24.06.2025
Если Германия станет нестабильной, Европа тоже рухнет
Валдайские записки
Хотите знать больше о глобальной политике?
Подписывайтесь на нашу рассылку
Ульрике Рейснер

Независимый политический обозреватель, сооснователь BRENNUS Institute Paris-Vienna.

Международный дискуссионный клуб «Валдай»

Вопрос о том, как обстоят дела в Европе, роковым образом связан с центром континента – Германией. Демонстративное смещение фокуса нового канцлера Германии Фридриха Мерца в сторону НАТО и трансатлантического союзника, США, не должно заслонять тот факт, что крупнейшая экономика Европы борется с множеством внутренних проблем. И любой, кого волнует ближайшее будущее Германии, должен проанализировать именно эти параметры.

«Германия снова на верном пути», – таково было послание Фридриха Мерца после того, как он заключил коалиционное соглашение с социал-демократами. Мерц обратился конкретно к президенту США: Германия выполнит свои обязательства в области оборонной политики и поддержит распространение этого курса на всю Европу.

Инаугурационный визит канцлера Германии в Белый дом в июне соответствовал этому посланию. Цель в том, чтобы активизировать сотрудничество между канцелярией ФРГ и Белым домом, не в последнюю очередь из-за «глубокой благодарности Соединённым Штатам за освобождение Германии от нацизма восемьдесят лет назад». Тот факт, что вклад Красной Армии не упоминается в этом контексте, вписывается в нынешнюю доктрину безопасности НАТО, которую Фридрих Мерц уже сделал частью своей личной повестки дня в программной речи по внешней политике в январе: Мерц не оставил сомнений в том, что в мире нет лучшего партнёрства, чем между Германией и США. Согласно результатам встречи НАТО в начале июня, Германия также намерена принять второй по величине пакет военных затрат в альянсе, включая увеличение численности личного состава примерно до 460 тысяч солдат. 

 

Неправильный курс

Если ограничивать аналитический взгляд на текущее развитие Германии заявлениями немецкого правительства по вопросам внешней политики и безопасности, это быстро приведёт к ошибочным суждениям. Следует отметить с самого начала, что Фридрих Мерц рассматривает свою должность канцлера как внешнеполитическую. Он является убеждённым «атлантистом», поскольку ориентирован на такие ценности, как рыночная экономика, либерализм и демократия, причём отождествляет их с определёнными государствами. Прежде всего это США и Великобритания – но также и Германия.

Однако, чтобы лучше понять нынешнюю ситуацию в Германии, необходимо взглянуть шире и учесть социальное и экономическое развитие. Так можно выявить параметры, которые определяют будущее Германии. Прослеживаются три пути, которые, по мнению автора, будут играть решающую роль в формировании развития страны:

a) Фискальная и долговая политика

Фридрих Мерц осознаёт, что Германия сможет достичь целей НАТО по вооружению, только если будет готова взять на себя новый большой долг. Даже когда коалиционные переговоры о новом совместном правительстве всё ещё продолжались, христианские демократы (ХДС/ХСС) и социал-демократы (СДПГ) внесли в Бундестаг законопроект с поправками в Основной закон Германии, разрешающий новый беспрецедентный долг для инвестиций в военную и гражданскую инфраструктуру.

В будущем федеральные расходы на военную оборону, гражданскую защиту и разведывательные службы будут финансироваться за счёт дополнительных кредитов. То же самое касается военной поддержки Украины, которая оценивается в 4 миллиарда евро на 2025 год, причём запланировано ещё 3 миллиарда евро. Однако тот факт, что Германия может взять около 900 миллиардов евро нового долга, также вызвал резкую критику: если государственный долг в течение десяти лет вырастет с 62 процентов до 90 процентов годового объёма производства, это повлечёт за собой дополнительные процентные платежи в размере от 250 миллиардов до 400 миллиардов евро.

б) Экономическая и энергетическая политика

Санкции ЕС против Российской Федерации нанесли серьёзный удар по экономике Европейского союза, особенно по экономике Федеративной Республики Германии. Рост цен на энергоносители подстегнул инфляцию и, следовательно, рост цен в целом. В настоящее время Германия переживает самую длительную рецессию за последние двадцать лет. Экономика сокращалась в 2024 году второй год подряд, и в 2025 году в лучшем случае ожидается лишь незначительный рост.

Высокие издержки, особенно в энергетическом секторе, нехватка квалифицированных рабочих и жёсткая бюрократическая структура ослабляют конкурентоспособность крупнейшей экономики Европы. Компании практически во всех секторах экономики сообщают о нехватке заказов. Внутренний спрос остаётся подавленным, несмотря на восстановленную покупательную способность и сравнительно низкие процентные ставки, поскольку неопределённость относительно курса экономической политики и геополитической обстановки остаётся высокой.

После многих лет инфляции (6,9 процента в 2022 году и 5,9 процента в 2023 году), вызванной резким ростом цен на энергоносители из-за санкций против России, граждане Германии сталкиваются с её последствиями, мерами жёсткой экономии и неопределённостью на рынке труда.

в) Социальная политика

Помимо высокого уровня задолженности и ошибочной экономической и энергетической политики, у Германии есть ахиллесова пята, которую часто упускают из виду в аналитических материалах. На протяжении десятилетий в стране не было достаточного уровня рождаемости среди коренного населения. Почти шестьдесят лет рост населения был обусловлен иммиграцией и воссоединением семей. Высокий уровень благосостояния страны в сочетании с хорошо развитым государством всеобщего благосостояния является ключевым фактором привлечения мигрантов. Последние статистические данные показывают, что почти треть населения, проживающего в Германии, имеет миграционное происхождение. К этому следует добавить продолжающееся ухудшение общего уровня здоровья, которое затрагивает как коренное население, так и мигрантов. Две трети взрослых имеют избыточный вес, а около четверти населения страдает ожирением. Более 35 процентов взрослого населения имеют опыт употребления запрещённых наркотиков, и почти 30 процентов страдают психическими заболеваниями.

Картину стремительно ухудшающихся социальных условий дополняет немецкая система образования: около четверти немецких детей не умеют правильно читать в возрасте десяти лет, а базовые школьные квалификации молодых людей также неуклонно ухудшаются.

Германия не в состоянии адаптироваться к потребностям обучения в XXI веке, как это уже давно происходит в странах Азии и Северной Европы. 

Расколется ли «Альтернатива»?
Филипп Фомичёв
Есть основания полагать, что на следующих федеральных выборах (в 2029 г.) создать коалицию без участия «Альтернативы для Германии» будет затруднительно. На этом фоне вновь встаёт вопрос, не пора ли АдГ содержательно перестроиться для перехвата правительственной ответственности, сгладить особо «токсичные» углы, ибо, если этого не сделать, можно упустить исторический шанс.
Подробнее

 

Реструктуризация для стабилизации

Это возвращает нас к заявлениям правительства Германии о политике вооружения и обороны: на действительной службе в вооружённых силах Германии находятся около 180 тысяч человек. Как можно увеличить это число до 460 тысяч, если учесть вышеупомянутые социально-политические события и тот факт, что выход на пенсию «бэби-бумеров» (родившихся между 1957 и 1969 годами) приведёт к потере большого количества работников на рынке труда, а также персонала вооружённых сил?

Как Германия может оставаться стабильной экономической державой в Европе, если она больше не может обеспечить себе энергоснабжение в прямом смысле этого слова? Страна, которая через 25 лет откажется от 80 процентов энергоснабжения за счёт угля и атомной энергетики и, кроме того, отрезает себя от доступных источников энергии из-за собственных экономических санкций, не зная, где и по какой цене можно найти замену, разрушает собственное энергоснабжение.

Как Германия может взять на себя роль суверенного лидера в Европе, если она сдаётся диктату Брюсселя и ЕЦБ через дальнейшие долги? Самостоятельно установленные Германией ограничения на государственный долг в сочетании с её отвращением к эмиссионному финансированию поставили крупнейшую экономику Европы в трудное положение, поскольку налицо противоречивые цели: отказ от ядерной энергии и российского газа; соблюдение санкций против России и в то же время желание оставаться экспортной экономикой.

Причина, по которой мы должны сосредоточить наше внимание на будущем Германии, очевидна: если Германия станет нестабильной, Европа рухнет. Поэтому вопрос будущего Европы неразрывно связан с центром континента. Европа не может позволить своему центру, Германии, стать нестабильным – не в то время, когда зарождается новый многополярный мировой порядок.

Соответственно, крайне важно, чтобы лидеры Германии сосредоточились на структурной и макроэкономической реструктуризации страны, тем самым стабилизируя европейский центр. Эта реструктуризация должна включать в себя:

 

  • Инвестиции на стыке высокоразвитой промышленности, инновационной торговли, квалифицированных услуг и фундаментальных исследований. Германия не имеет значительных сырьевых ресурсов, и её аграрно-сырьевое производство неконкурентоспособно на мировом рынке. Поэтому политические и экономические силы должны сосредоточиться на традиционных сильных сторонах Германии.

  • Значительное сокращение государственных расходов, в первую очередь за счёт правительственной и административной реформы. Расходы на администрирование, обслуживание долга, социальное обеспечение и неизбирательные субсидии должны быть полностью реформированы.

  • Прекращение косвенной денежно-кредитной и фискальной политики перераспределения ЕЦБ. Германия не может и не должна выступать в качестве казначея для государств – членов ЕС и союзников по НАТО в контексте постоянного европейского перераспределения, пока она сама не подвергнется структурным и макроэкономическим реформам.

 

Как и другие европейские страны, Германия должна найти своё место, чтобы не быть исключённой из нового мирового порядка. Для этого требуются прежде всего внутренние реформы и стабилизация, а также мирные отношения, основанные на партнёрстве и равенстве со всеми соседями на европейском континенте, включая Россию.

Ошибочные решения в финансовой и долговой политике, экономической и энергетической политике, а также социальной и миграционной политике ввергли страну в серьёзный кризис. Это уже можно увидеть в текущей экономической и демографической статистике. Поэтому крайне важно, чтобы лидеры Германии сосредоточились на структурной и макроэкономической реструктуризации страны, тем самым стабилизируя европейский центр.

Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Ради чего мы готовы сегодня вести войну?
Петер Гаувайлер
Нужно набраться духу и вернуться к тому, что делало старую ФРГ такой понятной и успешной: сдержанность внешней политики и убедительная система обороны для недопущения войны. Война, ради каких бы целей она ни велась, ни при каких обстоятельствах не должна начаться.
Подробнее