25.07.2023
Инфраструктура украинских портов как правомерная военная цель
Мнения
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Сергей Луценко

Аналитик Института экономический стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне, соавтор документа «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», соавтор документа «Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации».

Правомерность отпора в ситуации вооружённой агрессии зависит от соблюдения критериев необходимости и соразмерности мер, принятых в порядке самообороны. Одним из этих критериев является природа мишени, в отношении которой применяется сила. Соответственно, украинские порты могут являться правомерной целью для применения мер самообороны.

 

Небольшая предыстория

Продовольственная сделка была заключена 22 июля 2022 г. в Стамбуле. Министр обороны РФ Сергей Шойгу и генсек ООН Антониу Гутерриш подписали меморандум о содействии поставкам российских сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки, а украинская делегация заключила соглашение с Турцией и ООН об экспорте зерна. 17 июля 2023 г. Россия приостановила своё участие в сделке из-за отсутствия реализации части договорённостей.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия готова вернуться к выполнению сделки в случае снятия препятствий для её сельхозэкспорта, подключения Россельхозбанка к системе SWIFT, а также возобновления работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. Министерство обороны РФ объявило, что в связи с прекращением функционирования Черноморской зерновой инициативы и сворачиванием морского гуманитарного коридора, с 00:00 московского времени 20 июля 2023 г. все суда, следующие в акватории Чёрного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения. Другими словами, суда, направляющиеся в украинские порты, будут считаться военными целями. При этом Россия будет соблюдать процедуру и запрашивать проверку судна, если появятся подозрения.

Мгновенно последовала реакция из пресс-службы главы ООН. Генеральный секретарь Антониу Гутерриш решительно осудил возможные нападения России на портовые сооружения в Одессе и других украинских черноморских портах. По его словам, разрушение гражданской инфраструктуры может представлять собой нарушение международного гуманитарного права.

В свою очередь, Россия рассматривает инфраструктуру украинских портов на Чёрном море как место дислокации и пополнения мощностей Вооружённых сил Украины (ВСУ), о чём 21 июля заявил первый заместитель постоянного представителя РФ при всемирной организации Дмитрий Полянский. «Мы вынуждены констатировать, что за год действия сделки киевский режим накопил под её прикрытием значительные военно-промышленные, топливные и складские мощности в районах своих черноморских портов», – подчеркнул он на заседании Совета Безопасности ООН в пятницу, посвящённом зерновой сделке. По его словам, там же размещались существенные людские ресурсы ВСУ и иностранных наёмников. Полянский отметил, что прекращение участия России в черноморской инициативе поможет изменить эту ситуацию.

 

Принуждение к миру через механизм гуманитарной интервенции

Существует постановление Международного суда ООН по делу «Пролив Корфу», согласно которому суверенные государства должны надлежащим образом уведомлять друг друга о наличии мин, которые могут нанести ущерб. Отсутствие такого предупреждения способствует причинению вреда и возлагает ответственность на государство, в водах которого были размещены мины, за бездействие в плане уведомления.

Международный суд ООН допускает гуманитарную интервенцию для защиты жизни и здоровья людей и обеспечения уважения к человеческой личности без дискриминации всем нуждающимся. В 2008 г. Россия впервые применила доктрину гуманитарной интервенции при проведении операции по разъединению враждующих сторон и принуждению Грузии к миру для защиты миротворческого контингента и своих граждан, проживающих в зоне конфликта. В отличие от операций США и блока НАТО конфликт был локализован на ограниченной территории, применение Вооружённых сил РФ носило пропорциональный характер и не преследовало цель смены правящего в Грузии политического режима.

В качестве элемента механизма гуманитарных интервенций можно рассматривать создание разного рода международных трибуналов и следственных комиссий по расследованию серьёзных нарушений гуманитарного права с сомнительной правовой природой. Такие структуры должны иметь приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов и создающих процессуальные нормы собственной деятельности[1].

Использование кассетных боеприпасов и международное гуманитарное право
Сергей Луценко
7 июля 2023 г. США объявили, что передадут Украине кассетные боеприпасы. Администрация Байдена анонсировала новый пакет военной помощи, куда впервые вошли 155-миллиметровые артиллерийские снаряды типа DPICM, запрещённые международной конвенцией, которую ратифицировали 123 страны. США, Россия и Украина не входят в число этих стран.
Подробнее

 

Право на самооборону оправдывает нападения на портовые сооружения

Обусловленность осуществления права на самооборону является нормой международного обычного права.

По делу «Действия военного и полувоенного характера в Никарагуа и против Никарагуа» Международный Суд ООН отметил, что существует конкретная норма, согласно которой самооборона оправдывает только меры, соразмерные вооружённому нападению и необходимые для ответных действий, причём эта норма получила прочное закрепление в международном обычном праве. Это двойное условие в равной мере относится и к статье 51 Устава ООН и не зависит от используемых силовых средств. Кроме того, меры индивидуальной или коллективной самообороны могут относиться к более широкой категории мер, необходимых для защиты жизненных интересов стороны.

В 2009 г. Международный комитет Красного Креста опубликовал руководство по толкованию понятия «непосредственное участие в военных действиях» в свете международного гуманитарного права. Там указывается, что в вооружённых конфликтах организованные вооружённые группы составляют вооружённые силы участника конфликта, не являющегося государством, и включают в себя только лиц, чьей постоянной функцией является непосредственное участие в военных действиях (далее – постоянные боевые функции). Участники подобных организованных вооружённых групп, составляющих вооружённые силы негосударственной стороны в конфликте, прекращают быть гражданскими лицами и утрачивают защиту от непосредственного нападения на весь период выполнения ими постоянных боевых функций. При проведении военных операций следует постоянно проявлять заботу о том, чтобы щадить гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты и принимать все возможные меры предосторожности, в том числе при выборе средств и методов нападения, чтобы избежать случайных смертей среди гражданского населения, ранений гражданских лиц и причинения случайного ущерба гражданским объектам или, по крайней мере, свести их к минимуму. Каждый участник конфликта должен заблаговременно эффективно предупреждать о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда этого не позволяют сделать обстоятельства, например, когда элемент неожиданности необходим для успеха операции или для безопасности нападающих сил.

Тезис о принятии «всех возможных мер предосторожности» был истолкован многими государствами как обязанность действовать с учётом всех окружающих обстоятельств, включая гуманитарные и военные соображения. В нашем случае перед принятием любых мер в отношении морских портов и заходящих в них грузов (потенциальных военных целей) необходимо проводить тщательный анализ на предмет их отличия от гражданских объектов.

Приведём пример.

В 2017 г. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека опубликовало переработанную версию Миннесотского протокола по расследованию предположительно незаконного лишения жизни. Это совокупность международных принципов, которые предусматривают, что в тех случаях, когда во время ведения боевых действий гибель людей, как представляется, наступила в результате нападения, следует проводить экспертизу после окончания операции, чтобы установить факты, в том числе касающиеся точности выбора мишени. При наличии разумных оснований подозревать, что было совершено военное преступление, государство должно проводить полное расследование и возбуждать уголовное преследование в отношении ответственных за него лиц. При наличии каких-либо подозрений, что смерть наступила в результате нарушения международного гуманитарного права, которое неравнозначно военному преступлению, и когда в соответствии с международным гуманитарным правом специально не требуется проводить расследование («официальное дознание») по факту такого случая смерти, как минимум необходимо дальнейшее дознание. В любом случае при выявлении доказательств совершения противоправных действий следует проводить полное расследование[2].

Отдельно стоит обратить внимание на следующее обстоятельство. Высказывания высокопоставленных должностных лиц, даже бывших министров и чиновников, которые играли центральную роль в вооружённом конфликте, имеют особое доказательное значение, когда признаются факты или поведение, выставляющие власти в неблагоприятном свете. Эти высказывания могут быть истолкованы как признание. В нашем случае – любое толкование происходящего должностными лицами Украины или их западными кураторами может характеризоваться как форма признания в совершении тех или иных деяний (в частности, официальное признание украинских властей и принятие ответственности за теракт на Крымском мосту 17 июля 2023 года).

Если действовать на основании подхода, выработанного в деле «Никарагуа против Соединённых Штатов Америки», самооборона должна быть соразмерной вооруженному нападению и соответствовать цели. Также следует помнить о природе мишени, к которой применяется сила в порядке самообороны.

Как было отмечено выше, под прикрытием зерновой сделки украинские порты использовались в военных целях – в качестве военно-промышленных, топливных и складских мощностей, центров военной связи для координации украинских сил и так далее.

Условия использования права на самооборону – необходимость и соразмерность – чётко установлены международным обычным правом. Согласно ему, для России украинские порты являются целью для осуществления прав на самооборону, с учётом доведения информации о своих действиях до сведения Совета Безопасности ООН в соответствии со статьёй 51 Устава ООН.

Как было отмечено в решении Международного суда ООН по делу «О нефтяных платформах («Иран против США»), меры по самообороне «необходимы» для защиты жизненных интересов стороны в области безопасности.

Таким образом, правомерность отпора в ситуации вооружённой агрессии зависит от соблюдения критериев необходимости и соразмерности мер, принятых в порядке самообороны. Одним из этих критериев является природа мишени, к которой применяется сила в порядке самообороны. Соответственно, украинские порты могут являться правомерной целью для применения мер самообороны.

 

Вместо заключения

В международном праве выработан механизм гуманитарной интервенции, направленный на принуждение государства к миру. Интервенция основана на правах человека, строго ограничена предупреждением или пресечением массовых жестокостей в форме геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и этнических чисток и не подразумевает изменений в конституционной системе целевого государства, а также военных переворотов. Действия России в рамках специальной военной операции соответствует условиям права на самооборону.

Зачем оружие
Сергей Караганов
Военное усиление призвано компенсировать относительную слабость в других факторах силы – экономических, технологических, идейно-психологических. Россия обладает удивительно малой привлекательностью для внешнего мира. Уважают ее почти исключительно как сильного игрока.
Подробнее
Сноски

[1] Резолюция Совета Безопасности ООН от 25.05.1993 № 827 // ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/306/30/PDF/N9330630.pdf?OpenElement (дата обращения: 22.07.2023); Резолюция Совета Безопасности ООН от 08.11.1994 № 955 // ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/057/27/PDF/N9605727.pdf?OpenElement (дата обращения: 22.07.2023).

[2] Постановление ЕСПЧ от 16.02.2021 по делу «Ханан против Германии» (жалоба № 4871/16 // Доступ «СПС Консультант Плюс».

Нажмите, чтобы узнать больше