После начала специальной военной операции на Украине повышается вероятность того, что право на неограниченное пользование Северным морским путём могут заявить практически все арктические государства, которые сегодня в полном составе являются членами НАТО. Также за интернационализацию СМП выступают политические элиты Республики Кореи, КНР, Японии. Означает ли это новую битву за Арктику?
От Северного морского пути (СМП) зависит социально-экономическое развитие субъектов Арктической зоны РФ. На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2024 г. Владимир Путин отметил, что СМП является востребованной глобальной артерией и в перспективе перевозки по нему могут превысить 150 млн тонн. СМП всегда воспринимался как наиболее короткий и безопасный маршрут, связывающий азиатские и европейские рынки.
Коридор будущего
Морские транспортные пути по-прежнему являются одними из главных магистралей, обеспечивающих региону или государству статус мирового лидера. Глобальная значимость морских транспортных коммуникаций обуславливается их объективной выгодой по сравнению с другими транспортными отраслями. СМП – это кратчайший морской путь, соединяющий Европейскую часть России с Дальним Востоком. В свете обострения военной обстановки в Йемене, создающей угрозы международному морскому судоходству в Аденском заливе и Красном море, СМП – наиболее короткий и безопасный маршрут, связывающий азиатские и европейские рынки.
Это предоставляет России конкурентные преимущества в мировой транспортной логистике и создаёт новые возможности для развития, разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Речь идёт о месторождениях Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, газоконденсатных месторождениях полуострова Ямал и нефтяных в районе Обской губы, шельфа Баренцева моря. ПАО «ГМК Норильский никель» активно продолжает осваивать Баимское месторождение цветных металлов. СМП во многом способствует развитию судостроения в России, реализующегося в рамках Ледокольной программы ПАО «ГМК Норильский никель» и «Росатома». Арктический туризм непосредственно связан с этой транспортной магистралью – число людей, желающих познакомиться с красотами Арктики и бытом коренных малочисленных народов, проживающих в регионе, растёт.
Способен ли СМП заменить Красное море в мировой логистике
СМП занимает стратегически важное положение в системе геополитических интересов России. Нестабильная ситуация в регионе Красного моря, по мнению многих аналитиков, способствовала росту транспортных расходов и задержкам поставок товаров. В результате в конце 2023 г. международная торговля снизилась на 1,3 процента. Транзит грузов через Красное море сегодня является рискованным и непопулярным. В этих международных реалиях растёт интерес к использованию возможностей СМП (при сохранении его статуса в качестве национальной транспортной коммуникации России в Арктике) как самостоятельного Евроазиатского морского транспортного коридора. Европейские государства понимают выгоду от использования международного транзитного судоходства по трассам СМП, поскольку этот маршрут сокращает время доставки грузов из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия, со своей стороны, также выступает за развитие транзитных перевозок и международного судоходства по СМП, намереваясь сохранить и преумножить арктический флот, задействовать ледоколы и получать прибыль от эксплуатации национальной транспортной магистрали.
Хотя исторически СМП является национальным транспортным маршрутом России, США, Европа, Республика Корея, КНР и Япония настаивают на его интернационализации, рассматривая эту транспортную магистраль в качестве собственного важного экономического и политического ресурса. Политическая элита этих стран считает, что интернационализация СМП может обеспечить большую, чем при использовании южных маршрутов, безопасность и независимость от других влиятельных мировых держав.
Переориентация грузов на СМП, конечно, очень перспективная цель. Но она может носить весьма долгосрочный характер, поскольку многое будет зависеть от геоэкономических и технологических условий (строительство ледоколов, развитие инфраструктуры самого СМП, политика вышеуказанных стран по отношению к СМП).
Сулит ли специальная военная операция новую битву за Арктику
После начала специальной военной операции соперничество России и ряда стран на арктическом направлении усилилось, обострилась и борьба за СМП. Россия продолжает наращивать атомный флот и добычу природных ископаемых в регионе. В Санкт-Петербурге спущены на воду два из шести новых атомных ледоколов, призванных заменить атомно-ледокольный флот, созданный ещё во времена СССР, и обеспечить возможность круглогодичной навигации на всём протяжении СПМ; ни одна из других держав, имеющих собственные интересы в Арктике, похвастаться подобным достижением не может.
Единственным возможным конкурентом СМП мог бы являться Северо-Западный проход, пролегающий вдоль арктических берегов Канады и США, но его использование сдерживается отсутствием у этих стран современных ледоколов в достаточном количестве. Не в силах совладать со своим российским конкурентом, эти страны могут прибегнуть к ассиметричному ответу, то есть к созданию перманентной военной угрозы навигации по СМП. Современные технологии это позволяют.
В ходе специальной военной операции (СВО) Запад апробировал применение безэкипажных катеров, начинённых взрывчаткой против военных и гражданских судов РФ в акватории Чёрного моря, продемонстрировав, что, опираясь на спутниковую разведку, системы дистанционного управления, можно малыми силами создать серьёзные угрозы для больших кораблей. Также в ходе СВО украинская сторона применяла против российских военных и гражданских объектов свою беспилотную авиацию, используя воздушное пространство Прибалтийских стран, формально остающихся нейтральными, но при этом являющихся членами НАТО.
Опыт СВО показал, что в ряде случаев украинские беспилотные катера атаковали российские цели в Крыму, хотя были запущены с нейтральных судов, идущих по так называемому «зерновому коридору», соединяющему Одессу и турецкие порты.
Не следует игнорировать и ещё одну потенциальную угрозу: возможность создания скрытых баз на территории арктических архипелагов, входящих в состав самой РФ, – Земли Франца Иосифа, Новой Земли или Северной Земли. В годы Второй мировой войны немецкое командование разместило на этих островах свои метеорологические станции и станции поддержки подводных лодок для обеспечения операций Кригсмарине в Арктике. Опираясь на эти базы, многие из которых были обнаружены советской стороной лишь в послевоенное время, немецкие подводные лодки успешно осуществляли свои действия в водах Баренцева и Карского морей, потопив большое количество советских кораблей и судов. Надо полагать, что соответствующий военный опыт был передан немецкими адмиралами военно-морскому руководству стран НАТО ещё в 1950-е годы. Что помешает воспользоваться этим опытом сегодня, хотя бы под «удобным» для таких случаев украинским флагом?
Заключение
На наш взгляд, России стоит учесть уроки прошлого и заблаговременно озаботиться увеличением морской, воздушной и космической разведки вдоль всей трассы СМП, созданием собственных баз и патрульных сил, способных своевременно выявлять и уничтожать любые объекты, угрожающие российскому судоходству. Не лишним было бы проработать и отрепетировать вопросы конвоирования караванов судов кораблями Северного флота, а также оснастить ледоколы, нефте- и газовозы и другие суда средствами борьбы с беспилотными воздушными и морскими судами противника.
Автор: Славяна Болдырева, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения, политологии и международных отношений Северного (Арктического федерального) университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)