбин–Маньчжурия–Россия–Европа.
- Ускорение создания взаимосвязанной инфраструктуры.
- Увеличение количества объектов предоставления логистических услуг.
- Расширение сотрудничества по защите энергетических ресурсов и экологической среды.
- Строительство трансграничных индустриальных парков и производственных цепочек.
- Расширение сотрудничества в области гуманитарных и научно-технологических обменов.
Для подготовки кадров система высшего образования северо-восточных провинций Китая преобразована через создание научно-образовательных кластеров; более того, в рамках формирования экспортной модели высшего образования создан «северный пояс открытости» вдоль границ России и Монголии.
Таблица 1. Специализация научно-образовательных кластеров провинций КНР
Российское китаеведение
Профильные департаменты Министерства иностранных дел и экспертные сети Университета МИД России – МГИМО успешно обеспечили аналитическое сопровождение встреч глав двух держав, но решение о состыковке Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути ставит перед китаеведами кардинально новые задачи, лежащие в экономической и технологической сферах.
В Российской Федерации исторически сложилось несколько центров китаеведения (Москва, Санкт-Петербург, Приморье, Забайкалье), до последнего времени ориентированные главным образом на политическую и военную экспертизу. В настоящее время китаеведческое экспертное сообщество институционально раздроблено и малочисленно; так, российские синологи по численности уступают своим коллегам в США в 300 раз, а европейским коллегам – в 120 раз. Раздробленность выражается в наличии трех школ политической мысли о Китае: это традиционалисты, адепты международного сотрудничества и сторонники многополярного мира. Кроме того, помимо разделения по политической ориентации можно выделить три группы российских китаеведов по критерию «практика-теория»: классические китаисты, «новые синологи» и китаисты-практики.
Таблица 2. Экспертиза по вопросам взаимодействия с Китаем
Развитие синологии в каждом отдельном государстве является важной составной частью в формировании положительного имиджа Китайской Народной Республики, вследствие чего Пекин уделяет этому вопросу большое внимание. По мнению китайских ученых, отсутствие четко сформулированной и разработанной программы развития синологии в России является препятствием для налаживания сотрудничества с КНР в этой области.
Старт сотрудничества России и Китая в состыковке строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути дает прочную основу для формирования долгосрочной стратегии развития синологии в России и Центральной Азии.
Новое российское китаеведение
Интеграция проекта Евразийского экономического союза, в котором политическое и институциональное лидерство принадлежит России, с проектом Экономического пояса Шелкового пути, который основан на инвестиционной поддержке и технологическом базисе Китая, формируют прагматический контекст для развития российского китаеведения в первой половине XXI века. В современных условиях основная задача нового поколения состоит в обеспечении взаимного культурного и технологического трансфера между Китаем и Россией. Для этого крайне необходим коренной разворот синологии к предметным сферам, подготовка китаеведов, обладающих следующими знаниями и навыками:
- владение китайским языком (вместить в себя две культуры);
- владение системным анализом и разносторонним корпусом знаний о современной КНР;
- обладание налаженной сетью связей и контактов в Китае;
- техническая компетенция (специализация в той или иной естественно-научной или инженерной сфере).
Необходимый объем трудовых ресурсов можно оценить с учетом технических параметров Экономического пояса Шелкового пути, протяженность которого составляет 8400 км, в том числе Китай – 3400 км, Казахстан – 2800 км, Россия – 2200 км (Москва–Казань – 770 км). Кроме того, можно ориентироваться на данные о трудовых ресурсах, задействованных в аналогичных мега-проектах:
- в строительстве железной дороги Цинхай–Тибет (1950 км) со скоростным участком Голмуд–Лхаса участвовали 227 тыс. человек;
- строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (4287 км) потребовало вовлечения около 440 тыс. человек, а численность населения в зоне освоения БАМа достигла 2 млн;
- cогласно проекту ОАО «РЖД», при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва—Казань» планировалось создать 375 тыс. новых рабочих мест (из них 120 тыс. – в регионах прохождения трассы), а на стадии эксплуатации – 5,6 тыс. мест для работников, непосредственно занятых в перевозках, и около 175 тыс. – в смежных отраслях.
По экспертным расчетам, потребность в трудовых ресурсах для строительства высокоскоростных линий Нового Шелкового пути составит 850 тыс. человек (Россия – около 200 тыс.), а для зоны освоения потребуется около 3,5 млн человек (Россия – около 900 тыс.). Основными востребованными специальностями в области инфраструктурного развития станут строители, железнодорожники, энергетики. А при развитии «семи поясов» перспективными специальностями станут: информационные технологии, биотехнология, материаловедение, нетрадиционная энергетика, экология, аграрные технологии, туристический бизнес, медицина.
Стоимость строительства 1 км высокоскоростной железнодорожной магистрали в Европе составляет примерно 50 млн долларов, а китайские специалисты оценивают свои затраты в 24–33 млн долларов за километр, причем большая доля инвестируемых средств приходится на счет Китая. Учитывая это, необходимо сделать вывод о том, что основные выгоды Нового Шелкового пути для Поднебесной лежат в создании технологической, инфраструктурной и финансовой зависимости стран Евразийского экономического союза. Новое поколение технических специалистов должно представлять интересы России в ходе реализации инфраструктурных проектов в Евразии, обеспечивая трансфер технологий и компетенций.
Не стоит забывать, что развитие самой большой сети высокоскоростных железных дорог даже в рамках одной национальной юрисдикции привело к масштабной железнодорожной катастрофе – 23 июля 2011 г. на линии Нинбо–Тайчжоу–Вэньчжоу. Гармонизация технологических регламентов, обеспечение единства норм и правил при строительстве транспортных магистралей и промышленных объектов на территории различных государств является залогом эффективной и безопасной работы панъевразийской инфраструктуры.
Региональная инициатива
Подготовка специалистов, обладающих в равной степени языковыми и инженерно-техническими компетенциями, крайне маловероятна в центрах китаеведения в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку они ориентированы главным образом на политическую, дипломатическую и военную экспертизу. Поэтому лидерами в развитии новой прикладной синологии должны стать приграничные регионы Российской Федерации, в первую очередь те, что в наибольшей степени связаны с КНР, – Приморье и Забайкалье.
Забайкальский край имеет самую протяженную российско-китайскую границу и налаженные связи со всеми северными провинциями Китая. Подготовка китаистов ведется в крае с 1960 г., и за полвека сложилась своя региональная школа китаеведения. Забайкальский государственный университет имеет устойчивые и динамично развивающиеся контакты с более чем 30 китайскими вузами. Обучение осуществляется по пяти специальностям, за период 2011–2015 гг. подготовлено более 400 выпускников, квалификация которых связана с китайским языком.
В связи с необходимостью подготовки синологов, ориентированных на поддержку российско-китайских промышленных и сырьевых проектов, Забайкальский край выступил с инициативой по созданию на базе своего крупнейшего университета Центра по подготовке переводчиков китайского языка технического направления. Эта инициатива полностью поддержана Министерством образования.
Данный центр станет пилотным проектом по созданию на Дальнем Востоке и в Сибири российского китаеведения нового типа. В перспективе в российских регионах, задействованных в реализации проекта Нового Шелкового пути, необходимо создать сеть образовательных кластеров, включающих в свой состав школы, колледжи и вузы, а также малые инновационные предприятия, техно- и агропарки. Эффективное развитие новых центров прикладного китаеведения станет залогом успешной интеграции Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, а также строительства панъевразийской инфраструктуры на благо всех стран континента.