21.02.2012
Глоток оптимизма
Рецензии
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Фёдор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». 

AUTHOR IDs

SPIN RSCI: 4139-3941
ORCID: 0000-0003-1364-4094
ResearcherID: N-3527-2016
Scopus AuthorID: 24481505000

Контакты

Тел. +7 (495) 980-7353
[email protected]

Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / Под редакцией академика А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2011. – 480 с.

Институт мировой экономики и международных отношений выпустил солидную монографию, которую можно назвать энциклопедией ближайшего будущего. ИМЭМО на протяжении десятилетий – признанный флагман отечественных международных исследований, а коллектив авторов собрал почти все лучшие российские умы в области мировой политики и экономики. В России давно не выходило ничего более фундаментального с попыткой предугадать направление развития мировых процессов. Поэтому книгу нужно немедленно включить в перечень обязательного чтения для всех, кто профессионально или любительски интересуется соответствующим кругом вопросов.

Прогнозировать развитие современной мировой ситуации – задача не просто сложная, но почти безнадежная. И дело не в недостатке таланта у исследователей, проницательных аналитиков как раз хватает. Просто международная система переживает переходную фазу, но направление этого перехода подвержено воздействию огромного числа хаотически меняющихся факторов самого разного рода. Поэтому практически невозможно определить собственно станцию назначения. В бессилии предсказателей легко убедиться, если взглянуть на события последних 20 лет и на то, как сценарии будущего представлялись в начале 1990-х и начале 2000-х годов. Никто не ожидал нынешнего состояния мира, в котором прежние лидеры начинают заметно отставать, новые вырываются вперед (правда, непонятно, насколько это опережение долгосрочно), все без исключения институты переживают эрозию, а идеологические представления не просто не оправдываются, а стираются.

В различных работах конца ХХ века можно задним числом найти элементы озарений, которые, как видно теперь, предвосхитили неожиданные повороты рубежа веков и начала нынешнего столетия, но все это очевидно уже в ретроспективе. Целостной и при этом оправдавшейся картины того, куда мир будет двигаться дальше, не создал почти никто. Отчасти это связано с кризисом науки о международных отношениях, которая так и не смогла вовремя найти инструменты, подходящие для осмысления новой реальности, значительно отличающейся от прежних эпох. Прежде всего глобальным охватом всего происходящего и глубокой переплетенностью политических и экономических процессов, зачастую при этом противоречащих друг другу. Символом «нищеты философии» международных отношений стало распространение модных умопостроений в духе «черного лебедя», суть которых сводится к незамысловатому выводу: иногда что-то случается, что невозможно ни понять, ни предсказать, а просто вот так – и всё.

Авторы стратегического прогноза ИМЭМО, серьезные ученые, не склонные к гаданиям и погоне за яркими ярлыками, отдают себе отчет в том, что убедительное прогнозирование, по большому счету, невозможно. Поэтому книга построена как очень добросовестное и глубокое описание нынешней ситуации, на основании которого авторы делают выводы о возможных тенденциях ее развития до 2030 года. Такой подход, вероятно, является единственно приемлемым для солидного академического института, хотя имеет и обычный для подобного жанра недостаток. Авторы зачастую склонны слишком линейно экстраполировать на будущее параметры сегодняшнего положения вещей, вынося за скобки вероятность резких поворотов, которые ломали бы доминирующий тренд. Понятно, что серьезный ученый не имеет права на свободный полет фантазии, свойственный журналистам и «публичным интеллектуалам», однако в мировой обстановке, подобной той, что сложилась сегодня, пространство для гипотез должно быть шире, и допуск радикальных, нелинейных сценариев необходим именно для точности прогноза.

Стратегический прогноз состоит из шести крупных разделов: «Идеология и глобальное управление», «Мировая экономика», «Глобальный социальный вызов», «Система международных отношений и риски в сфере безопасности», «Центры и регионы мирового развития». Заключение содержит выводы для России, описание рисков и возможностей.

Большой интерес представляет собой раздел, посвященный идеологиям, поскольку при обилии материалов и публикаций на эту тему и ее явной важности она остается недостаточно освещенной и проанализированной. Не все согласятся с утверждением авторов, что «к 2030 г. преобладающей идеологией станет идеология глобализации, компромиссного мышления и интеграционной мотивации» (с. 40). Глядя на растущий мировой хаос, который порождает конкуренцию то ли за влияние, то ли за выживание, искренне хочется верить в правоту ученых. Правда, сами авторы, разворачивая свой тезис, признают многочисленные риски, которые могут воспрепятствовать его осуществлению. Крайне интересны размышления о возможностях трансформации традиционных мировых идеологий и шансах на появление новых. Несколько менее убедительным представляется раздел (хотя и весьма подробный) о глобальном управлении, что вполне объяснимо – в этой сфере сейчас царит особенная неопределенность.

Описывая экономические тенденции, авторы ожидают, что «умножится число международных финансовых организаций, продолжится их регионализация. Повысится роль региональных многосторонних финансовых институтов» (с. 167). При этом прогноз не предполагает кардинального изменения мировой парадигмы экономического развития за отсутствием внятной альтернативы. Очень полезен для читателя раздел, посвященный социальной картине мира – от кризиса политических систем до проблем на рынке труда, в сфере демографии, здравоохранения, отношений общества, государства и бизнеса. Небольшая глава отведена вопросу о влиянии информационных технологий на политический процесс, тема сегодня животрепещущая, но пока авторы совершили к ней лишь первый подход.

Традиционно сильной стороной ИМЭМО является тематика международной безопасности, и этот раздел – очень подробный и обстоятельный. Авторы принципиально избегают алармизма и не соглашаются с мнением тех, кто предрекает миру череду катастроф в описываемый период. По их мнению, мировая система будет постепенно выходить из переходного периода, постепенно структурно оформляясь по-новому. «Нацеленность на решение возникающих проблем сообща – в силу всеобщего характера этих проблем – дает международно-политической системе конструктивный стержень» (с. 250). Опять же очень хочется, чтобы этот вывод оправдался. Авторы прогноза, однако, подробно описывают конфликты и экстремальные сценарии, которые могут угрожать миру и стабильности по всей планете, уделяя особое внимание наиболее опасному, на их взгляд, кризису – возможной войне из-за иранской ядерной программы.

Последний раздел представляет собой подробный анализ перспектив развития основных стран и регионов мира. Выводы для России даны в удобном и лаконичном виде таблиц, суммирующих различные факторы развития и воздействие их на разные направления политики страны.

В целом ученые ИМЭМО демонстрируют умеренно оптимистический подход к тому, что будет происходить в мире в предстоящие два десятилетия. Вера в человеческий разум и благотворное (по большей части) влияние глобализации приводит их к убеждению, что конструктивные тенденции возьмут верх над деструктивными, хотя последние сейчас кажутся очень весомыми. На фоне скорее депрессивного настроя, который преобладает во многих других публикациях, стратегический прогноз позволяет хотя бы перевести дух.