29.08.2024
«Горячее» будущее для холодного региона?
Развитие Северного морского пути в эпоху специальной военной операции
Новости Школы авторов
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Славяна Болдырева

Кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения, политологии и международных отношений Северного (Арктического федерального) университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск).

Школа авторов «Учи учёного»

После начала специальной военной операции на Украине повышается вероятность того, что право на неограниченное пользование Северным морским путём могут заявить практически все арктические государства, которые сегодня в полном составе являются членами НАТО. Также за интернационализацию СМП выступают политические элиты Республики Кореи, КНР, Японии. Означает ли это новую битву за Арктику?

От Северного морского пути (СМП) зависит социально-экономическое развитие субъектов Арктической зоны РФ. На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2024 г. Владимир Путин отметил, что СМП является востребованной глобальной артерией и в перспективе перевозки по нему могут превысить 150 млн тонн. СМП всегда воспринимался как наиболее короткий и безопасный маршрут, связывающий азиатские и европейские рынки.

 

Коридор будущего

Морские транспортные пути по-прежнему являются одними из главных магистралей, обеспечивающих региону или государству статус мирового лидера. Глобальная значимость морских транспортных коммуникаций обуславливается их объективной выгодой по сравнению с другими транспортными отраслями. СМП – это кратчайший морской путь, соединяющий Европейскую часть России с Дальним Востоком. В свете обострения военной обстановки в Йемене, создающей угрозы международному морскому судоходству в Аденском заливе и Красном море, СМП – наиболее короткий и безопасный маршрут, связывающий азиатские и европейские рынки. 

Это предоставляет России конкурентные преимущества в мировой транспортной логистике и создаёт новые возможности для развития, разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Речь идёт о месторождениях Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, газоконденсатных месторождениях полуострова Ямал и нефтяных в районе Обской губы, шельфа Баренцева моря. ПАО «ГМК Норильский никель» активно продолжает осваивать Баимское месторождение цветных металлов. СМП во многом способствует развитию судостроения в России, реализующегося в рамках Ледокольной программы ПАО «ГМК Норильский никель» и «Росатома». Арктический туризм непосредственно связан с этой транспортной магистралью – число людей, желающих познакомиться с красотами Арктики и бытом коренных малочисленных народов, проживающих в регионе, растёт.

Вступление Швеции и Финляндии в НАТО: арктический аспект
Максим Майоров, Хусравхон Набиев, Дмитрий Попов
В Вильнюсе проходит саммит НАТО. Один из интригующих сюжетов – разногласия между членами альянса относительно присоединения к нему Швеции. Формально и Стокгольм, и Хельсинки долгие годы придерживались линии нейтралитета, при этом активно включаясь в систему безопасности «коллективного Запада». Что изменит для России и Арктики официальное вступление Швеции в НАТО?
Подробнее

 

Способен ли СМП заменить Красное море в мировой логистике

СМП занимает стратегически важное положение в системе геополитических интересов России. Нестабильная ситуация в регионе Красного моря, по мнению многих аналитиков, способствовала росту транспортных расходов и задержкам поставок товаров. В результате в конце 2023 г. международная торговля снизилась на 1,3 процента. Транзит грузов через Красное море сегодня является рискованным и непопулярным. В этих международных реалиях растёт интерес к использованию возможностей СМП (при сохранении его статуса в качестве национальной транспортной коммуникации России в Арктике) как самостоятельного Евроазиатского морского транспортного коридора. Европейские государства понимают выгоду от использования международного транзитного судоходства по трассам СМП, поскольку этот маршрут сокращает время доставки грузов из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия, со своей стороны, также выступает за развитие транзитных перевозок и международного судоходства по СМП, намереваясь сохранить и преумножить арктический флот, задействовать ледоколы и получать прибыль от эксплуатации национальной транспортной магистрали.

Хотя исторически СМП является национальным транспортным маршрутом России, США, Европа, Республика Корея, КНР и Япония настаивают на его интернационализации, рассматривая эту транспортную магистраль в качестве собственного важного экономического и политического ресурса. Политическая элита этих стран считает, что интернационализация СМП может обеспечить большую, чем при использовании южных маршрутов, безопасность и независимость от других влиятельных мировых держав.

Переориентация грузов на СМП, конечно, очень перспективная цель. Но она может носить весьма долгосрочный характер, поскольку многое будет зависеть от геоэкономических и технологических условий (строительство ледоколов, развитие инфраструктуры самого СМП, политика вышеуказанных стран по отношению к СМП).

 

Сулит ли специальная военная операция новую битву за Арктику

После начала специальной военной операции соперничество России и ряда стран на арктическом направлении усилилось, обострилась и борьба за СМП. Россия продолжает наращивать атомный флот и добычу природных ископаемых в регионе. В Санкт-Петербурге спущены на воду два из шести новых атомных ледоколов, призванных заменить атомно-ледокольный флот, созданный ещё во времена СССР, и обеспечить возможность круглогодичной навигации на всём протяжении СПМ; ни одна из других держав, имеющих собственные интересы в Арктике, похвастаться подобным достижением не может.

Единственным возможным конкурентом СМП мог бы являться Северо-Западный проход, пролегающий вдоль арктических берегов Канады и США, но его использование сдерживается отсутствием у этих стран современных ледоколов в достаточном количестве. Не в силах совладать со своим российским конкурентом, эти страны могут прибегнуть к ассиметричному ответу, то есть к созданию перманентной военной угрозы навигации по СМП. Современные технологии это позволяют.

В ходе специальной военной операции (СВО) Запад апробировал применение безэкипажных катеров, начинённых взрывчаткой против военных и гражданских судов РФ в акватории Чёрного моря, продемонстрировав, что, опираясь на спутниковую разведку, системы дистанционного управления, можно малыми силами создать серьёзные угрозы для больших кораблей. Также в ходе СВО украинская сторона применяла против российских военных и гражданских объектов свою беспилотную авиацию, используя воздушное пространство Прибалтийских стран, формально остающихся нейтральными, но при этом являющихся членами НАТО.

Что помешает использовать эти же средства и технологии (с опорой на военные базы и морские порты Северной Норвегии, остров Медвежий, архипелаг Шпицберген или «случайные суда», находящиеся в нейтральных водах Баренцева моря) для атаки российских судов, идущих по СМП?

Опыт СВО показал, что в ряде случаев украинские беспилотные катера атаковали российские цели в Крыму, хотя были запущены с нейтральных судов, идущих по так называемому «зерновому коридору», соединяющему Одессу и турецкие порты.

Не следует игнорировать и ещё одну потенциальную угрозу: возможность создания скрытых баз на территории арктических архипелагов, входящих в состав самой РФ, – Земли Франца Иосифа, Новой Земли или Северной Земли. В годы Второй мировой войны немецкое командование разместило на этих островах свои метеорологические станции и станции поддержки подводных лодок для обеспечения операций Кригсмарине в Арктике. Опираясь на эти базы, многие из которых были обнаружены советской стороной лишь в послевоенное время, немецкие подводные лодки успешно осуществляли свои действия в водах Баренцева и Карского морей, потопив большое количество советских кораблей и судов. Надо полагать, что соответствующий военный опыт был передан немецкими адмиралами военно-морскому руководству стран НАТО ещё в 1950-е годы. Что помешает воспользоваться этим опытом сегодня, хотя бы под «удобным» для таких случаев украинским флагом?

 

Заключение

На наш взгляд, России стоит учесть уроки прошлого и заблаговременно озаботиться увеличением морской, воздушной и космической разведки вдоль всей трассы СМП, созданием собственных баз и патрульных сил, способных своевременно выявлять и уничтожать любые объекты, угрожающие российскому судоходству. Не лишним было бы проработать и отрепетировать вопросы конвоирования караванов судов кораблями Северного флота, а также оснастить ледоколы, нефте- и газовозы и другие суда средствами борьбы с беспилотными воздушными и морскими судами противника.

Автор: Славяна Болдырева, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения, политологии и международных отношений Северного (Арктического федерального) университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск)

Где начинается Родина? Арктика и Дальний Восток
Никита Поташёв
Пришло время преобразиться, найдя главный источник силы не в имперской идентичности бесконечного расширения, но в обустройстве себя, применении лучшего, что у нас уже есть внутри, на благо наших людей.
Подробнее